Дело №2-141/2011 и 2-155/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011 года
город Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Щербина Е.В.,
при секретаре Посунько О.Е.,
с участием:
помощника Славгородского прокурора Хижняк Ольги Евгеньевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к ФИО10 и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму компенсации на оплату сжиженного газа, о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор обратился в Славгородский городской суд в интересах ФИО2 с иском Давыдовича к ФИО11 и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действия по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату сжиженного газа к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайгазсервис» и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду.
В обоснование указал, что в нарушение положений ст.157 ЖК РФ (согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ), при расчете мер социальной поддержки ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за сжиженный газ в баллонах применялся норматив потребления 25 кг/чел в год, что менее от установленного Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» (согласно которому норматив потребления газа для приготовления пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных санитарно-хозяйственных нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения с 01.01.2007 года установлен в размере 5 кг/чел в месяц (60 кг./чел в год)).
Ссылаясь на положения абз.2 ч.1 ст.424 ГК РФ (согласно которой в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, а также на положения ст.2, чч.7-9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» (согласно которым меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи), полагая, что с 01.01.2007 года полежали применению установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 нормативы, полагает, что незаконное применение ответчиком норматива потребления по газоснабжению в размере 25 кг/чел в год привело к необоснованному уменьшению размера полагающейся ФИО2 денежной компенсации оплаты коммунальных услуг по газоснабжению. В связи с этим просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом 25 кг/чел в год в отношении ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» произвести ФИО2 перерасчет за указанный период платы за услуги по газоснабжению сжиженным газом, исходя из установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» норматива потребления - 5 кг/чел в месяц; обязать Управление социальной защиты населения по <адрес> выплатить ФИО2 сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному перерасчету оплаты газоснабжения сжиженным газом.
Определением Славгородского городского суда от 25 января 2011 года по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к ФИО12 и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму компенсации на оплату сжиженного газа возбуждено гражданское дело №2-141/2011 года.
Кроме того, также в интересах ФИО2 Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд к ФИО13 и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии.
В обоснование указал, что в нарушение положений ст.157 ЖК РФ (согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ), при расчете мер социальной поддержки ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленную электроэнергию применялся норматив потребления 37 кВт.ч в месяц, установленный решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22 февраля 2005 года №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». Ссылаясь на положения абз.2 ч.1 ст.424 ГК РФ (согласно которой в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами, прокурор указал, что нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и введены в действие с 01.01.2007 года. В связи с этим прокурор полагает, что незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 37 кВт.ч в месяц привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством. В связи с этим просит признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» произвести ФИО2 перерасчет за указанный период платы за услуги по электроснабжению, исходя из установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» норматива потребления; обязать Управление социальной защиты населения по г.Славгороду выплатить ФИО2 сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
Определением Славгородского городского суда от 27 января 2011 го по иску Славгородского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО2 к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии возбуждено гражданское дело №2-155/2011 года.
Определением Славгородского городского суда от 22 февраля 2011 года гражданское дело №2-141/2011 года по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Открытому акционерному обществу «Алтайкрагазсервис», Филиалу «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис» и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить недополученную сумму компенсации на оплату сжиженного газа объединено с гражданским делом №2-155/2011 года по иску Славгородского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО2 к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату электроэнергии, гражданскому делу присвоен единый номер № года.
Определением Славгородского городского суда от 23 марта 2011 года в связи со смертью материального истца ФИО2 произведена замена стороны по делу: материального истца ФИО2 на его правопреемника (наследника по закону) - ФИО3.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 уточнила заявленные ранее исковые требования и просит: 1) признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала ОАО «Алтайкрайгазсервис» - «Славгородмежрайгаз»по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом 25 кг/чел в год в отношении ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать ФИО14 произвести перерасчет платы ФИО2 за услуги по газоснабжению сжиженным газом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из норматива потребления 5 кг. на человека в месяц; 3) обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить ФИО3 сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному перерасчету оплаты ФИО2 газоснабжения сжиженным газом; 4) признать незаконными действия ФИО15 по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 5) обязать ФИО16 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет платы ФИО2 за услуги по электроснабжению, исходя из установленного решением Главного управления экономики и инвестиций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» норматива потребления; 6) обязать Управление социальной защиты населения по г.Славгороду выплатить ФИО3 сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения в отношении ФИО2. С учетом уточнения заявленных исковых требований на их удовлетворении настаивает (т.2 л.д.№).
Материальный истец ФИО3, а также представители Ответчиков - Управления социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району, ФИО17 надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От ФИО3, а также представителя Управления социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (т.1 л.д.№, т.2 л.д.№, 76).
Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, в том числе и ответчика (извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие), принимая во внимание отсутствие возражений у прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся.
Выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается удостоверением «Ветеран труда» серии К №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по социальной защите населения администрации <адрес>, и дающим право на предоставляемые ст.ст.22 ФЗ «О ветеранах» льготы – т.1 л.д.№, т.2 л.д.№).
ФИО2 был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается штампом о регистрации в паспорте на его имя серии 0101 №, выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> края – т.1 л.д.№, т.2 л.д.№) и проживал совместно с супругой ФИО3 в 4-комнатном жилом <адрес> по адресу: <адрес> (т.2 л.д.№).
Согласно справке ОАО «Алтайкрайгазсервис» ДД.ММ.ГГГГ и техническому паспорту на домовладение, находящееся по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение в установленном порядке приборами учета потребления газа и газовым водонагревателем не оборудовано. По данному адресу установлена 3-х горелочная газовая плита (т.2 л.д.№, 84-87).
Согласно справке Славгородского отделения ОАО «Алтайкрайэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ, справке МУП «Славгородский монолит» за № от ДД.ММ.ГГГГ и техническому паспорту на домовладение, жилой <адрес>, находящийся по адресу: <адрес>, в установленном порядке электроплитой, а также централизованным горячим тепло- и водоснабжением не оборудовано (т.1 л.д.№; т.2 л.д.№, 84-87).
Из записи акта о смерти (№ от ДД.ММ.ГГГГ, составленной ОЗАГС администрации <адрес>) следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.№, 80).
По сведениям нотариуса Славгородского нотариального округа после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, заведено наследственное дело №. Дети наследодателя – ФИО4 и ФИО5 подали нотариусу заявления об отказе от наследственного имущества в пользу супруги наследодателя – ФИО3. Супруга наследодателя ФИО3 подала в нотариальную контору заявление на выдачу свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок и долю в праве собственности на жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>, и денежные средства, принадлежащие наследодателю. Супруге наследодателя ФИО3 выдано свидетельство о праве собственности на ? долю в праве собственности на вышеуказанный дом и земельный участок, а также свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве собственности на вышеуказанный дом и на принадлежащие наследодателю денежные средства (справка от ДД.ММ.ГГГГ за № – том № л.д.№).
Судом установлено, что ФИО2 пользовался льготой «Ветеран труда субъекта РФ», в том числе льготой по оплате коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом в периоды 2007-2009 год включительно под абонентским №, а также льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению (что подтверждается справками ОАО «Алтайкрайэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ и ОАО «Алтайкрайгазсервис», а также удостоверением «Ветеран труда» серии К № от ДД.ММ.ГГГГ – т.1 л.д.№, 9; т.2 л.д.№, 7-9, 10-12).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льгота ФИО2 предоставлялась ресурсоснабжающей организацией ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» в виде 50-ти процентной скидки по оплате услуг по газоснабжению сжиженным газом в пределах норматива 25 кг/чел в год (что подтверждается справкой ОАО «Алтайкрайгазсервис» - т.1 л.д.№), а льгота по оплате коммунальных услуг по электроснабжению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась энергоснабжающей организацией ОАО «Алтайкрайэнерго» - в виде 50-ти процентной скидки при оплате услуг электроснабжения в пределах норматива 37 кВт.ч на основании решения Славгородского городского собрания депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий» (что подтверждается справкой ОАО «Алтайкрайэнерго» № от ДД.ММ.ГГГГ – т.2 л.д.№).
По оплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленную электроэнергию и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленный сжиженный газ ФИО2 производилось определение мер социальной поддержки в пределах тех же нормативов – 25 кг/чел в год и 37 кВт.ч. в месяц соответственно, с передачей сведений в Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району, которое на основании Постановления администрации Алтайского края от 29.08.2007 года №376 с 01.10.2007 года осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам. Выплата Управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району компенсаций за потребленный сжиженный газ и потребленную электроэнергию производится по факту потребления сжиженного газа, а выплата компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно (с выплатой компенсации в текущем месяце по оплате, произведенной в предыдущем месяце) и на основании расчетов, представляемых организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг, что следует из представленной ОАО «Алтайкрайгазсервис» и Управлением социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району письменной информации о расчете мер социальной поддержке и произведенных выплатах, в том числе в 2008 году. С сентября 2009 года в отношении ФИО2 применялись нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10, что следует из представленной суду письменной информации о расчете мер социальной поддержке и произведенных выплатах (т.1 л.д.№, 29-31, т.2 л.д.№).
Выслушав пояснения помощника прокурора, оценив представленные сторонами доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, закрепив положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ней закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).
В силу положений ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона №5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст.20 и 22 указанного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 03 декабря 2004 года принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
Согласно ст.3 данного Закона (в ред. Закона Алтайского от 08.05.2008 №37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В редакции, действовавшей до принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 №37-ЗС, предусматривалась льгота в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Согласно ч.5 ст.6 Закона №61-ЗС порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края.
В целях реализации Закона Алтайского края №61-ЗС Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года №327 было утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», п.19 которого (в редакции, действовавшей до 29.02.2008 года, распространявшейся на правоотношения, возникшие до 01.01.2008 года) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.
Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края определен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» (вступил в действие с 01.04.2008 года), согласно ст.2 которого меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 указанного Закона (п.7 ст.4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст.4).
Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года №126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.
В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, после 1 апреля 2008 года на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 года, так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации (принятого 22.12.2004 года и введенного в действие с 01.03.2005 года) размер платы за коммунальные услуги определялся исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в ч.1 ст.157 ЖК РФ были внесены изменения, согласно которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации (изменения в указанной части вступили в силу с 1 января 2006 года в соответствии со ст.ст.32, 35 закона №199-ФЗ от 31.12.2005 года).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п.1).
Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306 «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» нормативы потребления не могут устанавливаться едиными по муниципальному образованию, а должны дифференцироваться в зависимости от различий в конструктивных, технических параметрах и степени благоустройства многоквартирных и жилых домов (п.5, 6, 9, 10 Правил). При этом указанные Правила определяют, что нормативом потребления коммунальных услуг является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, а уполномоченными органами по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг являются: органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электро - и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что не противоречит положениям ч.1 ст.157 ЖК РФ, определяющей, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные положения послужили основанием для признания решением Славгородского городского суда от 13 августа 2009 года (вступившим в законную силу 29 августа 2009 года – л.д.№) недействующим и не подлежащим применению с 01.01.2007 года решение Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005 года №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий», на основании которого согласно предоставляемому энергоснабжающей организацией ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» расчету мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленную электроэнергию и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за потребленный сжиженный газ ФИО2 органами социальной защиты выплачивалась денежная компенсация (л.д.№, 24).
Постановлением Администрации края от 19.01.2006года №9 утверждено «Положение о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края», согласно которому Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, которое осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению (п.4.35 Положения).
Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Суд приходит к выводу, что льгота по оплате коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом должна предоставляться лицам также в пределах нормативов потребления данных услуг, поскольку в противном случае получатели мер социальной поддержки были бы поставлены в неравное положение с другими пользующимися коммунальными услугами гражданами, что противоречит Конституции РФ.
При этом суд учитывает, что иных нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом для предоставления мер социальной поддержки органами государственной власти субъекта Российской Федерации – Алтайского края, до настоящего времени также не установлено.
Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края №61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10.
Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края №61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10.
Гарантированное ст.46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.
Соответственно, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.6).
Во исполнение решения Славгородского городского суда от 13 августа 2009 года (вступившего в законную силу 29 августа 2009 года – л.д.№56-61) суда 15 сентября 2009 года Славгородским городским Собранием депутатов принято решение за №69 «Об отмене решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005 года №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий» и неприменении его с 01.01.2007 года».
В судебном заседании установлено, что в нарушение закона расчет и выплата денежной компенсации на оплату расходов по газоснабжению сжиженным газом ФИО2 производились исходя из норматива 25 кг/чел в год, а расчет и выплата денежной компенсации на оплату расходов по электроснабжению ФИО2. производились исходя из норматива потребления 37 кВт.ч в месяц.
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку исходя из характеристики занимаемого ФИО2 жилого помещения (4-х комнатного жилого помещения, отсутствие газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения, отсутствие электроплиты и наличие газовой плиты, 2 человек проживающих), норматив потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом согласно приложению №4 решения №10 от 25.10.2006 года Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (в редакциях от 30.07.2007 года и 01.04.2009 года, утратившего силу с даты вступления в законную силу решения Алтайского краевого суда от 15 октября 2009 года - на основании Решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 27.11.2009 №91 «Об установлении нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета газа») для ФИО2 составлял 60 кг/чел в год (т.е. 5 кг/чел в месяц), а норматив потребления услуг по электроснабжению согласно решению №10 от 25.10.2006 года Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (как в редакциях от 30.07.2007 года и 01.04.2009 года, так и в действующей редакции) для ФИО2 составлял 159 кВт.ч. на двух человек в месяц.
Исходя из изложенного, сравнив в заявленный прокурором период размер предоставленных ФИО2 мер социальной поддержки с фактически потребленной ею услугой по газоснабжению сжиженным газом, суд приходит к выводу о том, что применение ОАО «Алтайкрайгазсервис» в отношении ФИО2 норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом в размере 25 кг/чел в год, а также применение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении ФИО2 норматива потребления услуг по электроснабжению в размере 37 кВт.ч в месяц является нарушением его прав.
Несмотря на указанное, ресурсоснабжающими организациями перерасчет недополученной денежной компенсации на оплату понесенных ФИО2 расходов по газоснабжению сжиженным газом и электроснабжению и выпалата недополученной компенсации органами социальной защиты населения до настоящего времени не произведены.
Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО ФИО18 обязанности по перерасчету денежного эквивалента мер социальной поддержки по потребленной электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и мер социальной поддержки по потребленному сжиженному газу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, исходя из установленного Главным управлением экономики и инвестиций <адрес> норматива потребления услуг по электроснабжению, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования прокурора о возложении на Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить ФИО3 недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки ФИО2 по потребленной электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и мер социальной поддержки по потребленному сжиженному газу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному ОАО «Алтайкрайгазсервис» перерасчету суд также находит обоснованными и подлежащим удовлетворению, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенного при жизни права ФИО2, на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ФИО3 является наследником ФИО2 и в силу положений ст.1112 ГК РФ (согласно которой в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе и имущественные права и обязанности) имеет право на получение денежных сумм, причитавшихся ее наследодателю.
При разрешении вопроса о надлежащем ответчике, суд руководствуется положениями п.1 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Согласно положениям п.2 и п.3 ст.55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами (и, следовательно, не имеют правоспособности). Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Учитывая изложенное, поскольку филиал и представительство действуют от имени создавшего их юридического лица, т.е. не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, то и ответственность за их деятельность несет создавшее их юридическое лицо. Таковым по делу является ОАО «Алтайкрайэнерго», неправомерные действия которого и послужили основанием для обращения прокурора в суд с иском.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ответчиков ОАО «Алтайкрайэнерго» и ОАО «Алтайкрайгазсервис», неправомерные действия которых послужили основанием для обращения прокурора в суд, надлежит взыскать по 200 рублей с каждого государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 и ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис» по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом 25 кг/чел в год в отношении ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Открытое акционерное общество «Алтайкрайгазсервис» произвести за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет платы ФИО2 за услуги по газоснабжению сжиженным газом, исходя из установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» норматива потребления - 5 кг/чел в месяц.
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Славгороду выплатить ФИО3 сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному поставщиком услуг перерасчету оплаты услуг по газоснабжению сжиженным газом.
Признать незаконными действия ФИО19 по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Обязать ФИО20 произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате ФИО2 услуг по электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Обязать Управление социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району выплатить ФИО6 недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно произведенному ФИО21 перерасчету.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход местного бюджета 200 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения - 24 апреля 2011 года.
Председательствующий: Щербина Е.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>