об оспаривании решения жилищной комиссии



                                                                КОПИЯ

         Дело № 2- 734-2011 г.

                         Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

23 июня 2011 г.                                                                        г. Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре                             Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Причиской ФИО12 об оспаривании действий органа местного самоуправления,

                    У С Т А Н О В И Л:

Причиская М.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. В обоснование заявления указала, что в апреле 2011 года обратилась в жилищную комиссию администрации г. Славгорода о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова инвалида ВОВ.

Жилищной комиссией администрации г. Славгорода ей было отказано в постановке на учёт, в связи с тем, что Причиская М.В. продала принадлежащий ей дом и соответственно в течение 5 лет она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С решением комиссии заявитель не согласна, т.к. она совместно с мужем Причиским И.И. строили данный дом и в течение 50 лет проживали в нем. После смерти мужа, заявитель в силу возраста не могла содержать дом и в 2009 году продала его. В настоящее время она проживает в квартире своих знакомых. Умышленных намерений ухудшать свои жилищные условия у неё не было. Причиной продажи послужил возраст, в силу которого она не могла содержать дом. Договоров социального найма она никогда не заключала. С 2009 года, после продажи дома, она проживала у дочери, пока последняя не уехала в г. Барнаул.

Согласно действующему законодательству она имеет право на обеспечение жильем как член семьи инвалида ВОВ.

На основании изложенного, просит признать незаконным действия администрации г. Славгорода Алтайского края, выразившиеся в отказе поставить на учет Причискую ФИО13 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию г. Славгорода поставить заявителя на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании представитель заявителя Причиской М.В. ФИО7 заявленные требования поддержал.

    Представитель администрации г. Славгорода ФИО14 требования Причиской М.В. не признала, сославшись на то, что Причиская М.В. в 2009 г. продал принадлежащее ей жилье, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. В этой связи она может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет со дня ухудшения жилищных условий.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, Причиская ФИО15 является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг., инвалида ФИО16.

    17 апреля 2009 г. между Причиской М.В. и ФИО9 был заключён договор купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежащего Причиской М.В. В настоящее время заявитель не имеет жилого помещения на праве собственности, а также не имеет права пользования жилым помещении на основании договора социального найма. Ранее администрацией г. Славгорода ей жилое помещение не предоставлялось.

Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались представителем администрации г. Славгорода и подтверждаются материалами учетного дела Причиской М.В., представленного администрацией г. Славгорода.

    Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пп.3 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ « О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан( ст. 52 ЖК РФ).

Законом Алтайского края « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» осуществляется органами местного самоуправления поселений.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( ст. 51 ЖК РФ).

В связи с тем, что Причиская М.В. является вдовой инвалида ВОВ, не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником или членом семьи собственника жилого помещения, она считается нуждающейся в жилом помещении.

27 апреля 2011 г. Причиская М.В. обратилась в администрацию г. Славгорода с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    Решением жилищной комиссии администрации г. Славгорода от 27 апреля 2011 г. Причиской М.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ по причине продажи Причиской М.В. 17 апреля 2009 г. принадлежащего ей жилого дома, т.е. в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

    Вышеуказанное решение является незаконным.

    Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий( бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения и совершили оспариваемые действия( бездействие).

Таким образом, обязанность доказать, что Причиская М.В. в 2009 г. распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, возлагается на администрацию г. Славгорода.

Администрация г. Славгорода соответствующих доказательств суду не представила.

Из заявления Причиской М.В. следует, что такой цели она не преследовала. Данную сделку совершила, учитывая свой преклонный возраст, в силу которого не может проживать в неблагоустроенном жилом помещении. Кроме того, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении последовало по истечении более 2- х лет с момента заключения сделки.

Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии с требованиями ст.258 ГПК РФ, заявление следует удовлетворить. Признать незаконными действия администрации г. Славгорода, выразившиеся в отказе поставить на учет Причискую ФИО17 в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию г. Славгорода устранить допущенное нарушение, поставив Причискую ФИО18 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

         Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Заявление Причиской ФИО19 об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворить.

    Признать незаконными действия администрации г. Славгорода, выразившиеся в отказе поставить на учет Причискую ФИО20 в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    Обязать администрацию г. Славгорода устранить допущенное нарушение, поставив Причискую ФИО21 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 28 июня 2011 г.

                              Судья-                                           Е.В. Гайдар

                        Верно: судья-                                              Е.В. Гайдар

                                     секретарь-                                     В.А. Самокрутова