о признании бездействия незаконным



Дело № 2- 974- 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 г. Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

с участием прокурора Хижняк О.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Славгородского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней Смирновой ФИО8 об оспаривании бездействия администрации г. Славгорода,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней Смирновой ФИО9 о признании бездействия администрации г. Славгорода незаконным. В обоснование заявления указал, что в Славгородскую межрайонную прокуратуру поступило обращение Смирновой А.В. о нарушении права ее несовершеннолетней дочери Смирновой ФИО11, 2009 года рождения на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Славгорода. Как установлено, Смирнова А.В. неоднократно обращалась в администрацию г. Славгорода с заявлением о предоставлении её дочери места в дошкольном образовательном учреждении. На основании этого, 17.06.2009 г., администрацией г. Славгорода, Смирнова Д.С. была поставлена на очередь для получения места в дошкольное образовательное учреждение. По состоянию на 10 октября 2011 года место не предоставлено. В силу действующего законодательства к полномочиям органов местного самоуправления относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории г. Славгорода лишает несовершеннолетнюю Смирнову ФИО10 на получение своевременного дошкольного образования, гарантированного Конституцией РФ, влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания детей, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

На основании изложенного, прокурор просит:

-признать незаконным бездействие администрации г. Славгорода по не предоставлению несовершеннолетней Смирновой ФИО12 04.01.2009 г. рождения общедоступного бесплатного дошкольного образования;

-обязать администрацию г. Славгорода организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Смирновой ФИО13 04.01.2009 г. рождения;

В судебном заседании прокурор Хижняк О.Е. доводы заявления поддержала.

Законный представитель малолетней Смирновой ФИО14 – Смирнова А.В. просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель администрации г. Славгорода Трушкова М.И. возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом указала, что в настоящее время отсутствует возможность выделения Смирновой ФИО15 места в дошкольных образовательных учреждениях г. Славгорода в связи с их полной комплектацией. Внеочередное предоставление Смирновой ФИО16 места в дошкольном образовательном учреждении приведет к нарушению прав других лиц, претендующих на места в детских дошкольных образовательных учреждениях. Места в дошкольные учреждения предоставляются согласно реестру очередности. К категории граждан, пользующихся правом первоочередного предоставления места в детском дошкольном образовательном учреждении, Смирнова ФИО17 не принадлежит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявлением подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании Смирнова ФИО18 родилась 04 января 2009 года, о чем отделом ЗАГС г. Славгорода 16 января 2009 г. составлена запись акта о рождении №18 и выдано свидетельство о рождении (л.д.6).

16 июня 2009 г. Смирнова А.В. и Смирнов С.Н., являющиеся родителями Смирновой ФИО19, обратилась в комитет администрации г. Славгорода по образованию с заявлением о предоставлении дочери места в дошкольном образовательном учреждении (л.д.7).

По сообщению администрации г. Славгорода от 30.06.2011 г. №1368 Смирнова Д.С. поставлена на очередь для получения места в детском саду. Порядковый номер её очереди- 24 (л.д.8).

04 июля 2011 г. Смирнова А.В. обратилась в комитет администрации г. Славгорода по образованию с повторным заявлением о предоставлении её дочери места в дошкольном образовательном учреждении (л.д.9).

В соответствии с ответом комитета администрации г. Славгорода по образованию по состоянию на 19 июля 2009 г. порядковый номер очереди Смирновой Д.С. для получения места в детском саду составил -18. Оснований для льготного определение ребенка в дошкольное образовательное учреждение не имеется (л.д.13)..

Смирнова А.В. обратилась к главе администрации г. Славгорода с жалобой на вышеназванный ответ, с просьбой разобраться с причинами не предоставления её дочери места в детском саду (л.д.14).

Согласно ответу на данное обращение главы администрации г. Славгорода места в детских садах предоставляются согласно реестру очередности, ведение которого осуществляется круглогодично. Оснований для льготного места определения ребенка в дошкольное образовательное учреждение нет. Место будет предоставлено по мере выбытия детей из общей очереди в течение 2011-2010 г. (л.д.15).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в т.ч., организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666) предусмотрено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…

Смирнова Д.С. достигла необходимого возраста для посещения дошкольного образовательного учреждения.

Довод администрации г. Славгорода об отсутствии свободных мест в функционирующих дошкольных учреждениях мест для предоставления несовершеннолетней Смирновой ФИО20 не могут быть приняты во внимание. Реализуя предоставленные ему функции, орган местного самоуправления обязан предвидеть существующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.

Доказательств того, что администрацией г. Славгорода принимались действенные меры по обеспечению права Смирновой Д.С. на получение дошкольного образования суду не представлено.

Отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях, само по себе, не исключает возможность возложения на администрацию обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Принимая во внимание вышеизложенное, заявление Славгородского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней Смирновой ФИО21 об оспаривании бездействия администрации г. Славгорода удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г. Славгорода в части не предоставления несовершеннолетней Смирновой ФИО22 общедоступного бесплатного дошкольного образования. Обязать администрацию г. Славгорода предоставить Смирновой ФИО23, 04 января 2009 г. рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявление Славгородского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней Смирновой ФИО24 об оспаривании бездействия администрации г. Славгорода удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации г. Славгорода в части не предоставления несовершеннолетней Смирновой ФИО25 общедоступного бесплатного дошкольного образования.

    Обязать администрацию г. Славгорода предоставить Смирновой ФИО26, 04 января 2009 г. рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 07 ноября 2011 г.

Судья- Е.В. Гайдар