о признании бездействия незаконным



дело № 2-910/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Славгород                                                                       17 октября 2011 года

Судья Славгородского городского суда Алтайского края Филиппова О.А.,

при секретаре Бутко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пригородного сельсовета Славгородского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Пригородного сельсовета Славгородского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника и об обвязывании устранить нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: установить ограждение скотомогильника не менее 2 м., предусмотреть оканавливание скотомогильника глубиной 0,8-1.4 м. и шириной не менее 1.5 м. с устройством вала из вынутого грунта, установить навес, а также помещение для вскрытия животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения действующего законодательства при захоронении биологических отходов, выявлены нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, в месте захоронения биологических отходов, расположенном <адрес> <адрес>. Территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м., не имеет канавы глубиной 0.8-1.4м. и шириной 1.5 м. с устройством вала из вынутого грунта, также отсутствует навес над ямой и помещение для вскрытия животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов. Собственником данного скотомогильника является муниципальное образование Пригородный сельсовет Славгородского района Алтайского края. В результате бездействия органов местного самоуправления сельского поселения нарушаются права неопределённого круга лиц - постоянно или временно проживающих в с. Пригородное на благоприятную окружающую среду, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, возникает угроза возникновения эпидемии, эпизоотии.

В судебном заседании помощник Славгородского межрайонного прокурора Корнилович Г.Н. исковые требования поддержала в полном объёме, сославшись на основания, изложенные в заявлении.

Глава администрации Пригородного сельсовета Славгородского района ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что скотомогильник находится в собственности Муниципального образования Пригородный сельсовет Славгородского района Алтайского края и расположен на расстоянии 750 м. в восточном направлении от с. Пригородное. Указанные в исковом заявлении нарушения имеют место, однако они допущены в связи с отсутствием финансирования. В ближайшее время все установленные нарушения будут устранены.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора в г. Славгороде, г. Яровое, Славгородском и Бурлинском районах ФИО5 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что проверка проводилась совместно с прокуратурой, в результате было выявлено, что эксплуатация и содержание скотомогильника не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, судья находит требования Славгородского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 8 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ предусматривает, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки Славгородской межрайонной прокуратурой и ТО Управления Роспотребнадзора в г. Славгороде, г. Яровое, Славгородском и Бурлинском районах    был выявлен факт не соответствия эксплуатации и содержания скотомогильника, расположенного на территории Пригородного сельского поселения, требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Из акта проведения ветеринарно-санитарного обследования от 27 апреля 2011 г., составленного в 10 часов 30 минут в с. Пригородное в присутствии Главы администрации Пригородного сельсовета ФИО4 и справки по итогам совместной проверки Славгородской межрайонной прокуратуры и ТО Управления Роспотребнадзора в г. Славгороде, г. Яровое, Славгородском и Бурлинском районах от 24 августа 2011 г. следует, что в ходе проверки и обследования выявлено нарушение п. п. 5.1, 5.6, 5.8, 6.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Право собственности на сооружение - скотомогильник площадью 19.2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес> принадлежит Муниципальному образованию Пригородный сельсовет Славгородского района Алтайского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 июня 2011 г., выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах.

В соответствии с п. 1.5. Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием, или в исключительных случаях производят захоронения в специально отведенных местах.

В соответствии с п. 1.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов отражено, что места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

Пункт 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусматривает, что территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта.

В п. 5.8 Правил указано, что над ямой на высоте 2,5 метров строят навес длиной 6 метров шириной 3 метра, рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

В соответствии с пунктом 6.2. Правил, ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что скотомогильник, расположенный на территории Пригородного сельского поселения, не соответствует требованиям, предусмотренным Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Так, территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м., не имеет канавы глубиной 0.8-1.4 м. и шириной 1.5 м. с устройством вала из вынутого грунта, также отсутствует навес над ямой и помещение для вскрытия животных и хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.

Пунктом 6.10 вышеуказанных Правил установлено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Статья 1 Федерального Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь случае их возникновения.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям), с учетом их назначения, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (в частности, биолого-социальных), и обязанность по осуществлению таких мер возложена на местные администрации Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.

В соответствии с п.п.8 п.1 ст.14 данного Федерального Закона к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий о защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Статья 3 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Поскольку собственником скотомогильника является Муниципальное образование Пригородный сельсовет Славгородского района Алтайского края, а также, учитывая, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возложена на местные администрации Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», суд считает что проведение работ по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов должно быть возложено на администрацию Пригородного сельсовета.

Принимая во внимание все установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, учитывая, что факт бездействия администрации Пригородного сельсовета Славгородского района, выразившийся в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника, в судебном заседании нашел подтверждение, а также то, что указанное бездействие влечёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Пригородного сельского поселения, и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей, суд находит обоснованным заявление прокурора. Исковые требования прокурора следует удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельсовета Славгородского района, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанности в данном случае надлежит установить до 01 июня 2012 г. При этом судом принят во внимание объем подлежащих выполнению работ.

            В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, учитывая результат рассмотрения дела, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Иск Славгородского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельсовета Славгородского района, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований к санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника.

Обязать администрацию Пригородного сельсовета Славгородского района устранить нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, провести работы по приведению скотомогильника, расположенного <адрес>, в соответствие с требованиями пунктов 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 в срок до 01 июня 2012 г.

Взыскать с администрации Пригородного сельсовета Славгородского района Алтайского края в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 октября 2011 г.

                                  Судья                                           О.А.Филиппова