о признании бездействия незаконным



дело № 2-890/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Славгород                                                                       17 октября 2011 года

Судья Славгородского городского суда Алтайского края Филиппова О.А.,

при секретаре Бутко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника и об обязывании устранить нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: установить ограждение скотомогильника не менее 2 м., предусмотреть оканавливание скотомогильника глубиной 0,8-1.4 м. и шириной не менее 1.5 м. с устройством вала из вынутого грунта, установить навес, а также помещение для вскрытия животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой проверки соблюдения действующего законодательства при захоронении биологических отходов, выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, в месте захоронения биологических отходов, расположенном на расстоянии <адрес> от <адрес>. Территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м., не имеет канавы глубиной 0.8-1.4м. и шириной 1.5 м. с устройством вала из вынутого грунта, также отсутствует навес над ямой и помещение для вскрытия животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов. В соответствии с распоряжением главы администрации Селекционного сельсовета Славгородского района от 10 марта 2011 года № 11-р имущество муниципального образования Селекционный сельсовет, а именно сооружение (скотомогильник), передано в хозяйственное ведение МУП «КХ Селекционного сельсовета Славгородского района». В результате бездействия МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» нарушаются требования к устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника, то есть нарушаются права неопределённого круга лиц - постоянно или временно проживающих в с. Селекционное на благоприятную окружающую среду, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, возникает угроза возникновения эпидемии, эпизоотии.

В судебном заседании помощник Славгородского межрайонного прокурора Хижняк О.Е. исковые требования поддержала в полном объёме, сославшись на основания, изложенные в заявлении.

Представитель МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» ФИО4 в судебном заседании исковые требования признал, пояснив, что скотомогильник распоряжением главы администрации Селекционного сельсовета Славгородского района передан в хозяйственное ведение МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» 10 марта 2011 года. Указанный скотомогильник расположен в <адрес> от <адрес>. Перечисленные в исковом заявлении нарушения действительно имеются, однако они допущены в связи с отсутствием финансирования. В ближайшее время все установленные нарушения будут устранены.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора в г. Славгороде, г. Яровое, Славгородском и Бурлинском районах ФИО5 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что проверка проводилась совместно с прокуратурой, в результате было выявлено, что эксплуатация и содержание скотомогильника не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, судья находит требования Славгородского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 8 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусматривает, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки Славгородской межрайонной прокуратурой и ТО Управления Роспотребнадзора в г. Славгороде, г. Яровое, Славгородском и Бурлинском районах    был выявлен факт несоответствия эксплуатации и содержания скотомогильника, расположенного на территории Селекционного сельского поселения, требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Из акта проведения ветеринарно-санитарного обследования от 05 апреля 2011 г., составленного в 11 часов 30 минут в с. Селекционное в присутствии главы администрации Селекционного сельсовета и справки по итогам совместной проверки Славгородской межрайонной прокуратуры и ТО Управления Роспотребнадзора в г. Славгороде, г. Яровое, Славгородском и Бурлинском районах от 24 августа 2011 г. следует, что в ходе проверки и обследования выявлено нарушение п. п. 5.1, 5.6, 5.8, 6.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Право собственности на сооружение - скотомогильник площадью 12 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на <адрес> от <адрес> принадлежит Муниципальному образованию Славгородский район Алтайского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11 ноября 2010 года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

В соответствии с Постановлением Администрации Славгородского района от 27 января 2011 года № 23 муниципальное образование Славгородский район Алтайского края передало муниципальному образованию Селекционный сельсовет Славгородского района сооружение (скотомогильник) общей площадью <данные изъяты> кв. м, <данные изъяты> года постройки, расположенный <данные изъяты> от <адрес>.

Распоряжением от 10 марта 2011 года № 11-р Администрации Селекционного сельсовета Славгородского района Алтайского края указанный скотомогильник передан в хозяйственное ведение МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета». 06 июня 2011 года составлен акт приёма-передачи скотомогильника в хозяйственное ведение МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах.

В соответствии с п. 1.5. Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием, или в исключительных случаях производят захоронения в специально отведенных местах.

В соответствии с п. 1.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов отражено, что места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

Пункт 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусматривает, что территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта.

В п. 5.8 Правил указано, что над ямой на высоте 2,5 метров строят навес длиной 6 метров шириной 3 метра, рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что скотомогильник, расположенный на территории Селекционного сельского поселения, не соответствует требованиям, предусмотренным Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Так, территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м., не имеет канавы глубиной 0.8-1.4 м. и шириной 1.5 м. с устройством вала из вынутого грунта, также отсутствует навес над ямой и помещение для вскрытия животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

Пунктом 6.10 вышеуказанных Правил предусмотрено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

В соответствии со ст. 294, 295 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Пунктом 2 ст. 295 ГК РФ предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно. Поскольку скотомогильник принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района», то ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника должно нести указанное учреждение, в связи с чем на него должна быть возложена обязанность проведения работ по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Принимая во внимание все установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая, что факт бездействия МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района», выразившийся в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника, в судебном заседании нашел подтверждение, а также то, что указанное бездействие влечёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Селекционного сельского поселения, и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей, суд находит обоснованным заявление прокурора. Исковые требования прокурора следует удовлетворить, признать незаконным бездействие МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района», выразившееся в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанности в данном случае надлежит установить до 01 июля 2012 г. При этом судом принят во внимание объем подлежащих выполнению работ.

            В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, учитывая результат рассмотрения дела, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Иск Славгородского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района», выразившееся в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника.

Обязать МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» устранить нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, провести работы по приведению скотомогильника, расположенного <данные изъяты>, в соответствие с требованиями пунктов 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 в срок до 01 июля 2012 года.

Взыскать с МУП «Коммунальное хозяйство Селекционного сельсовета Славгородского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 октября 2011 г.

                                  Судья                                           О.А.Филиппова