об оспаривании постановления судебного пристава



                                               Дело №2-560/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года

г.Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                                                 Щербина Е.В.,

при секретаре                                                                              Посунько З.С.,

с участием:

представителя заявителя (должника по исполнительному производству) ФИО8 Иванюк ФИО9, действующей на основании доверенности №51, выданной 15.03.2011 года генеральным директором ФИО10 Липпа Д.Н. сроком до 31.12.2011 года,

судебного пристава исполнителя Славгородского МОСП УФСП АК – Бут ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Алтайкрайгазсервис» об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя Славгородского МОСП УФСП АК Бут А.А. от 17.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №,

У С Т А Н О В И Л:

        ФИО12 обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя Славгородского МОСП УФСП АК Бут А.А. от 17.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора.

        ФИО13 обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя Славгородского МОСП УФСП АК Бут А.А. от 17.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора.

        В обоснование своих требований заявитель указал, что 17.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Бут А.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 5.000 рублей с должника ФИО14 в связи с неисполнением в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству за , возбужденного на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ.

        Ссылаясь на положения ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ - ч.1 ст.112 (согласно которому исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа), на положения ч.11 ст.30 указанного закона (согласно которому если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий), ч.17 ст.30 (согласно которой копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ), п.4 ч.2 ст.14 (согласно которому постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны, в том числе - наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление), указывал о том, что заявитель (ФИО15») как должник в свой адрес постановления о возбуждении исполнительного производства за не получал.

        Указывая о том, что поскольку нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» специальный порядок взыскания государственной пошлины в рамках самостоятельного исполнительного производства не установлен, учитывая, что МИФНС №9, в пользу которого судебный пристав-исполнитель производит взыскание госпошлины, истцом или ответчиком по делу не является, заявитель полагает, что возбуждение самостоятельного исполнительного производства по взысканию госпошлины привело к нарушению прав заявителю в связи с повторным взысканием исполнительского сбора в рамках исполнения одного и ого же судебного решения.

        Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление судебным приставом-исполнителем было вынесено не в отношении юридического лица-должника (ФИО16), а в отношении его филиала ФИО17 полагая незаконным установление последнему (а не юридическому лицу-должнику) срока уплаты исполнительского сбора, а также обязательным в силу положений ч.1 ст.34 ФЗ «Об исполнительном производстве» объединение в сводное исполнительное производство всех имеющихся в СМОСП производств по исполнительным документам, содержащим требования имущественного характера в отношении ОАО «Алтайкрайгазсервис», указывая о получении оспариваемого постановления лишь его филиалом ФИО18 28.02.2011 года, просит: 1) признать уважительной причину пропуска им срока на обжалование постановления от 17.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству ; 2) признать незаконным постановление судебного пристава исполнителя Славгородского МОСП УФСП АК Бут А.А. от 17.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству ; 3) приостановить исполнение постановления от 17.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству .

В судебном заседании представитель заявителя (должника по исполнительному производству) ФИО19 - Иванюк Н.М. на удовлетворении заявления о признании незаконным постановление судебного пристава-исполнителя по изложенным в заявлении доводам настаивает. Полагает неправомерным направление оспариваемого постановления в адрес филиала ОАО, ссылаясь на то, что вследствие несвоевременного извещения ФИО20 о вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства ФИО21 по объективной причине не могло своевременно исполнить требования судебного пристава. Полагает, что указанное обстоятельство само по себе не давало судебному приставу-исполнителю правовых оснований для применения штрафных санкций к ОАО.

Судебный пристав-исполнитель Славгородского межрайонного отдела судебных приставов Бут А.А. возражает против удовлетворения заявления ФИО22 Пояснила, что постановление о возбуждении исполнительного производства в силу указания в нем должника как ФИО23 в лице Славгородского филиала и адреса должника по месту нахождения филиала, в силу положений ГК РФ не могло быть вручено филиалу, поскольку он не может являться должником. В связи с указанным, понимая, что филиал должником являться не может, она (Бут А.А.) вручила соответствующее постановление о возбуждении исполнительного производства (в котором срок для добровольного исполнения был установлен в 3 дня с момента его получения) работнику Славгородского филиала ФИО24 Третьяковой В.П., которая в силу выданной ей генеральным директором ФИО25 доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ являлась законным представителем самого должника (ФИО26 и была уполномочена получать для ФИО27 любую корреспонденцию и информацию. Полагает, что оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется.

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №9 по Алтайскому краю (взыскатель по исполнительному производству), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившегося.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, а также материалы исполнительного производства , суд установил следующее:

20 января 2011 года судебным приставом-исполнителем Славгородского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Бут А.А. на основании поступившего из судебного участка <адрес> (выданного по гражданскому делу по иску ФИО3 к ОАО «Алтайкрайгазсервис» о перерасчете за коммунальную услугу и взыскании денежной суммы) исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в доход местного бюджета с ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала государственной пошлины в сумме 600 рублей вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства , в котором должнику установлен 3-х дневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д., ).

Указанное постановление вручено 21.01.2010 года юрисконсульту филиала ФИО28 - ФИО4, уполномоченной на право получения документов для ОАО «Алтайкрайгазсервис» выданной ей генеральным директором ФИО29 доверенностью №98 от 08.06.2010 года (л.д., 36).

17 февраля 2010 года судебным приставом-исполнителем Славгородского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Бут А.А. вынесено постановление о взыскании с ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала исполнительского сбора в размере 5.000 рублей (л.д.).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Славгородского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Бут А.А. от 28 февраля 2010 года исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д.).

Оценив представленные суду доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст.49 ФЗ «Об исполнительном производстве» сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник, которыми могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.30 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Без заявления взыскателя судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в случаях, предусмотренных ч.6 ст.30 и ч.6 ст.33 указанного Федерального закона, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч.5 ст.30 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)..

Учитывая изложенное, поскольку исполнительное производство от 20.01.2011 года было возбуждено на основании поступившего из судебного участка №1 г.Славгорода исполнительного листа № от 06.12.2010 года о взыскании в доход местного бюджета с ФИО30 государственной пошлины в сумме 600 рублей, довод заявителя о неправомерности возбуждения судебным приставом-исполнителем самостоятельного исполнительного производства является несостоятельным, поскольку указанный довод основан не неправильном толковании норм материального права.

Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о вынесении оспариваемого постановления «О взыскании исполнительского сбора не в отношении юридического лица, а его филиала», поскольку указанный довод опровергается доказательствами по делу.

Из положений ст.33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ следует, что если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (ч.1). Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (ч.2).

В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ были разработаны и утверждены Приказом от 30 января 2008 года №26 Федеральной службы судебных приставов были утверждены «Методические рекомендации о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства», определяющие порядок использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства.

Согласно п.4.1 указанных Методических рекомендаций извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В судебном заседании установлено (и подтверждается и материалами исполнительного производства), что все исполнительные документы в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ вручались уполномоченным на право получения документов для ФИО31 лицам (в том числе вручено юрисконсульту филиала ФИО32 - ФИО4 выданной ей генеральным директором ФИО33 доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ - л.д., 31-33, 35-36), а все исполнительные действия в отношении ФИО34 совершались судебным приставом-исполнителем Славгородского межрайонного отдела судебных приставов по месту нахождения ФИО35 находящегося в г.Славгороде, юридический адрес которого как адрес места нахождения юридического лица ФИО36 указан в исполнительном документе.

В соответствии со ст.30 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что указанные положения закона судебным приставом-исполнителем Славгородского МОСП были выполнены, поскольку из постановления о возбуждении исполнительного производства от 20 января 2011 года следует, что должнику ОАО «Алтайкрайгазсервис» судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен 3-х дневный срок со дня получения постановления.

Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока (ч.1 ст.15, ч.3 ст.16 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»).

Исходя из даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и даты получения указанного постановления уполномоченным представителем должника ФИО37 (21.01.2011 года), срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, истек в 24 часа 24.01.2011 года.

В судебном заседании установлено, что в вышеуказанный срок требования судебного пристава-исполнителя должником ОАО «Алтайкрайгазсервис» не были выполнены без уважительных причин. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено.

Также должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

Согласно ч.1, 2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, и при отсутствии со стороны должника доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебным приставом-исполнителем устанавливается исполнительский сбор.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст.105 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»).

Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч.2 ст.14 указанного федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу (ч.1 ст.115 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ). Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом (ч.2 ст.115 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ).

Исполнительский сбор является денежным взысканием (налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа), зачисляется в федеральный бюджет и устанавливается в размере семи процентов (7%) от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (ч.ч.1-3 ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве»).

Из положений ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ (в посл.ред.) «О судебных приставах» следует, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной п.2 указанной нормы, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в ст.6 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ.

Поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем в отношении должника, имеющего статус юридического лица и отвечающим критериям ст.48-54 ГК РФ, принимая во внимание, что оспариваемое постановление вынесено в отношении должника - юридического лица ОАО «Алтайкрайгазсервис», вручено уполномоченному представителю указанного юридического лица и содержало все необходимые для зачисления платежей в рамках исполнения реквизиты, позволявшие должнику выполнить требования судебного пристава-исполнителя в установленный для добровольного исполнения срок, правовых оснований для признания незаконным оспариваемое постановление суд не усматривает.

Довод представителя заявителя ФИО38 об отсутствии вины ФИО39 в несвоевременном исполнении требований содержащихся в исполнительном документе по причине несвоевременного уведомления о наличии такового стороны уполномоченного представителя (получившего постановление о возбуждении исполнительного производства), не может быть принят судо во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.

При этом судом полагает необходимым разъяснить заявителю о том, что согласно положениям ч.6 и ч.7 ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО40 об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя Славгородского МОСП УФСП АК Бут А.А. от 14.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 20 апреля 2011 года.

Председательствующий судья:             Щербина Е.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>