о включении в льготный (медицинский) стаж периодов работы в должности



    Дело № 2-772/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года

г.Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи     Е.В.Щербина,

при секретаре             М.С.Портновой,

с участием:

истца - Ищенко ФИО6,

представителя ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Славгороде и Славгородском районе - Кисель ФИО7, действующей на основании доверенности №8 от 11.01.2011 года сроком до 31.12.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ищенко ФИО8 к Государственному учреждению – Пенсионному фонду РФ в г.Славгороде и Славгородском районе Алтайского края о включении в льготный (медицинский) стаж периодов работы в должности, дающей право на получение досрочно трудовой пенсии за выслугу лет, времени обучения на курсах повышения квалификации и возложении обязанность произвести начисление досрочной трудовой пенсии с учетом восстановления льготного стажа,

У С Т А Н О В И Л:

Ищенко ФИО9 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-Управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Славгороде и Славгородском районе с требованием о включении в льготный (медицинский) стаж периодов работы в должности, дающей право на получение досрочно трудовой пенсии за выслугу лет с 01.11.1999 года по 11.09.2000 года, связанной с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, времени обучения на курсах повышения квалификации продолжительностью 1 год 2 месяца и 18 дней, и возложении обязанность произвести начисление досрочной трудовой пенсии с учетом восстановления льготного стажа.

В обоснование заявленных требований указал, что 03 августа 1981 года Приказом от 05.08.1981 года он (истец) был зачислен на должность участкового врача терапевта в Славгородскую городскую больницу с прохождением одногодичной интернатуры по терапии. С 01 февраля 1997 года Приказом от 03.02.1997 года он (истец) был назначен заведующим терапевтическим участками взрослой поликлиники. 01.01.2003 года в связи с изменением штатного расписания он (истец) был переведен заведующим терапевтическим отделением поликлиники-врачом терапевтом-участковым в городскую поликлинику, где и продолжает работать по настоящее время.

09 мая 2011 года истец обратился с заявлением в ГУ-Управление ПФ РФ в г.Славгороде и Славгородском районе о назначении ему досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако истцу было отказано во включении в лечебную деятельность периода его работы с 01.11.1999 года по 11.09.2000 года (10 месяцев и 11 дней), с указанием на то, что указанный период работы не подтвержден доказательствами работы в учреждении здравоохранения, для предоставления которых дан 3-х месячный срок.

Ссылаясь на то, что «Славгородская центральная районная больница» в соответствии с Постановлением администрации г.Славгорода от 04.03.1993 года №60 была переименована в Муниципальное предприятие «Славгородская центральная районная больница», которое на основании Постановления администрации г.Славгорода от 12.09.2000 года №678 без изменения своих функций по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению было зарегистрировано как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму – Муниципальное учреждение здравоохранения «Славгородская центральная районная больница», истец указал о необходимости включить период его работы с 01.11.1999 года по 11.09.2000 года в муниципальном предприятии «ЦРБ г. Славгорода» в льготный трудовой стаж в судебном порядке.

Кроме того, в стаж работы истца не были включены периоды повышения квалификации с отрывом от производства: с 14.11.1982 по 28.11.1982 года (приказ от 12.11.1982 года ), с 26.09.1983 по 26.01.1984 года (приказ от 27.09.1983 года ), с 05.01.1985 по 24.03.1985 года (приказ от 14.12.1984 года ), с 10.03.1991 по 14.05.1991 года (приказ от 04.03.1991 года ), с 17.03.1996 по 19.05.1996 года (приказ от 05.03.1996 года ), с 30.10.2005 по 03.12.2005 года (приказ от 18.10.2005 года -К), с 31.01.2011 по 31.03.2011 года (приказ от 20.01.2011 года -К). Полагая необоснованным невключение указанных периодов в льготный стаж, истец просит зачесть указанные периоды в льготный стаж в судебном порядке.

Представитель 3-го лица - Муниципального учреждения здравоохранения «Славгородская центральная районная больница», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных возражений на заявленные требования в суд не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела от него не поступало.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, принимая во внимание отсутствие возражений у других участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие не явившегося.

В судебном заседании Ищенко Б.В. на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям настаивает. Уточнил ранее заявленное требование о возложении на ответчика обязанности произвести начисление досрочной трудовой пенсии с учетом заявленного по иску периода: ссылаясь на то, что он (истец) уже является получателем пенсии по инвалидности и при включении спорного периода в льготный стаж у него возникнет право перейти на пенсию по иному основанию, о чем заявлением им в УПФ подано 19 мая 2011 года, истец Ищенко Б.В. просит признать его право на перерасчет пенсии с учетом ранее выплаченных сумм, начиная с 19 мая 2011 года. В остальной части на удовлетворении исковых требований также настаивает.

Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г.Славгороде, Славгородском районе Алтайского края – Кисель О.В., против удовлетворения заявленных истцом требований в части включения периода работы истца с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года в должности заведующего терапевтическими участками взрослой поликлиники-врача-терапевта в Муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница» не возражает. В остальной части иск не признала, полагая, что действующим пенсионным законодательством возможность включения периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (если работником не было отработано 80 % рабочего времени) не предусмотрено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:

Ищенко ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начиная с 04.11.1980 года, и по настоящее время на условиях полной ставки с полным рабочим днем осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в Славгородской центральной районной больнице.

Так, 04.11.1980 года Ищенко ФИО11 на основании приказа от 04.11.1980 года зачислен в Краевой госпиталь на должность мед.брата неврологического отделения. С 03.08.1981 года на основании приказа от 05.08.1981 года (запись в трудовой книжке ) был принят на должность участкового врача-терапевта с прохождением одногодичной интернатуры по терапии в Славгородскую. городскую больницу (реорганизованную на основании приказа от 17.01.1986 года в Славгородскую Центральную районную больницу Славгородского горисполкома, а затем с 01.07.1993 года на основании Постановления администрации г.Славгорода от 04.03.1993 года - в Муниципальное предприятие «ЦРБ г.Славгорода» - записи в трудовой книжке ), откуда с 01.02.1997 года на основании приказа от 03.02.1997 года (запись в трудовой книжке ) назначен на должность заведующего терапевтическими участками взрослой поликлиники-врача-терапевта. В период нахождения на указанной должности на основании Постановления Администрации г.Славгорода от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие «ЦРБ г.Славгорода» было переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» (запись в трудовой книжке ). С 01.01.2003 года (приказ от 20.01.2003 года - запись в трудовой книжке ) Ищенко Б.В. в связи с изменением штатного расписания был переведен на должность заведующего терапевтическим отделением поликлиники – врачом-терапевтом-участковым, в которой продолжает работать по настоящее время.

Вышеуказанные сведения подтверждаются трудовой книжкой на имя Ищенко ФИО12 от 21.08.1973 года и вкладышем к ней серии ВТ от 16.03.2009 года, а также справками от 08.07.2011 года и б/н, выданными МУЗ «Славгородская Центральная районная больница», и выпиской из приказа от 05.08.1981 года о назначении Ищенко ФИО13 на должность участкового врача-терапевта с прохождением одногодичной интернатуры по терапии в Славгородскую. городскую больницу (л.д., 19-20, 23, 39).

Преобразование 04.03.1993 года учреждения «Славгородская центральная районная больница» в Муниципальное предприятие «Славгородская центральная районная больница» и переименование Муниципального предприятия «ЦРБ г.Славгорода» в Муниципальное учреждение здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» подтверждается Постановлением Администрации города Славгорода №60 от 04.03.1993 года и соответствующими отметками в трудовой книжке на имя Ищенко ФИО14 (л.д.).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец Ищенко Б.В. является получателем пенсии по инвалидности и в связи с наличием необходимого медицинского стажа 19 мая 2011 года обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Славгороде, Славгородском районе с письменным заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по иному основанию - по выслуге в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Документально распиской-уведомлением подтверждается, что ответчиком ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Славгороде, Славгородском районе вышеназванное заявление с приложенными к нему документами у истца Ищенко Б.В. было принято 19.05.2011 года (л.д.).

Как пояснил в судебном заседании истец, дополнительно к принятым документам у него потребовали подтверждение тождественности деятельности МП «Славгородская центральная районная больница» и муниципального учреждения здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» и документы, подтверждающие наличие льготного стажа по должности, связанной с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу:

Ранее действовавший закон РФ от 29.11.90г. №30401 «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, и назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464. Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовой пенсии за выслугу лет не предусматривает, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими лечебную деятельность.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплены положения, касающиеся оснований возникновения и порядка реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, которым предусмотрено право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем возникновение права на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста обусловлено работой в определенной сфере профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ред. от 27.12.2009 года, применяемой с 1 января 2010 года) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

П.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной нормы, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило: Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Применительно к лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения указанным Постановлением были утверждены: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; а также «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449), в приложении к которым также приведен «Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев согласно п.п. «б» п.5 Правил.

В соответствии с п.3 вышеуказанных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449, применяемой с 11.06.2009 года) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, засчитываются периоды работы лишь в учреждениях здравоохранения.

Федеральным законом от 30.12.2008 №319-ФЗ п.п.10,11,12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (в редакции закона от 22.07.2008 года), положения которых не позволяли засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, признаны утратившими силу.

Однако ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ была дополнена пп.20 о том, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона независимо от их возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, при условии работы в учреждениях здравоохранения.

Между тем, суд полагает, что организационно-правовая форма работодателя для реализации гражданином права на трудовую пенсию на льготных условиях не имеет правового значения.

Указанный вывод суда основан на положениях ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Согласно ст.ст.18 - 19 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе и от должностного положения.

Указанным правам корреспондируют нормы трудового законодательства, где установлено, что в соответствии с ч.3 ст.1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет лишь порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Под условиями в данном случае понимаются обстоятельства и требования к соответствующим отдельным категориям граждан, которые вытекают из их права на соответствующую пенсию, т.е. такие юридически значимые обстоятельства, предоставляющие гражданину право на реализацию своих пенсионных прав, которые не затрагивают при этом существа самого права.

Аналогичное положение вытекает из положений ст.22 и ч.2 ст.29 «Всеобщей декларации прав человека», содержащими общепризнанные принципы и нормы международного права, согласно которым каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Кроме этого, в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с указанным Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Поскольку Российская Федерация непосредственно, а также как правопреемник СССР является участником указанных выше международных договоров и соглашений и должна соблюдать их.

Судом учитывается, что «Списком должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечение и иную деятельность по охране здоровья населения (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781), предусмотрены должности «врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей- статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность» поликлиник всех наименований (согласно п.9 раздела «наименование учреждений» Списка).

По смыслу ст.8 (ч.2), 19 (ч.1 и 2), 35 (ч.1), 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции РФ, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в… учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Данный вывод вытекает и из смысла абз.2 п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому право на досрочное назначение пенсии возникает у лица при наличии на то определенных условий, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года №310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области.

В судебном заседании установлено, что «Славгородская центральная районная больница» в соответствии с постановлением Администрации г.Славгорода Алтайского края за №10-60 от 04.03.1993 года являлось муниципальным предприятием, а с 12.09.2000 года на основании постановления Администрации г.Славгорода от 12.09.2000 года №678 зарегистрировано как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму - Муниципальное учреждение здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» (л.д.).

В судебном заседании также установлено, что предметом деятельности как Муниципального предприятия «Славгородская центральная районной больница», так и Муниципального учреждения здравоохранения «Славгородская центральная больница», согласно положениям их Уставов является обеспечение населения города и района качественной, доступной, своевременной медицинской помощью, оказание профилактической, неотложной, экстренной медицинской помощи населению, проведение клинико-диагностических и бактериологических исследований др., из чего суд приходит к выводу о тождественности деятельности указанных медицинских учреждений.

П.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781) определено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01.11.1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Как следует из справки, уточняющей характер работы истца Ищенко Б.В., последний, работая на условиях полной ставки с полным рабочим днем и полной рабочей неделей, осуществлял и осуществляет деятельность, связанную с оказанием медицинской помощи населению. При этом реорганизация и изменение организационно-правовой формы Славгородской центральной районной больницы по месту работы Ищенко Б.В. не повлияли на характер функциональных обязанностей и выполняемых им по должности заведующего терапевтическими участками взрослой поликлиники-врача-терапевта (л.д.).

Таким образом, поскольку пенсионным законодательством в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается не форма документального оформления факта работы, а длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, сопряженной с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье вредных физических, химических, биологических и иных факторов, обусловленных спецификой и характером труда, суд приходит к выводу о том, что период работы истца Ищенко Б.В. с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года в должности заведующего терапевтическими участками взрослой поликлиники-врача-терапевта в Муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница» подлежит включению в стаж работы в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Требования истца Ищенко Б.В. о включении в льготный стаж его работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации также являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

По общим правилам, согласно ч.1 ст.196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Ч.3 ст.196 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1 медицинские и фармацевтические работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки (п.4 ч.1). Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с указанными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями (ч.3).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что установлено в п.1 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №321.

Названным Положением определено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства (п.п.5.2, 5.2.2). В соответствии с п.5.2.2 названного Положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены квалификационные требования к подготовке врачей и провизоров по различным специальностям.

                                                                П.7 ранее действовавшего «Положения о враче-терапевте участковом поликлиники (амбулатории)» (утв. Приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 года №100 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» (приложение №44) предусматривалось, что для повышения квалификации врачи - терапевты участковые должны направляться в институты (факультеты) усовершенствования врачей, на курсы усовершенствования и специализации при медицинских высших учебных заведениях, научно - исследовательских учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения - не реже 1 раза в 5 лет.

                                                                Действующим «Положением об организации деятельности врача-терапевта участкового» (Приложение №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. №765) предусмотрено, что на должность врача-терапевта участкового назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности "Терапия" (п.2).

                                                                Указанное соответствует требованиям ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которой право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (ч.1). Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (ч.2).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 №705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2009 №13459) профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются в целях получения дополнительных знаний, умений и практических навыков, необходимых для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности (п.2). Задачи профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов определяются в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов (п.3). Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования (п.5). Сроки, формы, содержание и технология обучения определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (п.6). Слушателям, освоившим образовательную программу повышения квалификации и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца. Слушателям, освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца (п.9). Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. №210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г. №14032) (п.10).

В соответствии с п.7 «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №610) повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

В судебном заседании установлено, что направление Ищенко Б.В. на курсы повышения квалификации было связано с повышением его профессиональной квалификации как врача-терапевта, что обеспечивало исполнение Ищенко Б.В. основной трудовой функции медицинского работника на более высоком уровне. При этом судом учитывается, что прохождение Ищенко Б.В курсов повышения квалификации являлось его обязанностью, и проходил Ищенко Б.В. указанные курсы не по своей инициативе, а на основании соответствующих приказов работодателя, что подтверждается материалами дела.

Следовательно, периоды нахождения Ищенко Б.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с 14.11.1982 по 28.11.1982 года (приказ от 12.11.1982 года №331), с 26.09.1983 по 26.01.1984 года (приказ от 27.09.1983 года №186), с 05.01.1985 по 24.03.1985 года (приказ от 14.12.1984 года №335), с 10.03.1991 по 14.05.1991 года (приказ от 04.03.1991 года №42), с 17.03.1996 по 19.05.1996 года (приказ от 05.03.1996 года №45), с 30.10.2005 по 03.12.2005 года (приказ от 18.10.2005 года №68-К), с 31.01.2011 по 31.03.2011 года (приказ от 20.01.2011 года №6-К), должны быть включены в его специальный стаж.

Указанное не противоречит п.5 разъяснений Минтруда РФ №29 от 22 мая 1996 года (в редакции Постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 года №36, зарегистрированного в Минюсте РФ от 24.10.1996 года), согласно которым в специальный стаж может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В силу п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, с посл. измен.) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные гарантии были предусмотрены также ранее действовавшим трудовым законодательством, в том числе ст.112 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утвержденного ВС РСФСР 09.12.1971 года и утратившего силу с 01.02.2002 года в связи с принятием Трудового кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ).

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истца Ищенко Б.В. на курсах повышения квалификации также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени обращения истца Ищенко Б.В. за назначением (перерасчетом) пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

По иным основаниям право истца на досрочное назначение указанной пенсии ответчиком не оспаривается.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ, Указа Президента РФ от 27.09.2000 №1709 назначение и выплата трудовых пенсий производится Пенсионным фондом РФ.

Ст.17 указанного закона определен порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий, согласно которому назначение… трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии со ст.19 указанного закона трудовая пенсия назначается, а также производится перерасчет ее размера со дня обращения, каковым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что с письменным заявлением о перерасчете пенсии (по инвалидности) по иному основанию (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) Ищенко Б.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в городе Славгороде и Славгородском районе Алтайского края 19.05.2011 года.

Учитывая изложенное, с учетом включения в специальный стаж Ищенко Б.В. спорных периодов, суд приходит к выводу, что при наличии на день обращения истца в УПФ 30-летнего льготного стажа его право на перерасчет пенсии по иному основанию - в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возникло со дня обращения с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд, т.е. с 19.05.2011 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ищенко ФИО15 к Государственному учреждению – Пенсионному фонду РФ в г.Славгороде и Славгородском районе Алтайского края о включении в льготный (медицинский) стаж периодов работы в должности, дающей право на получение досрочно трудовой пенсии за выслугу лет, времени обучения на курсах повышения квалификации и возложении обязанность произвести начисление досрочной трудовой пенсии с учетом восстановления льготного стажа удовлетворить.

Засчитать в специальный стаж, дающий право Ищенко ФИО16 на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период его работы с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года в должности заведующего терапевтическими участками взрослой поликлиники-врача-терапевта в Муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница»; а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 14.11.1982 по 28.11.1982 года, с 26.09.1983 по 26.01.1984 года, с 05.01.1985 по 24.03.1985 года, с 10.03.1991 по 14.05.1991 года, с 17.03.1996 по 19.05.1996 года, с 30.10.2005 по 03.12.2005 года, с 31.01.2011 по 31.03.2011 года.

Признать право Ищенко ФИО17 на перерасчет пенсии с учетом ранее выплаченных сумм, начиная с 19 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 08.08.2010 года.

Председательствующий:      Щербина Е.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>