Копия
Дело №2-929/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2011 года
г.Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Щербина Е.В.
при секретаре Закоптеловой О.А.
с участием:
помощника Славгородского межрайонного прокурора Хижняк ФИО20,
материального истца Куатовой ФИО21 и ее представителя Куатова ФИО22,
представителя ответчика Администрации Славгородского района Алтайского края - Панькива ФИО23, действующего на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Славгородского межрайонного прокурора в интересах Куатовой ФИО24 о признании незаконным бездействие администрации Славгородского района по вопросу улучшения жилищных условий и выделения денежных средств на приобретение жилья как вдове Вов, оспаривании решения межведомственной комиссии, и возложении обязанности устранить нарушение права,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Куатовой ФИО25 о признании незаконным бездействие администрации Славгородского района по вопросу улучшения жилищных условий и выделения денежных средств на приобретение жилья как вдове Вов, оспаривании решения межведомственной комиссии, и возложении обязанности устранить нарушение права.
В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства было установлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Славгородского района с заявлением (рег. №№) обратилась вдова участника ВОВ Куатова А.К. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу улучшения жилищных условий или выделении ей денежных средств на приобретение жилья как вдове участника ВОВ.
Ответом администрации Славгородского района от ДД.ММ.ГГГГ №№ Куатовой А.К. было отказано в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ.
Прокурор полагает, что в нарушение действующего законодательства заявление Куатовой А.К. было рассмотрено администрацией Славгородского района в общем порядке без заведения соответствующего учетного дела, а вопрос о постановке Куатовой А.К. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении ее в списки граждан-получателей субсидии на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года за №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года» комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией упомянутого Указа, не рассматривался, решение о постановке на соответствующий учет, либо об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не принималось.
Указал, что при проведении обследования жилищных условий Куатовой А.К. были нарушены требования пп.4,7.8,12,42,43,54 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», указывая, что обследование жилого помещения Куатовой А.К. проводилось в ее отсутствие как собственника жилья.
Полагая указанное бездействие администрации Славгородского района незаконным, прокурор просит: 1) признать незаконным бездействие администрации Славгородского района Алтайского края, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления вдовы участника Вов Куатовой А.К. от 13.09.2010 года по вопросу улучшения жилищных условий или выделении денежных средств на приобретение жилья как вдове участника Вов; 2) обязать администрацию Славгородского района Алтайского края рассмотреть заявление вдовы участника Вов Куатовой А.К. от 13.09.2010 года по вопросу улучшения жилищных условий или выделении денежных средств на приобретение жилья как вдове участника Вов; 3) признать незаконным решение межведомственной комиссии, назначенной администрацией Славгородского района по обследованию жилого помещения Куатовой А.К. «о признании жилого помещения пригодным для проживания» (протокол №2 от 14.10.2010 года) и распоряжения администрации Славгородского района Алтайского края от 15.10.2010 года №151-р «О признании жилого помещения Куатовой А.К. пригодным для проживания»; 4) обязать администрацию Славгородского района Алтайского края провести обследование жилого помещения Куатовой А.К. в соответствии с требованиями утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».
Иск прокурора обоснован ссылкой на положения п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (согласно которой отдельным категориям граждан, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, предоставляются следующие меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий), п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» (согласно которому постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»), ст.51-54 ЖК РФ (согласно которым гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (согласно которому жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям).
В судебном заседании помощник Славгородского межрайонного прокурора Хижняк О.Е. на удовлетворении требований прокурора по изложенным в исковом заявлении доводам настаивает. Просит установить ответчику двухмесячный срок для исполнения решения суда в случае удовлетворения требований прокурора.
Материальный истец Куатова А.К. требования прокурора поддержала. Указала, что она с 1947 года была замужем за Куатовым ФИО26, который призывался на войну из Славгородского военкомата, принимал участие в ВОВ, являлся писарем. После того как супруг умер в 1963 году она является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением. До настоящего времени с супругом брак юридически не расторгла, поскольку это является национальным обычаем. Проживает она с внуком в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной в двухквартирном жилом доме, представляющем собой камышитовое строение, в котором имеется печное отопление. В доме отсутствует водопровод, центральное отопление, центральная канализация и санузел. В связи с тем, что она являются человеком пожилого возраста, она обратилась в Администрацию Славгородского района с заявлением об улучшении ее жилищных условий с целью приобретения благоустроенного жилья по причине невозможности дальнейшего проживания в неблагоустроенном доме без туалета, водопровода, канализации и центрального отопления. Указала о том, что по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она по месту своего жительства в Пригородный сельский совет не обращалась, так как в устной форме ей сообщили, что с подобным вопросом нужно обращаться в Администрацию Славгородского района. В сельсовете пояснили, что они не в силах провести централизованное водоснабжение и отопление в с.Куатовка, т.к. централизованные коммуникации в с.Куатовка отсутствуют. Пояснила о том, что после обращения с заявлением в Администрацию ее квартира осматривалась комиссией, но в присутствии ее сына, т.к. в тот момент она находилась в гостях у дочери за пределами с.Куатовка.
Представитель Куатовой А.К. - Куатов Э.Н., поддерживая заявленные прокурором в интересах Куатовой А.К. требования, пояснил, что является истице сыном, в октябре 2010 года дом его матери был осмотрен на предмет радиоактивности. Членам комиссии он сообщил, что дом 1976 года постройки, в нем ни разу не осуществлялся капитальный ремонт, осуществлялась только побелка стен и потолка, в этом доме холодно, печь плохая. На предмет пожарной безопасности дом также не проверяли. Из беседы с электриком он узнал, что в доме нужно полностью менять проводку. Указал, что его мать Куатова А.К. хочет жить самостоятельно, не желает жить с кем-либо из сыновей.
Представитель ответчика администрации Славгородского района Алтайского края – Панькив И.В. требования прокурора признал в полном объеме, согласившись с тем, что после обращения Куатовой А.К. с заявлением об улучшении жилищных условий со стороны администрации района были допущены процессуальные нарушения, которые являются основанием для проведения повторного обследования жилищных условий Куатовой А.К. и повторного принятия решения межведомственной комиссией. Пояснил, что в начале октября 2010 года в кабинет к начальнику отдела по работе с территориями Администрации Славгородского района Иконникову В.П., который одновременно являлся секретарем комиссии по распределению федеральных денег, направленных на реализацию Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», пришел Куатов К.Н., сообщивший о том, чтобы его матери Куатовой А.К. как вдове участника ВОВ выделили деньги из федерального бюджета на приобретение жилья в г.Славгороде. При этом сообщил, что в собственности Куатовой А.К. имеется жилой дом в с.Куатовка, приобретенный в порядке приватизации. 22 октября 2010 года в администрацию поступило письменное заявление Куатовой А.К. по вопросу улучшения ее жилищных условий или выделении ей денежных средств на приобретение жилья как вдове участника ВОВ. Учетное дело в отношении Куатовой А.К. не было заведено, т.к. она не подтвердила документально свое право на получение денежных средств для улучшения жилищных условий. С Куатовой А.К. велась переписка по данному вопросу, в которой ей разъяснялось, администрация района не может выделить ей денежные средства на ремонт жилого помещения, находящегося в её собственности, также Куатовой А.К. было разъяснено, что первоначально она должна обратиться в Пригородный сельсовет Славгородского района Алтайского края, а не в Администрацию района. Указал, что заявление Куатовой А.К. в Пригородный сельский совет для разрешения вопроса постановки Куатовой А.К. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией района не направлялось. С целью обследования состояния дома Куатовой А.К. была создана межведомственная комиссия, которая провела обследование помещения Куатовой А.К.. Указал, что по результатам обследования было 14 октября 2010 года было дано заключение о том, что дом Куатовой А.К. пригоден для проживания в сельской местности. Решение межведомственной комиссии в судебном порядке никто не оспаривал. Почему при обследовании дома Куатовой А.К. отсутствовал представитель Роспотребнадзора пояснить не может, указав об отсутствии у администрации полномочий контролировать работу межведомственной комиссии.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Куатова ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (что следует из паспорта на ее имя серии ДД.ММ.ГГГГ №№ выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД города Славгорода - л.д.№73, 129) является вдовой участника Великой Отечественной войны Куатова ФИО28, умершего ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается соответственно выданным Управлением социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району удостоверением серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, справкой за №№ от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району, справкой №№ от ДД.ММ.ГГГГ о заключении ДД.ММ.ГГГГ брака между Куатовым ФИО29 и Асанбаевой (после регистрации брака – Куатова) Аскап Киматовной, записью акта о смерти Куатова Н.Н. №№ от ДД.ММ.ГГГГ – повторно выданное ДД.ММ.ГГГГ Славгородским сельским советом Славгородского района Алтайского края свидетельство о смерти серии <данные изъяты> №№ – л.д.№13, 14, *).
Куатова ФИО30 ДД.ММ.ГГГГ года рождения поживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире №№ общей площадью 52,8, расположенная в жилом доме №№ по адресу: <адрес>, приобретенной на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилья в собственность граждан (что подтверждается штампом о регистрации в паспорте на имя Куатовой А.К., выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> свидетельством о государственной регистрации права (кадастровый номер объекта №) серии <данные изъяты> №№ - л.д.№10-11, 15).
Жилое помещение - квартира №№ общей площадью 52,8, расположенная в жилом доме №№ по адресу: <адрес>, централизованным горячим тепло- и водоснабжением, канализацией, а также санузлом не оборудовано. В доме имеется местное (печное) водяное отопление. Указанное обстоятельство следует из пояснений истца и не оспаривается стороной ответчика.
13 сентября 2009 года Куатова ФИО31 обратилась к главе администрации Славгородского района Алтайского края с письменным заявлением об улучшении жилищных условий посредством предоставления ей 1-комнатной благоустроенной квартиры в г.Славгороде или выделения ей денежных средств как вдове участника Великой Отечественной войны на покупку благоустроенной квартиры. В обоснование заявления указала о проживании в с.Куатовка в неблагоустроенной квартире и преклонный возраст (л.д.№16).
01 октября 2010 года Куатова ФИО32 обратилась к главе администрации Славгородского района Алтайского края с письменным заявлением о проведении дополнительного обследования ее жилищных условий, в том числе на предмет соответствия жилья санитарных нормам с указанием об отсутствии в доме туалета и воды (л.д.№17).
Распоряжением №145-р от 04.10.2010 года главы Администрации Славгородского района в соответствии с п.7 утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» для проведения оценки соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям была создана межведомственная комиссия в составе: председателя комиссии - главного архитектора Администрации района Усова Н.И., и членов комиссии - государственного инспектора по пожарному надзору Территориального отдела Государственного пожарного надзора Манукяна А.Л., заместителя начальника Территориального отдела Роспотребнадзора в городах Славгороде и Яровом, Славгородском и Бурлинском районах Сидоренко Г.И. и техника по инвентаризации строений и сооружений Славгородского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю Усовой Л.А. (л.д.№18).
По результатам заседания межведомственной комиссии (протокол №1 от 04.10.2010 года) принято решение рекомендовать Куатовой Аскап Киматовне самостоятельно обратиться в Роспотребнадзор на предмет проведения исследования и измерений по гамма-излучению, активности радона в воздухе, освещенности в жилом помещении, параметров микроклимата, шумов и напряженности электромагнитного излучения, а также содержания вредных химических веществ (л.д.№19).
По результатам обследования жилищных условий Куатовой ФИО33, проведенного в составе главного архитектора Администрации района Усова Н.И., и членов комиссии - государственного инспектора по пожарному надзору Территориального отдела Государственного пожарного надзора Манукяна А.Л., и техника по инвентаризации строений и сооружений Славгородского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю Усовой Л.А. (что подтверждается актом от 08.10.2010 года – л.д.№20-21) и на основании заключения межведомственной комиссии от 14.10.2010 года (о пригодности жилого помещения Куатовой А.К. для проживания – л.д.№22) распоряжением главы Администрации Славгородского района за <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение Куатовой А.К., расположенное по адресу: <адрес>, было признано пригодным для проживания (л.д.№23).
Выслушав пояснения участников процесса, оценив представленные сторонами доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Суд учитывает, что требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах Куатовой ФИО34 к Администрации Славгородского района Алтайского края о признании незаконным бездействие Администрации Славгородского района по вопросу улучшения жилищных условий и выделения денежных средств на приобретение жилья как вдове Вов, оспаривании решения межведомственной комиссии, и возложении обязанности устранить нарушение права, представитель ответчика Администрации Славгородского района Алтайского края - Панькива ФИО35, действующего на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, наделенный всеми специальными правами ответчика, признал в полном объеме.
Суд считает, что признание иска в части представителем ответчика не противоречит закону, поскольку по общим правилам ст.54 ГПК РФ.
При разрешении вопроса о принятии признания иска ответчиком (в лице его представителя) суд руководствуется положениями ст.39 ГПК РФ, предусматривающей право ответчика признать иск (что означает его согласие с заявленными требованиями, как по предмету, так и по основанию иска).
В соответствии со ст.173 ГПК РФ если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщаются к делу.
Письменное заявление представителя ответчика Администрации Славгородского района Алтайского края - Панькива И.В. о признании иска приобщено к материалам дела.
Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если эти действия противоречат закону или нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
При этом суд полагает указанные требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах Куатовой ФИО37 к ответчика Администрации Славгородского района Алтайского края обоснованными по следующим основаниям:
Согласно Конституции РФ (ч.3 ст.40) жилое помещение бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов может быть представлено малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу п.п.1 п.2 ст.57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» Президент РФ указал считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Ст.21 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Ч.1 ст.21 указанного закона предусматривает положение, согласно которому меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.2 ст.21 2 закона независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 закона одной из мер такой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 ЖК РФ.
Из положений ст.51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ).
По смыслу Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» правовое регулирование направлено на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем, в том числе вдов участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от их имущественного положения.
Обращаясь с письменным заявлением об улучшении жилищных условий (предоставлении жилья, либо выделении денежных средств как вдове участника ВОв для покупки благоустроенного жилья), Куатова А.К. указала в качестве причины своей нуждаемости «преклонный возраст и проживание в неблагоустроенном доме» (л.д.№16).
Из указанного следует, что Куатова А.К. обратилась с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине непригодности своего проживания в занимаемом ею жилом помещении.
Указанное предполагало выполнение органом местного самоуправления своей обязанности по проверке оснований обращения вдовы участника Великой Отечественной войны Куатова Н.Н. – Куатовой А.К., с целью разрешения вопроса о наличии оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем по договору социального найма, либо выделения денежных средств для приобретения жилья в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
В соответствии с ч.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Основания и порядок для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п.12 названного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных допускается лишь в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях.
Таким образом, вышеназванной нормой пригодность помещения для проживания поставлена в зависимость от наличия в этом помещении инженерных систем (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в то же время указанное условие поставлено в зависимость от наличия таких коммуникаций в населенном пункте, где находится такое помещение.
По смыслу указанных норм материального права, если решением компетентной комиссии жилое помещение признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то указанные лица подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.7 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» следует, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия жилых помещений установленным в указанном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Согласно п.42 и п.44 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в указанном Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в указанном Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим органом исполнительной власти (федеральным, субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления) решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.
По смыслу указанных норм, в силу обязательности включения в состав межведомственной комиссии представителя органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в санитарно-эпидемиологической сфере, принятие межведомственной комиссией решения о самостоятельном обращении заявителя Куатовой А.К. в Роспотребнадзор и последующее обследование жилого помещения Куатовой А.К. в отсутствие члена комиссии - заместителя начальника Территориального отдела Роспотребнадзора в городах Славгороде и Яровом, Славгородском и Бурлинском районах Сидоренко Г.И. (о чем свидетельствуют протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии и акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.№19-21), не основано на требованиях закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в связи с нарушением процедуры проведения оценки соответствия принадлежащего Куатовой А.К. жилого помещения установленным в Положении (утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47) требованиям, принятые в результате указанного обследования решение межведомственной комиссии, назначенной администрацией Славгородского района по обследованию жилого помещения Куатовой А.К. «о признании жилого помещения пригодным для проживания» (протокол №2 от 14.10.2010 года) и распоряжение администрации Славгородского района Алтайского края от 15.10.2010 года №151-р «О признании жилого помещения Куатовой А.К. пригодным для проживания» являются незаконными.
В этой связи, поскольку в рамках предмета рассматриваемого дела в полномочия суда не входит оценка пригодности жилого помещения для проживания в нем граждан, требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Славгородского района Алтайского края, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления вдовы участника Вов Куатовой А.К. от 13.09.2010 года по вопросу улучшения жилищных условий или выделении ей денежных средств на приобретение жилья как вдове участника Вов; признании незаконными решение межведомственной комиссии и распоряжения администрации Славгородского района Алтайского края от 15.10.2010 года №151-р и возложении на администрацию Славгородского района Алтайского края обязанности устранить допущенные нарушения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку данная обязанность вытекает из факта обращения вдовы участника Великой Отечественной войны Куатовой А.К. с заявлением об улучшении ее жилищных условий, а также незаконного бездействия администрации Славгородского района.
При этом суд руководствуется положениями п.1 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ч.3 и 4 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев (ч.1). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч.3). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 указанной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.5).
В связи с изложенным, обращение Куатовой А.К. с соответствующим заявлением в Администрацию Славгородского района, а не в Пригородсный сельский совет по месту своего жительства, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с положениями п.3 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при наличии в заявлении вопросов, решение которых не входит в компетенцию Администрации Славгородского района не исключало обязанности указанного органа местного самоуправления направить заявление в течение семи дней со дня его регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Между тем, как следует из материалов дела, для разрешения вопроса о постановке Куатовой А.К. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий заявление Куатовой А.К. в орган местного самоуправления по месту ее жительства Администрацией Славгородского района не направлялось.
Суд также учитывает, что в соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст.40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ст.21 ч.1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При указанных обстоятельствах, поскольку признание иска Славгородского межрайонного прокурора в интересах Куатовой ФИО38 ответчиком Администрации Славгородского района в лице его представителя Панькива ФИО39 не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, у суда имеется основания для его принятия и удовлетворения указанных требований, поскольку в силу положений ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах Куатовой ФИО40 о признании незаконным бездействие Администрации Славгородского района по вопросу улучшения жилищных условий и выделения денежных средств на приобретение жилья как вдове Вов, оспаривании решения межведомственной комиссии, и возложении обязанности устранить нарушение права, удовлетворить.
Принять признание иска Славгородского межрайонного прокурора в интересах Куатовой ФИО41 ответчиком Администрации Славгородского района в лице его представителя Панькива ФИО42.
Признать незаконным бездействие администрации Славгородского района Алтайского края, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении заявления вдовы участника Вов Куатовой ФИО43 от 13.09.2010 года по вопросу улучшения жилищных условий или выделении денежных средств на приобретение жилья как вдове участника Вов.
Обязать администрацию Славгородского района Алтайского края в установленном законом порядке рассмотреть заявление вдовы участника Вов Куатовой ФИО44 от 13.09.2010 года по вопросу улучшения жилищных условий или выделении денежных средств на приобретение жилья как вдове участника Вов.
Признать незаконными решение (протокол №2) от 14.10.2010 года назначенной администрацией Славгородского района межведомственной комиссии «об утверждении заключения межведомственной комиссии «о признании жилого помещения пригодным для проживания» и распоряжение администрации Славгородского района Алтайского края от 15.10.2010 года №151-р «о признании жилого помещения Куатовой ФИО45 пригодным для проживания».
Обязать администрацию Славгородского района Алтайского края в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу провести обследование жилого помещения Куатовой ФИО46 в соответствии с требованиями утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной редакции.
Дата составления мотивированного решения 04.12.2011 года.
Председательствующий: Щербина Е.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>