Дело № 2- 218- 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2011 г. Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи Гайдар Е.В.
при секретаре Самокрутовой В.А.
с участием прокурора Хижняк О.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Балашова ФИО6 к ОАО « Алтайкрайэнерго и Управлению социальной защиты населения по г. Славгороду, Славгородскому району о признании незаконными действия по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета и компенсации расходов на оплату электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Балашова ФИО7 к ОАО «Алтайкрайэнерго», управлению социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району о признании незаконными действия по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета и компенсации расходов на оплату электроэнергии. В обоснование иска указал, что в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, при расчете мер социальной поддержки истцу за период с 09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. за потребленную электроэнергию применялся норматив потребления 37 кВт/ч в месяц, установленный решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22 февраля 2005 года №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий».
Между тем, нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и введены в действие с 01.01.2007 г. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 37 кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.
В связи с этим прокурор просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице его филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении истца с09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. ; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Славгородские межрайонные электрические сети» произвести истцу перерасчет за указанный период платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению»; обязать управление социальной защиты населения по г.Славгороду выплатить истцу сумму компенсации за указанный период согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, уточнив, что филиал « Славгородские межрайонные электрические сети» в настоящее время является отделением ОАО « Алтайкрайэнерго».
Истец Балашов Г.А. в судебное заседание не явился. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» ФИО4 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что нормативы потребления, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, и не могут применяться для определения мер социальной поддержки, на что указывалось в разъяснениях Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и Главалтайсоцзащиты. Филиалом «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» применялся норматив потребления электроэнергии на одного человека в месяц 37 кВт/ч, установленный решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005г. №23 для определения мер социальной поддержки и получения жилищно-коммунальных субсидий, поскольку в Алтайском крае нормативы потребления электроэнергии для определения мер социальной поддержки не установлены. В сентябре 2009 года данное решение Славгородским городским собранием депутатов Алтайского края было отменено, и для определения мер социальной поддержки с сентября 2009 года по тем абонентам, по которым имелись все необходимые сведения, стали применяться нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10.
Представитель ответчика управления социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец право на льготы по оплате коммунальных услуг (л.д.9).
Истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, в квартире проживает человек- 2, комнат- 3, не имеет зарегистрированной электроплиты (л.д. 9).
Истец пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению. По оплате потребленной истцом с 09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. электроэнергии энергоснабжающей организацией ОАО « Алтайкрайэнерго» производилось определение мер социальной поддержки от величины норматива -37 кВт/ч. с передачей сведений в управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району, которое на основании Постановления администрации Алтайского края от 29.08.2007г. № 376 с 01.10.2007г. осуществляет выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам.
Выплата управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущем месяце выплачивается компенсация по оплате, произведенной в предыдущем месяце.
Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 37 кВт/ч. применялся филиалом «Славгородские межрайонные электрические сети» ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005г. №23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий».
В силу положений ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 03 декабря 2004 года принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
Согласно ст. 3 данного Закона (в ред. Закона Алтайского от 08.05.2008 № 37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В редакции, действовавшей до принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС, предусматривалась льгота в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС).
В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов.
Пунктом 19 Положения (в редакции, действовавшей до 29.02.2008г., распространявшейся на правоотношения, возникшие до 01.01.2008г.) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.
В Алтайском крае до 1 апреля 2008 года меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст. 4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст. 4).
Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008г.
Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".
Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.
В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, до 1 апреля 2008 года на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008 года они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 года, так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1).
Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, т.е. органами государственной власти субъекта РФ в отношении потребления электроснабжения.
Исходя из положений жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению.
Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Каких-либо иных нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, разработанных специально для расчета компенсации (льгот) по оплате за коммунальные услуги, на уровне субъекта не разработано и в установленном законом порядке не принято.
При этом не имеют значения ссылки представителей ответчиков на разъяснительные письма Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и Главалтайсоцзащиты о неприменении утвержденных Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нормативов потребления коммунальных услуг при определении мер социальной поддержки. Данные письма носят не нормативный характер, содержащиеся в них разъяснения противоречат законодательству Российской Федерации и Алтайского края.
Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. №10, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005г. № 23, недопустимо, учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения.
Однако перерасчет и выплата недополученной денежной компенсации на оплату расходов по электроснабжению истцу не производились.
Исходя из изложенного, сравнив в заявленный прокурором период размер предоставленных истцу мер социальной поддержки с фактически потребленной им услугой по электроснабжению, суд приходит к выводу о том, что применение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении истца норматива потребления услуг по электроснабжению в размере 37 кВт/ч нарушает его права, и учитывая то, что применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 37 кВт/ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайэнерго» обязанности по перерасчету денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению истцу в период с 09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. включительно исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, являются обоснованными.
Требования прокурора о возложении на управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить истцу недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчета оплаты за указанный период суд также находит обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
При разрешении заявленных прокурором требований суд также учитывает следующее.
Несмотря на то, что Закон Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» вступил в действие с 01 апреля 2008 года, на территории г. Славгорода замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями стала производиться на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007 г. № 376 с 01 октября 2007 года.
С учетом изложенного иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ОАО «Алтайкрайэнерго» надлежит взыскать 200 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах Балашова ФИО8 удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО « Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Балашова ФИО9 с 09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. включительно.
Обязать ОАО « Алтайкрайэнерго» произвести Балашову ФИО10 перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению за период с 09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. № 10 « Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району выплатить Балашову ФИО11 недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 09 октября 2007 г. по 03 августа 2009 г. включительно согласно произведенному ОАО « Алтайкрайэнерго» перерасчету.
Взыскать с ОАО « Алтайкрайэнерго» в доход муниципального образования город Славгород государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17 апреля 2011 г.
Судья- Е.В. Гайдар