Дело № 2-363//2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Славгород 27 апреля 2011 года
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Филипповой О.А.,
при секретаре Купцовой Э.В.,
с участием прокурора Гуляевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Алексеевой ФИО5 к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг электроснабжения и выплате денежной компенсации расходов на оплату электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах Алексеевой Л.И. обратился в суд с иском к ОАО «Алтайкрайэнерго», просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице Славгородского отделения по применению с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. в отношении ветерана труда Алексеевой Л.И., пользующейся мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Алексеевой Л.И. перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению за указанный период, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить Алексеевой Л.И. сумму компенсаций за период с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г., согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
В обоснование иска прокурор ссылался на то, что ОАО «Алтайкрайэнерго» в нарушение положений ст.157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки Алексеевой Л.И. применяло норматив потребления, установленный решением Славгородского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». Между тем нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и ведены в действие с 01.01.2007 г. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 37 кВт.ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Алексеевой Л.И. оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.
В ходе судебного разбирательства прокурор Гуляева А.А. поддержала исковые требования, просила признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице Славгородского отделения по применению для определения мер социальной поддержки Алексеевой Л.И. с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его Славгородского отделения за указанные периоды произвести Алексеевой Л.И. перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. №10; обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить сумму компенсаций согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения Алексеевой Л.И. за период с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно. Кроме этого, прокурор Гуляева А.А. пояснила, что распоряжением Главного Управления имущественных отношений Алтайского края №3571 от 18.12.2010 г. ОАО «Алтайкрайэнерго» реорганизовано в форме выделения. Прекращена деятельность Филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго», на его базе создано Славгородское отделение ОАО «Алтайкрайэнерго».
Алексеева Л.И., представитель ОАО «Алтайкрайэнерго» и представитель Управления социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Алексеева Л.И. имеет удостоверение «Ветеран труда», дающее право на льготы по оплате коммунальных услуг и пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению.
Алексеева Л.И. проживает в благоустроенной квартире в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, м-он 3, <адрес>, зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу, в квартире проживает одна, в квартире имеется две комнаты, зарегистрированной электроплиты не имеет.
По оплате потребленной Алексеевой Л.И. с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. электроэнергии энергоснабжающей организацией производилось определение мер социальной поддержки от величины норматива -37 кВт.ч., с передачей сведений в Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району, которое на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007 г. с 01.10.2007 г. осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам.
Выплата Управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущий месяц выплачивается компенсация по оплате за потребленную электроэнергию за месяц предшествующий выплате.
Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 37 кВт.ч. в отношении Алексеевой Л.И. применялся филиалом «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго») на основании решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005 г. №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий» (как для жилых помещений не оборудованных электроплитами). С сентября 2009 г. указанным ответчиком для определения мер социальной поддержки стали применяться нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. №10 в отношении тех льготников, сведениями о которых ответчик располагал (по количеству проживающих лиц, количеству комнат).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС).
В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов».
Пунктом 19 Положения (в редакции действовавшей до 29.02.2008 г., распространявшейся на правоотношения возникшие до 01.01.2008 г.) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.
В Алтайском крае до 1 апреля 2008 г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007 г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст.4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст.4).
Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008 г.
Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.
В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, до 1 апреля 2008 г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008 г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 г., так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления электрической энергии на территории <адрес> установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Следовательно, решение от ДД.ММ.ГГГГ №, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».
Ни федеральным законодательством, ни законами и другими нормативно-правовыми актами субъекта Алтайского края не предусматривается установление нормативов потребления коммунальных услуг для определения мер социальной поддержки отличных от нормативов потребления коммунальных услуг установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
В соответствии с разделом IV названных Правил установлены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяются из расчета на 1 потребителя и имеют целью определение нормативов холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, необходимых для удовлетворения его (потребителя) физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункты 27 - 31).
То есть целью определения норматива потребления при отсутствии прибора учета является установление предельной оправданной с точки зрения необходимости по всем показателям величины потребления коммунальной услуги, с учетом конкретных условий предоставления услуги.
В указанных размерах, определенных данными нормативами потребления должны предоставляться и меры социальной поддержки. В противном случае получатели мер социальной поддержки были бы поставлены в неравное положение с другими гражданами, пользующимися коммунальными услугами, что противоречило бы Конституции РФ.
Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005 г., недопустимо учитывая то, что данные органы с 01.01.2005 г. не правомочны принимать такие решения. Кроме того, решение Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края №23 от 22.02.2005 г., которым были установлены нормативы потребления электроэнергии, Решением Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края от 15.09.2009 г. №69 было признано недействующим и не подлежащим применению с 01.01.2007 г.
Перерасчет и выплата недополученной денежной компенсации на оплату расходов по электроснабжению истцу не производились.
Исходя из изложенного, сравнив заявленный прокурором период размер предоставленных Алексеевой Л.И. мер социальной поддержки с фактически потребленными услугами по электроснабжению, суд пришел к выводу, что применение в отношении Алексеевой Л.И. норматива потребления услуг по электроснабжению в заявленный прокурором период в размере 37 кВт.ч нарушает ее права и учитывая то, что применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 37 кВт.ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на Славгородское отделение ОАО «Алтайкрайэнерго» обязанности по перерасчету Алексеевой Л.И. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края являются обоснованными.
Требования прокурора о возложении на Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить Алексеевой Л.И. недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, согласно произведенного Славгородским отделением ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчета оплаты потребленной электроэнергии с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно суд находит также обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав Алексеевой Л.И. на получение мер социальной поддержки в полном объеме. При разрешении заявленных прокурором требований суд также учитывает следующее.
Несмотря на то, что Закон Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007 г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» вступил в действие с 01 апреля 2008 года, на территории г. Славгорода замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями стала производиться на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007 г. № 376 с 01 октября 2007 года.
С учетом изложенного иск прокурора в интересах Алексеевой Л.И. подлежит удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета (Муниципального образования город Славгород Алтайского края) с ОАО «Алтайкрайэнерго» надлежит взыскать 200 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах Алексеевой ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его Славгородского отделения по применению Алексеевой ФИО7 предельного норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении в период с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно.
Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его Славгородского отделения произвести Алексеевой ФИО8 перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно в пределах норматива потребления, установленного в указанный период решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить Алексеевой ФИО9 недополученные ею за потребленную электроэнергию в период с 29.10.2007 г. по 26.08.2009 г. включительно компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки, полученные в результате произведенного ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его Славгородского отделения перерасчета.
Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход Муниципального образования город Славгород Алтайского края 200 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2011 г.
Судья: О.А.Филиппова