Дело № 2-293/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года
город Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Щербина Е.В.,
при секретаре Посунько З.С.,
с участием:
помощника Славгородского межрайонного прокурора – ФИО1,
представителей ответчика Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району – ФИО2 и ФИО3, действующих на основании выданной и.о. начальника управления ФИО7 доверенностей соответственно от 08.10.2011 года сроком действия до 08.10.2011 года и от 24.01.2011 года сроком действия до 2401.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО4 к Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району о признании незаконным отказ о предоставлении компенсации на оплату твердого топлива и возложении обязанности предоставить компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах ФИО4 обратился в Славгородский городской суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району о признании незаконным отказ о предоставлении компенсации на оплату твердого топлива и возложении обязанности предоставить компенсацию.
В обоснование своих требований указал, что ФИО5 является инвалидом 3-й группы, инвалидность установлена на срок до 01.11.2010 года (что подтверждается справкой МСЭ -2007 №).
11.10.2010 года ФИО4 обратилась с заявлением на имя начальника Управления социальной защиты с просьбой предоставить ей компенсацию расходов на оплату твердого топлива. 11.10.2010 года Управлением была выдана справка о размере компенсации на оплату твердого топлива, согласно которой ФИО4 назначена компенсация на оплату твердого топлива в размере 3.005 рублей 70 копеек за период 2010 год. В соответствии с указанной справкой выплату ФИО4 надлежало осуществить через почтовое отделение. Однако указанная компенсация ФИО4 получена не была.
01.11.2010 года Управлением принято решение о прекращении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО4.
Прокурор полагает указанное решение незаконным.
Свое несогласие с решением Управления прокурор обосновал ссылкой на положения Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - ст.28.2 (согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года), на положения закона Алтайского края Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», которым осуществляет регулирование вопросов, связанных с предоставлением компенсации по оплату коммунальных услуг инвалидам на территории Алтайского края - ст.2 (согласно которой меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), чч.1, 4, 9 ст.4 (согласно которым компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Компенсация назначается с месяца обращения гражданина в уполномоченный орган с документами, указанными в ч.3 ст.3 указанного Закона. Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи).
Прокурор указал, что обосновывая свой отказ в предоставлении компенсации, Управление социальной защиты сослалось на то, что справка об инвалидности ФИО4 была действительна по 31.10.2010 года, в связи с чем, по мнению Управления, с 01.11.2010 года ФИО4 утратила право на компенсацию на ноябрь 2010 года.
Указанный довод Управления прокурор считает необоснованным, ссылаясь на положения Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - ст.1 (согласно которой признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации).
Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - п.12 (согласно которому инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за днем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования)), прокурор полагает, установление инвалидности в указанных выше порядке и условиях не поставлено в зависимость от результатов переосвидетельствования.
В связи с этим прокурор считает, что в случае, когда инвалидность лица в результате переосвидетельствования не подтверждена, статус инвалида утрачивается лицом лишь с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведено переосвидетельствование. При этом прокурор указал, что указанный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 13.05.2009 №Ф09-2927/09-С3 по делу №А60-27439/2008-С6).
С учетом изложенного прокурор полагает, что датой утраты ФИО4 статуса инвалида является не 31.10.2010 года, а 01.11.2010 года.
Кроме того, свой довод прокурор обосновал также ссылкой на Постановление Администрации Алтайского края от 01.04.2008 года №126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» - п.16 (согласно которому денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента) и п.25 (согласно которому предоставление компенсации прекращается, в том числе: в случае утраты права на получение компенсации…- с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства).
Ссылаясь на то, что наступление обстоятельства, которое является основанием для прекращения предоставления компенсации ФИО4, является 01.11.2010 года, прокурор в судебном порядке просит: 1) признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району в предоставлении ФИО4 компенсации на оплату твердого топлива на основании ее заявления от 11.10.2010 года; 2) обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району предоставить ФИО4 компенсацию на оплату твердого топлива на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 на удовлетворении заявленных прокурором в интересах ФИО4 исковых требований настаивает.
Материальный истец ФИО4, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. От нее поступило адресованное суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, принимая во внимание право истца просить о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие возражений у помощника прокурора и представителей ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившегося.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району ФИО2 исковые требования не признал. Пояснил, что ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, выплачивалась компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе за приобретенное твердое топливо, с 1 ноября 2010 года. Поскольку согласно выданной 01.11.2009 года справке МСЭ-2007 № ФИО4 назначено переосвидетельствование 28.09.2010 года, а месяцем фактического проведения экспертизы является сентябрь 2010 года, полагает, что инвалидность Бадер М.Я. должна была быть установлена до 01.10.2010 года, а не до 01.11.2010 года как указано в справке МСЭ. Полагает, что это не является ошибкой, т.к. освидетельствование может назначаться в исключительных случаях за два месяца, однако указал, что месяцем проведения экспертизы следует считать октябрь 2010 года. Сослался на положения ч.3, ст.22, Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ (согласно которой выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности. На основании изложенного полагает, что октябрь 2010 года, в котором было проведено переосвидетельствования ФИО4, является месяцем, в котором истек срок инвалидности. В обоснование изложенного сослался на решение ГУ УПФР в г.Славгороде и Славгородском районе, исключившего ФИО4 из федерального регистра льготников и лишившего пенсии и ежемесячной денежной выплаты («монетезированые» с 01.01.2005 года меры социальной поддержки они же - льготы) как инвалиду за ноябрь 2010 года. Полагает, что в ноябрьском сегменте Федерального регистра льготников, формируемого ГУ Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, ФИО4 также оказалась исключенной из числа федеральных льготников. Указал, что на основании пп.2 п.25 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» в случае утраты права на получение компенсации предоставление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Поскольку в результате переосвидетельствования инвалидность ФИО4 не была подтверждена в октябре 2010 года, полагает, что статус инвалида ФИО4 утратила с 1-го числа ноября 2010 года, следующего за месяцем в котором проведено переосвидетельствование. Кроме того, указал, что подсчет денежного эквивалента мер социальной поддержки коммунальные службы и органы социальной защиты населения в части определения суммы компенсации за приобретенное топливо начинают с 10 числа месяца, предшествующего месяцу выплаты компенсации, являющейся совокупной суммой всех начисленных эквивалентов, т.к. до 10 числа принимается плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносимая гражданами ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, согласно п.1 ст.155 ЖК (жилищного кодекса) РФ. Поскольку заявление ФИО4 о компенсации ей затрат на приобретение твердого топлива в УСЗН подано 11.10.2010 года, а справка МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ об инвалидности об инвалидности ФИО4 была действительна до 01 ноября 2010 года, полагает, что в силу обращения с заявлением о компенсации затрат на приобретение твердого топлива после 10-го октября, выплата соответствующей компенсации должна была быть произведена ФИО4 только в ноябре, однако оснований для осуществления такой выплаты у УСЗН не имелось по причине утраты ФИО4 статуса инвалида с 01.11.2010 года. Полагает, что право на компенсацию с учетом денежного эквивалента топлива ФИО4 утратила с ДД.ММ.ГГГГ, что и было зафиксировано решением о прекращении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО4 от 01.11.2010года.
Представитель Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району ФИО3 поддержала изложенные ФИО2 доводы.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ являлась инвалидом 3-й группы по общему заболеванию с первой степенью утраты способности к трудовой деятельности. Инвалидность установлена до 01.11.2010 года с указанием даты очередного освидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ (указанное подтверждается справкой серии МСЭ-2007 №, выданной филиалом №3 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» от 23.09.2010 года - л.д.№).
ФИО4 в составе семьи 3 человека (с мужем и сыном) проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (что подтверждается штампом о регистрации в паспорте на ее имя серии 0103 № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.№, 15, 36).
Согласно выписке из технического паспорта в жилом помещении по адресу: <адрес>, установлено печное отопление (л.д.№).
Согласно счету-фактуре от 06.10.2010 года ФИО4 приобретены дрова в количестве 4 м3 стоимостью 1.500 рублей за один куб на общую сумму 6.000 рублей (л.д.№).
11.10.2010 года ФИО4 обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району с письменным заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением к заявлению документов, подтверждающих расходы по приобретению твердого топлива – дров и указанием о перечислении компенсации расходов на расчетный счет (л.д.№, 19-20).
Из справки УСЗН по г.Славгороду и Славгородскому району следует, что в пределах норматива с учетом доли в праве собственности на жилплощадь (28,6667 кв.м.) и предельно допустимого объема льгот 1,54800 куб.м., 11.10.2010 года ФИО4 была назначена компенсация за твердое топливо в размере 3.005 рублей 70 копеек (л.д.№).
Назначенная компенсация за твердое топливо в октябре и ноябре 2010 года ФИО4 выплачена не была, что не оспаривается представителями Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району ФИО3 и ФИО2.
Решением Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и <адрес> выплата ФИО4 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращена с 01.11.2010 года в связи с окончанием срока выплаты по причине утраты статуса инвалида (л.д.№, 18).
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчика, оценив представленные сторонами доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, закрепив положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ней закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).
Из положений ст.27 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995) следует, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст.2). Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (ст.27).
Абз.13 ст.17 указанного закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п.13 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. №901 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предусматривают, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Поскольку социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации), в силу пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ст.28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Ст. 2 и 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ст.160 ЖК РФ прямо предусматривает, что порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов должен устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки инвалидам предусмотрены Законом Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» (принят Постановлением АКСНД от 26.12.2007 №832), регулирующим предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Алтайского края, имеющим право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании ряда федеральных законов, в числе которых Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (абз.5 ч.1 ст.1 Закона).
Ст.2 указанного выше закона предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
В соответствии с ч.1,3-4,7,9 ст.4 Закона №156-ЗС компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (уполномоченный орган) (ч.1), который ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (ч.3). Компенсация назначается с месяца обращения гражданина в уполномоченный орган с документами, указанными в ч.3 ст.3 указанного Закона (ч.4). Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 указанного Закона (ч.7). Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина (т.е - ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем) путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи (ч.9).
Аналогичным образом порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года №126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.
Ст.3 Закона от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют лица, отвечающие, в частности, условиям пп.13 ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (абз.3 ч.2 ст.3 закона), т.е - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Из положений ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеприведенной нормы Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», которым утверждены «Правила признания лица инвалидом».
Согласно п.9-10, 39 «Правил признания лица инвалидом» инвалидность 1 группы устанавливается на два года, 2 и 3 группы - на 1 год. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год, в сроки, указанные в справке, подтверждающей факт установления инвалидности.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 инвалидность 3-й группы была установлена с 01 ноября 2009 года на один год - до 01.11.2010 года, с указанием даты очередного освидетельствования – 28.09.2010 года, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 №, выданной филиалом №3 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» от 23.09.2010 года (л.д.№).
По общим правилам согласно ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из положений ст.ст.191-192 ГК РФ следует, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст.191). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ч.1 ст.192).
Таким образом, принимая во внимание день установления инвалидности ФИО4 (01.11.2009 года), суд приходит к выводу о том, что течение срока годичного срока установленной инвалидности начинается в 00 часов 00 минут следующего дня (02.11.2009 года), а последним днем установленной ФИО4 на один год инвалидности является 01.11.2010 года (до 24 часов 00 минут в соответствии с положениями ст.194 ГК РФ).
В этой связи являются несостоятельными доводы представителей ответчика УСЗН по г.Славгороду и Славгородскому району о том, что статус инвалида ФИО4 утратила до 1-го ноября 2010 года уже в силу того, что в результате переосвидетельствования инвалидность ФИО4 не была подтверждена в октябре 2010 года.
При этом суд исходит из того, что иное противоречило бы положениям ст.18 Конституции РФ (согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием) и утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(ХХХ) от 9 декабря 1975 года Декларации «О правах инвалидов» (в ст.7 определяющей, что инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни).
Суд полагает, что переосвидетельствование ФИО4 ранее установленного Бюро МСЭ срока инвалидности (01.11.2010 года) не противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п.39 и п.40 разд.V утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «Правил признания лица инвалидом» переосвидетельствование инвалидов II и III групп проводится 1 раз в год. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Кроме того, судом учитывается, что 30.10.2010 года как дата, по истечении которой ФИО4 по мнению представителей ответчика утратила инвалидность, как и следующий за ним день 31.10.2010 года, являются нерабочими днями, а согласно положениям ст.193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким днем в любом случае является 01.11.2010 года.
Согласно п.15 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» в качестве основания для получения льготы необходимо лишь предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Аналогичное положение содержится и в п.2.3.6 утвержденного Приказом Главалтайсоцзащиты от 10.02.2010 №11 «Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", согласно которому в перечень документов, подтверждающих право признанных инвалидами лиц на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, перечисленных в ст.1 закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", также включена справка учреждения медико-социальной экспертизы либо врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Регламентом предусмотрено, что государственная услуга предоставляется: Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ("Главалтайсоцзащита"); управлениями социальной защиты населения по городским округам, муниципальным районам Алтайского края по месту жительства, месту пребывания либо по месту фактического проживания получателя компенсации. Управления назначают и выплачивают компенсации, обеспечивают перечисление денежных средств, предназначенных на выплату компенсаций, в кредитные организации или организации федеральной почтовой связи (п.1.3).
Согласно вышеуказанному Регламенту документами, содержащими сведения о видах потребляемых услуг и организациях, их предоставляющих, являются: справки (выписки из лицевого счета) организаций - поставщиков услуг; квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.3.9), а компенсация назначается с месяца обращения гражданина в управление с документами, указанными в пункте 2.3 настоящего Административного регламента (п.2.4.1). Срок принятия решения о назначении (отказе в назначении) компенсации не должен превышать десяти дней со дня подачи гражданином заявления со всеми необходимыми документами (п.2.4.2).
В судебном заседании установлено, что ФИО4, имея статус инвалида 3-й группы до 01.11.2010 года включительно, 11.10.2010 года обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району с письменным заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением к заявлению документов, подтверждающих понесенные на приобретение топлива–дров расходы и указанием о перечислении компенсации расходов на расчетный счет (л.д.№, №).
Несмотря на то, что решение о выплате компенсации за твердое топливо в размере 3.005 рублей 70 копеек ФИО4 Управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району было принято в установленный п.2.4.2 Регламента срок - в день обращения ФИО4 (01.10.2010 года - л.д.№), до настоящего времени назначенная ФИО4 компенсация последней не выплачена, что в судебном заседании не оспаривается и представителями ответчика.
В силу положений ст.68 ГПК РФ указанное обстоятельство суд полагает установленным и не требующим дальнейшего доказывания.
Согласно п.2.4.3 указанного Регламента прекращение выплаты компенсации при наступлении соответствующих обстоятельств осуществляется по решению управления с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили такие обстоятельства.
Учитывая утрату ФИО4 статуса инвалида с 01.11.2010 года включительно, месяцем, следующим за месяцем, в котором наступили такие обстоятельства, является декабрь 2010 года.
В связи с изложенным, являются обоснованными и подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить ФИО4 начисленную компенсацию в размере 3.005 рублей 70 копеек. Правильность размера определенной ФИО4 компенсации за твердое топливо сторонами не оспаривается.
При этом суд учитывает положения ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», согласно которой начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Факт принятия 01.11.2010 года Управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району решения о прекращении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для выплаты назначенной ФИО4 компенсации правового значения не имеет, поскольку удовлетворение требований о выплате компенсации, начисленной до принятия указанного решения, направлено лишь на восстановление нарушенного права ФИО4 на получение мер социальной поддержки в полном объеме за период, когда ФИО4 относилась к категории инвалидов и являлась льготополучателем.
Суд исходит из того, что принятие УСЗН 01.11.2010 года решения о прекращении компенсации ФИО4 расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг соответствует положениям Регламента, согласно которому основаниями для прекращения предоставления государственной услуги являются: 1) смерть льготополучателя, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим; 2) выбытие на постоянное место жительства за пределы района, города, Алтайского края; 3) приобретение права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям; 4) утрата права на получение компенсации (истечение срока установления инвалидности, вступление в повторный брак для соответствующих категорий граждан, поступление в государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения, привлечение к уголовной ответственности в виде лишения свободы и др.) (п.2.6).
Принимая во внимание изложенное, исходя из содержания указанного решения Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району оно по своей сути не является отказом в предоставлении ФИО10 компенсации на оплату твердого топлива на основании ее заявления от 11.10.2010 года, а поэтому в указанной части требования прокурора не подлежат удовлетворению.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району надлежит взыскать 200 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Славгородского межрайонного в интересах ФИО4 к Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району о признании незаконным отказ о предоставлении компенсации на оплату твердого топлива и возложении обязанности предоставить компенсацию оставить удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району предоставить ФИО4 компенсацию в размере 3.005 рублей 70 копеек на оплату твердого топлива на основании заявления от 11.10.2010 года.
В остальной части исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения - 10 мая 2011 года.
Председательствующий: Щербина Е.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>