о признании незаконным бездействия и возложению обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов



Дело № 2- 102/2011

           Р Е Ш Е Н И Е

                                     Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи                       Нелиной Е.Н.,

при секретаре                                                           Тырышкиной Е. А.,

с участием прокурора                                 Гаас С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, пребывающих на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, к Администрации города Славгорода и ФИО11» о признании незаконным бездействия и возложению обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, пребывающих на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, указывая, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: на семи земельных участках, расположенных на территории муниципального образования г. Славгород, организованы несанкционированные свалки бытовых отходов и строительных материалов, образованные неустановленными лицами.

Так, на участке в западной части г. Славгорода, свободном от застройки, за частными домовладениями по <адрес>, начиная с номера <адрес> обнаружены легкие фракции бытовых отходов, состоящих из бутылок, полиэтилена и другого бытового мусора.

На территории бывшей межрайбазы, рядом со складскими зданиями, в месте где раннее размещались резервуары для хранения ГСМ - обнаружена свалка бытовых отходов, состоящая из бутылок, полиэтилена, пищевых отходов и строительного мусора.

На участке, площадью около 800 кв.м.. расположенном в юго-западной части г. Славгорода при въезде на территорию бывших гаражей и на дачи, вдоль проезжей дороги обнаружено складирование и хранение бытового и строительного мусора.

Участок, площадью около 1000 кв.м., при въезде в г. Славгород, расположенный в западной части города (на территории бывшей третьей площадки радиозавода), также загрязнен бытовым мусором.

На территории, в восточной части города (пустырь по <адрес>, расположенный вблизи котельной ), организована несанкционированная сплошная свалка твердых бытовых отходов.

На территории, свободной от застройки в районе пивзавода, площадью более 1000 кв.м., расположенной напротив частного домовладения по <адрес> обнаружено складирование и хранение бытового мусора.

В северо-восточной части города в зоне рекреации оз. Секачи (в районе частных домовладений по <адрес> и <адрес>) с обеих сторон дороги складируются бытовые отходы, состоящие из бутылок, полиэтилена, пищевых отходов и строительного мусора.

Состояние участков: участки захламлены. Тем самым, не обеспечено надлежащее содержание санитарного состояния территорий городского поселения. В нарушение данных требований, земельные участки не отведены для складирования отходов, загрязнены ими.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отмоется организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочием по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> осуществляет ФИО12 <адрес> ». Таким образом, администрация <адрес> и ФИО13 обязаны принять меры по очистке вышеуказанных земельных участков от отходов.

Ненадлежащее использование земельных участков, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов, причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

        Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Славгорода и муниципального ФИО14 по непринятию мер по организации сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования город Славгород. Обязать Администрацию г. Славгорода и муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство» организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированные свалки на участке в западной части г. Славгорода. свободном от застройки, за частными домовладениями по <адрес>, начиная с номера <адрес>. на территории бывшей межрайбазы рядом со складскими зданиями, в месте где раннее размещались резервуары для храпения ГСМ. на участке, площадью около 800 кв.м., расположенном в юго-западной части г. Славгорода при въезде на территорию бывших гаражей и на дачи, вдоль проезжей дороги, на участке, площадью около 1 000 кв.м.. при въезде в г. Славгород, расположенном в западной части города (на территории бывшей третьей площадки радиозавода), на территории в восточной части города (пустырь по <адрес>, расположенный вблизи котельной ), на территории свободной от застройки в районе пивзавода, площадью более 1000 кв.м., расположенной напротив частного домовладения по <адрес>, в северо-восточной части города в зоне рекреации оз. Секачи (в районе частных домовладений по <адрес> и <адрес>).

            Определением суда от 07.02.2011г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФИО15» и ФИО16 (л.д.124).

              Определением суда от 29.03.2011г. ФИО17 была заменена на ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации города Славгорода (л.д.169).

            Определением суда от 25.04.2011г. ФИО19» было исключены из числа ответчиков и привлечены к участию в деле в качестве третьего лица (л.д.207,об.).

     В судебном заседании помощник прокурора Гаас С.В. исковое заявление поддержала, в части возложения обязанности на ФИО20» очистить земельные участки заявил отказ, заявление приобщено к материалам дела, пояснила, что, площадь захламления большая, отходы образовывались давно и Администрация должна была ранее принять меры по очистке. Считает возможным установить срок для устранения нарушений до 15.10.2013 г.

Представитель Администрации города Славгорода Федчун С.В. иск не признала, пояснила, что реальным сроком для ликвидации несанкционированных свалок будет срок 4 года, т.к. заложено 1800 тонн отходов, 800 тонн - уже переработано, а 1000 тонн необходимо еще убрать. В 2011 году они планируют убрать свалку возле котельной и радиозавода, в 2012 г. – на территории ФИО21, в 2013г. – по <адрес>, два участка, в 2014г. – в районе дач, за переездом. В связи с чем, просим суд установить срок до 15.10.2014 г., так как данные работы очень дорогостоящи и необходимо закупить технику. Деньги на эти цели выделяются только из местного бюджета.

Представитель Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Славгорода Дыбань Т.А, иск не признала, пояснила, что из всех перечисленных земельных участков, ни один не поставлен на кадастровый учет, пояснила что следует установить срок для ликвидации свалок до 15.10.2014 г.

    Представитель ФИО22» Жигайло О.С. иск не признала, пояснила, что они не отрицают, несанкционированные свалки действительно имеются в черте города, однако они, как коммерческая организация, работают на договорной основе, так например, в прошлом году был заключен договор с администрацией города на вывод мусора 800 тонн, такой же размер установлен и в этом году. Объекты местонахождения мусора также предоставляет Администрация города. Мусор, находящийся на земельных участках, указанных в иске превышает размер установленного лимита – 800 тонн намного, в городской бюджет закладывается определенная сумма предназначенная именно для этого. Пояснила, что она принимала участие вместе с Моряковой А.А. в видеозаписи съемок свалок города, видела, что часть земельного участка в западном направлении, на территории бывшей третьей площадки радиозавода составляет 700 кв. м.

    Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края А.А. Морякова полагала, что иск подлежит удовлетворению, пояснила, что свалки действительно выявлены, проводились проверки, по Алтайскому краю в целом ликвидированы 170 свалок, до суда дело довели только в Славгороде. Эта проблема существует не один год, так соответствующие материалы передавались и в администрацию, и в прокуратуру в 2008г., 2009г. До 2007г. существовал экологический фонд, который выделял средства для уборки и утилизации мусора, было более - менее чисто, сейчас этого фонда нет, на окраинах никто не убирает, что создает угрозу для здоровья населения, особенно в летний период времени, когда происходит гниение мусора. Что касается заложенного лимита в размере 800 тонн, так это уборка мусора только в черте города, а за городом намного больше. Считает, что потребуется более года для ликвидации свалок, кроме того, необходимо налагать штрафы на тех, кто выкидывает таким образом мусор, установить везде знаки о запрете выброса мусора, предупреждения. Она составляла акты в отношении земельных участков указанных в иске, полагала, что следует установить срок для ликвидации несанкционированных свалок 2 года, поскольку за 4 года территория будет иметь еще большие отходы. Пояснила, что она вместе с Жигайло О.С. производила видеозапись свалок города, видела, что часть земельного участка в западном направлении, на территории бывшей третьей площадки радиозавода составляет 700 кв. м., далее идет участок под адресом: 1- Складская улица, 144.

Представитель ответчика ФИО23» Иванилов А.В. иск не признал, пояснил, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для котельной земельный участок, расположенный на <адрес>, был передан в аренду ФИО24, данный участок ограничивается забором, за пределам забора это уже не их территория. Кто захламляет землю за забором, пояснить не смог. Их организация начала свою производственную деятельность, только с октября 2010г., до этого котельная была в ведении ФИО25», они не являются ее правопреемниками.

В судебное заседание не явился представитель ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. В суд от учреждения поступил отзыв, в котором указано, что указанные в иске земельные участки не относятся к ведомству Министерства обороны, просили исключить их из числа ответчиков по делу (л.д.199).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Ранее представитель полагал, что иск подлежит удовлетворению.

Специалист ФИО8 пояснил суду, по участку в западной части города при въезде в г. Славгород, (на территории бывшей третьей площадки радиозавода) площадью 1000 кв.м., что из этого участка в собственности Министерства обороны РФ находится 10 гектаров, этот земельный участок находится у них в федеральной собственности. Весь город размежеван, разделен по кадастровым кварталам, <адрес> находится на территории бывшей третьей площадки радиозавода, с левой стороны до переезда, на плане города эта <адрес>.

    Специалист ФИО9 пояснил суду, что если проехать по территории озера Секачи, по улицам, то можно заметить, что нигде нет контейнеров, однако поймать кого-то за руку проблематично. Сложно определиться: кто именно мусорит и поймать организацию. Проблема общая, бороться надо. Все зависит от финансирования, если бы были денежные средства, мусор убрали бы за лето. Полагает, что необходимо предоставить срок до 2014 года. Существуют рейды с комитетом ЖКХ, на административной комиссии наказываются люди, администрацией <адрес> заявлены реальные сроки.

Заслушав пояснения сторон, представителя заинтересованного лица изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.ст.41, 42 Конституции РФ граждане имеют право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в недра, почву.

Обнаружение свалки подтверждается актами от 11 сентября 2008 года, 20 мая 2009 г. и схемой свалок. Видеозаписью с трансляцией свалок, которая была просмотрена в ходе судебного заседания, пояснениями сторон.

В судебном заседании установлено, что свалки расположены на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, на день рассмотрения не ликвидированы, а именно:

1) в западной части города Славгорода, свободной от застройки, (на территории бывшей межрайбазы, где ранее размещались резервуары для хранения ГСМ), за домом по <адрес> , далее, за домами по <адрес>, начиная с по , всего общей площадью 1 300 кв.м.

2) в юго – западной части города, за переездом, при въезде на территорию бывших гаражей и на дачи, вдоль проезжей части дороги площадью 800 кв.м.

3) в западной части города при въезде в город Славгород, (на территории бывшей третьей площадки радиозавода) площадью 700 кв.м.

4) в восточной части города (пустырь по <адрес>, расположенный вблизи котельной ФИО26» - территория свалки вплоть до объездной дороги и до лицензионного объекта размещения, площадью 4 000 кв. м.

5) на территории свободной от застройки в районе пивзавода, площадью 1 000 кв.м., расположенный напротив частного домовладения по <адрес>.

6) в северо –восточной части города в зоне рекреации о. Секачи ( в районе частных домовладений по <адрес> и <адрес>), площадью 2 400 кв.м.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц. Суд считает, что из-за нахождения свалок на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края, нарушаются права лиц, пребывающих на территории муниципального образования города Славгород, жителей города на благоприятную окружающую среду.

Поскольку отказ прокурора от иска в части возложения обязанности на ФИО27» не противоречит закону, не нарушает прав и обязанностей третьих лиц, суд принимает частичный отказ от иска прекращает в указанной части производство по делу.

Для индивидуализации земельного участка необходимым является описание и местонахождение земельного участка, при этом суд не считает обязательным указание на кадастровые номера участков, поскольку они в данном случае не выступают предметом сделок.

В судебном заседании установлено и никем из участвующих в деле лиц не оспаривается, что вышеуказанные земельные участки фактически захламлены.

Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами, в связи с чем, принимая во внимание положения ст.68 ГПК РФ, согласно которой признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, суд полагает указанное обстоятельство установленным и не требующим дальнейшего доказывания.

Доводы представителя Администрации г. Славгорода о том, что ликвидировать свалку непосредственно за ограждением котельной ФИО28» следует указанному предприятию суд не принимает во внимание, поскольку участок находится за пределами унитарного предприятия на территории муниципального образования город Славгород.

Кроме того, доводы представителя Администрации г. Славгорода о том, что ликвидировать свалку в западной части города при въезде в город Славгород, (на территории бывшей третьей площадки радиозавода) следует Барнаульской КЭЧ суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с выпиской из ЕГРП учреждение «ФИО29» является правообладателем земельного участка по адресу: <адрес>. Однако из пояснений Моряковой А.А., Жигайло О.С., что земельный участок Барнаульской КЭЧ находится далее, участка в западной части города при въезде в город Славгород, (на территории бывшей третьей площадки радиозавода) площадью 700 кв.м. и не входит в него, что подтверждается также пояснениями сторон, схемами, планом границ земельного участка по <адрес> (л.д.109), ведеозаписью свалок.

На основании изложенного, исковое заявление подлежит удовлетворению, следует признать незаконным бездействие администрации города Славгорода Алтайского края по непринятию мер по организации сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки на вышеуказанных земельных участках, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края; возложить обязанность на Администрацию города Славгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированные свалки на вышеуказанных земельных участках.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Славгородского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Славгорода Алтайского края по непринятию мер по организации сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования город Славгород Алтайского края:

1) в западной части города Славгорода, свободной от застройки, (на территории бывшей межрайбазы, где ранее размещались резервуары для хранения ГСМ), за домом по <адрес> , далее, за домами по <адрес>, начиная с по , всего общей площадью 1 300 кв.м.

2) в юго – западной части города, за переездом, при въезде на территорию бывших гаражей и на дачи, вдоль проезжей части дороги площадью 800 кв.м.

3) в западной части города при въезде в город Славгород, (на территории бывшей третьей площадки радиозавода) площадью 700 кв.м.

4) в восточной части города (пустырь по <адрес>, расположенный вблизи котельной МУП «Славгородские тепловые сети» - территория свалки вплоть до объездной дороги и до лицензионного объекта размещения, площадью 4 000 кв. м.

5) на территории свободной от застройки в районе пивзавода, площадью 1 000 кв.м., расположенный напротив частного домовладения по <адрес>.

6) в северо – восточной части города в зоне рекреации о. Секачи (в районе частных домовладений по <адрес> и <адрес>), площадь 2 400 кв.м.

Возложить обязанность на Администрацию города Славгорода организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, ликвидировать несанкционированные свалки на участках:

1) в западной части города Славгорода, свободной от застройки (на территории бывшей межрайбазы, где ранее размещались резервуары для хранения ГСМ), за домом по <адрес> , далее, за домами по <адрес>, начиная с по , всего общей площадью 1 300 кв.м. в срок до 31 декабря 2012 года.

2) в юго – западной части города, за переездом, при въезде на территорию бывших гаражей и на дачи, вдоль проезжей части дороги площадью 800 кв.м. в срок до 15 октября 2013 года.

3) в западной части города при въезде в город Славгород (на территории бывшей третьей площадки радиозавода), площадью 700 кв.м. в срок до 15 октября 2013 года.

4) в восточной части города (пустырь по <адрес>, расположенный вблизи котельной МУП «Славгородские тепловые сети» - территория свалки вплоть до объездной дороги и до лицензионного объекта размещения, площадью 4 000 кв.м. в срок до 31 декабря 2012 года.

5) на территории свободной от застройки в районе пивзавода, площадью 1 000 кв.м., расположенный напротив частного домовладения по <адрес> в срок до 31 декабря 2012 года.

6) в северо – восточной части города в зоне рекреации о. Секачи (в районе частных домовладений по <адрес> и <адрес>), площадь 2 400 кв.м. в срок до 31 декабря 2012 года.

В иске к ФИО30 и ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных управлений» Министерства обороны Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения 24 мая 2011 года.

Председательствующий                 Е.Н. Нелина