о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-841/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Филипповой О.А.,

при секретаре Бутко О.В.,

с участием прокурора Хижняк О.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. Славгородского межрайонного прокурора в интересах Перезоловой ФИО14 к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации города Славгорода Алтайского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Славгородского межрайонного прокурора Котляров Р.Ю. обратился в суд в интересах Перезоловой В.Г. с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации города Славгорода Алтайского края, в котором просит обязать ответчиков предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метров. В обоснование требований указал, что Презолова В.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании представитель прокуратуры Хижняк О.Е. и материальный истец Перезолова В.Г. указанные требования поддержали в полном объеме. Представитель процессуального истца Хижняк О.Е. пояснила, что родители Перезоловой В.Г. лишены в отношении последней родительских прав, в настоящее время они умерли. Перезолова В.Г. не имеет в собственности какого-либо жилого помещения. В настоящее время Перезолова В.Г. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако в нарушение действующего законодательства таковое ей вне очереди не предоставлено, в связи с чем необходимо обязать ответчиков предоставить Перезоловой В.Г. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.

Представители ответчика - администрации города Славгорода Алтайского края Федчун С.В. и Гартман В.Н. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, пояснили, что надлежащим ответчиком по данному делу является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, поскольку является органом, уполномоченным предоставлять жилые помещения данной категории граждан. Гартман В.Н. также в судебном заседании пояснила, что Перезолова В.Г. не имеет какого-либо жилья в собственности, 05 сентября 2007 года она поставлена на учет как лицо, нуждающееся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования. Кроме этого, в 2010 году Перезолова В.Г. поставлена на учет, как лицо, нуждающееся в получении безвозмездной субсидии на приобретение жилья или жилья по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что краевой жилищный фонд, предназначенный для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не создан, жилые помещения краевого жилищного фонда за управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не закреплены. Бюджетные средства для инвестирования в объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, включенные в адресную инвестиционную программу, предоставляются по плану на очередной финансовый год. В Алтайском крае действует краевая адресная программа на 2011 год, в соответствии с которой предусмотрено 35000000 рублей на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получателем данных бюджетных средств является управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. На основании изложенного представитель управления просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Славгородского городского суда Алтайского края от 11 апреля 1995 года мать истца – Перезолова ФИО15 и отец – Перезолов ФИО16, лишены родительских прав в отношении детей, в том числе Перезоловой В.Г., родившейся ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, по мнению суда, истец относится к детям, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением администрации города Славгорода Алтайского края № 33 от 03 июля 1995 года Перезолова В.Г. была помещена в специализированное детское учреждение.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Славгорода от 05 сентября 2007 года Перезолова В.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Однако до настоящего времени истица не обеспечена жильем.

Как следует из свидетельства о смерти Перезолова Р.А. (мать истицы) умерла ДД.ММ.ГГГГ в г. Славгороде Алтайского края. Согласно свидетельству о смерти отец истицы Перезолов Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ в г. Славгороде Алтайского края.

Из ответа нотариуса ФИО11 на запрос суда, следует, что после смерти Перезолова Г.А. и Перезоловой Р.А. наследственные дела не заводились.

В судебном заседании установлено, что Перезолова В.Г. каких-либо жилых помещений на праве собственности и ином праве пользования не имеет. Это подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Алтайскому краю и сообщением об отказе в предоставлении информации о правах Перезоловой В.Г. на объекты недвижимости.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из приведенных норм следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом Российской Федерации - Алтайским краем - не передано муниципальным органам, что следует из положений ч.4 ст. 1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», которыми установлен исчерпывающий перечень государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, переданных органам местного самоуправления.

В силу п.1 Положения об Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 года N 145, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающим устойчивое функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории края. На него возложена обязанность по ведению учета жилищного фонда Алтайского края (п. 4.13 Положения № 145 от 10.04.2006)

Статьей 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС (ред. от 03.06.2008г.) «О предоставлении жилых помещений Государственного жилищного фонда Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 08.12.2006г. №706) прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края, которым является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Учитывая изложенное, в иске к Администрации г. Славгорода следует отказать.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлен порядок предоставления жилых помещений в Алтайском крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения, т.е. минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС (ред. от 03.06.2008г.) «О предоставлении жилых помещений Государственного жилищного фонда Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 08.12.2006г. №706) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

С учетом изложенного истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., по договору социального найма, вне очереди.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск и.о. Славгородского межрайонного прокурора в интересах Перезоловой ФИО17 удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Перезоловой ФИО18 по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м., вне очереди.

В удовлетворении исковых требований к администрации города Славгорода Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Славгородский городской суд.

Судья                                            О.А. Филиппова