Дело № 2-703/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славгород 18 июля 2011 года
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мозер Л.А.,
при секретаре Шевченко Е.Н.,
с участием процессуального истца - помощника
Славгородского межрайонного прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Ищенко ФИО7, Соболева ФИО8 к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении ФИО11 по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг электроснабжения и выплате денежной компенсации расходов на оплату электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах Ищенко Н.П., Соболева Б.Ф. обратился в суд, с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице Славгородского отделения по применению с 28 ноября 2007 г. по 29 августа 2009г. в отношении ветерана труда Ищенко Н.П., с 20 марта 2009г. по 07 августа 2009г. в отношении ветерана труда Соболева Б.Ф., пользующихся мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, норматива потребления электроэнергии 50 кВт.ч в месяц; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Ищенко Н.П., Соболеву Б.Ф. перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за указанный период, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006 г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить: Ищенко Н.П. сумму компенсаций за период с 28 ноября 2007 г. по 29 августа 2009г., Соболеву Б.В. сумму компенсаций за период с 20 марта 2009г. по 07 августа 2009г. согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
В обоснование иска прокурор ссылался на то, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст.157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки Ищенко Н.П., Соболева Б.Ф. применяло норматив потребления, установленный решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005 г. №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». Между тем нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и ведены в действие с 01.01.2007г.. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт.ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Ищенко Н.П., Соболеву Б.Ф., оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.
В ходе судебного разбирательства, в связи с поступлением от материальных истцов Ищенко Н.П., Соболева Б.Ф. заявлений о частичном отказе от иска, а именно в части исковых требований к ОАО «Алтайкрайэнерго», которое произвело перерасчёт платы за услуги по электроснабжению, Славгородский межрайонный прокурор заявил об уточнении исковых требований и просил обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду выплатить: Ищенко Н.П. сумму компенсации за период с 28 ноября 2007 г. по 29 августа 2009г. согласно произведённому перерасчёту оплаты электроснабжения в сумме 170 рублей 33 копейки, Соболеву Б.Ф. сумму компенсации за период с 20 марта 2009 г. по 07 августа 2009г. согласно произведённому перерасчёту оплаты электроснабжения в сумме 175 рублей 02 копейки.
Ищенко Н.П., Соболев Б.Ф., представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» и представитель Управления социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заслушав пояснения помощника Славгородского межрайонного прокурора Хижняк О.Е., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Ищенко Н.П., Соболев Б.Ф. имеют удостоверение «Ветеран труда», дающее право на льготы по оплате коммунальных услуг и пользуются льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению.
Ищенко Н.П. проживает в благоустроенной квартире в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу, в квартире проживает 2 человека, в квартире имеется 1 комната и зарегистрированная электроплита.
Соболев Б.Ф. проживает в благоустроенной квартире в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу, в квартире проживает 1 человек, в квартире имеется 3 комнаты и зарегистрированная электроплита.
По оплате потребленной Ищенко Н.П. с 28 ноября 2007 г. по 29 августа 2009г., Соболевым Б.Ф. с 20 марта 2009г. по 07 августа 2009г. электроэнергии энергоснабжающей организацией производилось определение мер социальной поддержки от величины норматива -50 кВт.ч., с передачей сведений в Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району, которое на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007г. с 01.10.2007 г. осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам.
Выплата Управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущий месяц выплачивается компенсация по оплате за потребленную электроэнергию за месяц предшествующий выплате.
Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт.ч. в отношении Ищенко Н.П., Соболева Б.Ф. применялся филиалом «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго») на основании решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005г. №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий» (как для жилых помещений не оборудованных электроплитами). С сентября 2009г. указанным ответчиком для определения мер социальной поддержки стали применяться нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. №10 в отношении тех льготников, сведениями о которых ответчик располагал (по количеству проживающих лиц, количеству комнат).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС).
В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов».
Пунктом 19 Положения (в редакции действовавшей до 29.02.2008 г., распространявшейся на правоотношения возникшие до 01.01.2008 г.) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.
В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007 г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст.4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст.4).
Указанный закон вступил в действие с 01 апреля 2008г.
Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.
В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, до 01 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер мер социальной поддержки как до 01 апреля 2008 г., так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации края от 19.01.2006 г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Следовательно, решение от 25 октября 2006 года № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».
Ни федеральным законодательством, ни законами и другими нормативно-правовыми актами субъекта Алтайского края не предусматривается установление нормативов потребления коммунальных услуг для определения мер социальной поддержки отличных от нормативов потребления коммунальных услуг установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В соответствии с разделом IV названных Правил установлены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяются из расчета на 1 потребителя и имеют целью определение нормативов холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, необходимых для удовлетворения его (потребителя) физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункты 27 - 31).
То есть целью определения норматива потребления при отсутствии прибора учета является установление предельной оправданной с точки зрения необходимости по всем показателям величины потребления коммунальной услуги, с учетом конкретных условий предоставления услуги.
В указанных размерах, определенных данными нормативами потребления должны предоставляться и меры социальной поддержки. В противном случае получатели мер социальной поддержки были бы поставлены в неравное положение с другими гражданами, пользующимися коммунальными услугами, что противоречило бы Конституции РФ.
Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005г., недопустимо учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения. Кроме того, решение Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края №23 от 22.02.2005г., которым были установлены нормативы потребления электроэнергии, Решением Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края от 15.09.2009г. №69 было признано недействующим и не подлежащим применению с 01.01.2007г.
Учитывая уточнённые исковые требования Славгородского межрайонного прокурора, которые не содержат каких-либо требований к ОАО «Алтайкрайэнерго», суд полагает, что ОАО «Алтайкрайэнерго» надлежащим ответчиком по настоящему делу не является.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также сведения о произведённом ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчёте денежной компенсации в отношении Ищенко Н.П., за период с 28 ноября 2007г. по 29 августа 2009г., Соболева Б.Ф. за период с 20 марта 2009 г. по 07 августа 2009г., требования прокурора о возложении на Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить Ищенко Н.П. с 28 ноября 2007 г. по 29 августа 2009г. согласно произведённому перерасчёту оплаты электроснабжения в сумме 170 рублей 33 копейки, Соболеву Б.Ф. сумму компенсации за период с 20 марта 2009 г. по 07 августа 2009г. согласно произведённому перерасчёту оплаты электроснабжения в сумме 175 рублей 02 копейки, суд находит обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав Ищенко Н.П., Соболева Б.Ф. получение мер социальной поддержки в полном объеме. При разрешении заявленных прокурором требований суд также учитывает следующее.
Несмотря на то, что Закон Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» вступил в действие с 01 апреля 2008 года, на территории г. Славгорода замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями стала производиться на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007 г. № 376 с 01 октября 2007 года.
С учетом изложенного иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах Ищенко Н.П., Соболева Б.Ф. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах в интересах Ищенко ФИО12, Соболева ФИО13 удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить Ищенко ФИО14 сумму компенсации за период с 28 ноября 2007 г. по 29 августа 2009 г., согласно произведённому перерасчёту оплаты электроснабжения в сумме 170 рублей 33 копейки.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить Соболеву ФИО15 сумму компенсации за период с 20 марта 2009г. по 07 августа 2009г., согласно произведённому перерасчёту оплаты электроснабжения в сумме 175 рублей 02 копейки.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2011г.
Судья Л.А. Мозер