об обязывании в предоставлении жилого помещения



Дело №2-990/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года

г.Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи             Щербина Е.В.

при секретаре                 Закоптеловой О.А.

с участием:

помощника Славгородского межрайонного прокурора Хижняк ФИО16,

материального истца Ольховской ФИО17,

представителя администрации города Славгорода Алтайского края Гартман ФИО18, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и Администрации города Славгорода о возложении обязанности представить жилье Ольховской ФИО19 как ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л :

Славгородский межрайонный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и Администрации города Славгорода о возложении обязанности представить жилье несовершеннолетней Ольховской ФИО20 как ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

В обоснование иска указал, что Славгородской межрайонной прокуратурой по факту обращения Ольховской Ю.С. проведена проверка и установлено следующее:

Ольховская Ю.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ Ольховская Ю.С. находилась под опекой Руденко Л.Я..

ДД.ММ.ГГГГ Ольховская Ю.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Ольховская Ю.С. жильем не обеспечена.

Иск прокурора обоснован ссылкой на положения ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (согласно которой Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм), п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года) (согласно которой предусмотренные указанным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации), ст.4, ст.6-8 принятого 12.12.2006 года и вступившего в законную силу с 02.01.2007 года закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» (согласно которой органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа указанных в ст.5 Закона граждан (включая детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей), с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.4 ст.4). Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год (ст.6). Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в п.3 и п.4 ч.2 ст.5 указанного Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди (ст.7). Норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина (пп.3 п.1 ст.8))

В связи с изложенным, полагая бездействие ответчиков незаконным и нарушающим конституционное право Ольховской ФИО21 на жилище, прокурор в порядке реализации им полномочий, предоставленных ст.45 ГПК РФ, ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и Администрацию города Славгорода предоставить Ольховской ФИО22 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метра.

В судебном заседании помощник Славгородского межрайонного прокурора Хижняк О.Е. на удовлетворении требований прокурора по изложенным в исковом заявлении доводам настаивает.

Ольховская Ю.С. требования прокурора поддержала. Указала, что родилась в ДД.ММ.ГГГГ году в г. Славгороде Алтайского края, е мама Руденко И.В. умерла в 1999 году, а отец Руденко С.Н. был лишен родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ году, отношения с ним она не поддерживает. Проживала с бабушкой и с дедушкой по линии папы, которые являлись ее опекунами. В 2006 году поступила в БЮИ МВД России, который окончила в 2011 году. Состояла на учете в Комитете Администрации г.Славгорода по образованию в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2008 года. В настоящее время поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Однако, как сообщили в Администрации г.Славгорода, у края нет финансов на приобретение для нее жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., и предоставление его на основании договора социального найма. Строительство муниципального жилья в г.Славгороде также не осуществляется.

Представитель ответчика администрации города Славгорода Алтайского края – Гартман В.Н. предъявление иска к Администрации города Славгорода полагает необоснованным. Указала о том, что Руденко Ю.С. обратилась в Администрацию г. Славгорода с просьбой о преставлении ей жилого помещения в 2008 году, включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, на основании Постановления Администрации г.Славгорода от 28.10.2008 №715. Администрацией г.Славгорода были направлены документы в Управление Алтайского края по ЖКХ о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Так как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, пользуются правом на обеспечение их жилыми помещениями за счет средств краевого бюджета просит удовлетворить исковые требования к Управлению Алтайского края по ЖКХ, отказав прокурору в удовлетворении иска к Администрации г.Славгорода, поскольку орган местного самоуправления города подобная обязанность возложена быть не может ввиду отсутствия таковой в нормах действующего законодательства, а также в Уставе муниципального образования город Славгород.

Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, в том числе и ответчика (извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие), суд разрешает дело в отсутствие не явившегося.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее:

Из записи акта о рождении Руденко ФИО23, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе Славгороде, следует, что ее родителями являются Руденко ФИО24 и Руденко ФИО25 (что подтверждается свидетельством о рождении серии , выданным гор.ЗАГс г.Славгорода 04.06.1987 года -л.д.№).

Постановлением Администрации г.Славгорода за № от ДД.ММ.ГГГГ и за № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней Руденко ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена Чупикова ФИО27 (л.д.№).

Руденко ФИО28 умерла ДД.ММ.ГГГГ (что следует из записи акта о смерти за № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной гор.ЗАГС г.Славгорода – свидетельство о смерти серии – л.д.№).

Решением Славгородского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) Руденко ФИО29 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении дочери Руденко ФИО30 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.№).

Постановлением Администрации г.Славгорода за № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней внучки Руденко ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена Руденко ФИО32 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.№).

С ДД.ММ.ГГГГ Руденко ФИО33 зарегистрирована на принадлежащей Руденко ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилплощади (что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, штемпелем в выданном ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом №6 УФМС России по Алтайскому краю паспорте на имя Руденко Ю.С. серии , домовой книгой, справкой ООО «Управляющая организация «Славгородский партнер» за № от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.№).

Согласно сведениям Славгородского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (выписки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.№) прав Руденко ФИО35 на жилые помещения в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ Руденко ФИО36 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в администрацию города Славгорода с письменным заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка-сироты (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ Руденко ФИО37 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в администрацию города Славгорода с письменным заявлением о включении ее в число граждан, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (л.д.№).

В связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма, решением комиссии по жилищным вопросам администрации города Славгорода от 10.10.2008 года Руденко ФИО38 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет для получения жилой площади как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.№).

Решение комиссии по жилищным вопросам администрации города Славгорода от ДД.ММ.ГГГГ о включении Руденко ФИО39 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, утверждено постановлением Администрации города Славгорода № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

Справкой Комитета Администрации города Славгорода по образованию за № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена принадлежность Руденко ФИО40 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ее право на льготы, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ Руденко ФИО41 ДД.ММ.ГГГГ года рождения вступила в зарегистрированный брак с Ольховским ФИО42 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после чего ей была присвоена фамилия супруга «Ольховская» (что следует из записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной ОЗАГС администрации г.Славгорода – свидетельство о заключении брака серии от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.№).

С 2006 года по ДД.ММ.ГГГГ Ольховская ФИО43 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась по очной форме обучения в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (что подтверждается дипломом о высшем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ –регистрационный № – л.д.№).

С ДД.ММ.ГГГГ на основании договора поднайма жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ на срок один год между Старкиной Н.Г. и Ольховской Ю.С., последняя на условиях коммерческого найма проживает в квартире по адресу: <адрес> (л.д.№).

Выслушав пояснения участников процесса, оценив представленные сторонами доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст.2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты – ст.7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18) на основе конституционного равноправия (ч.1 и ч.2 ст.19), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ч.1 и ч.2 ст.21), обеспечивается право каждого на жилище (ч.1 и ч.3 ст.40), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.2 и ч.3 ст.55).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (п.2 ст.3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (ст.4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п.1 ст.27).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года №3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.2 и ч.3 ст.40); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 ЖК РФ.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч.1 ст.57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч.2 ст.57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

П.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогично, согласно абз.2,3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с указанным Федеральным законом имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Из материалов дела следует, что Ольховская (до брака – Руденко) ФИО44 отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в связи со смертью матери и лишением родительских прав отца в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Поскольку положения п.1 ст.8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") суд исходит из приоритета норм ЖК РФ как федерального закона, принятого позднее.

Из системной связи положений ч.1 ст.51, ч.1 и п.1 и 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ и п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (учитывая, что в нем не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма) следует, что граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях как на общих основаниях - на основании п.1 ч.1 ст.51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), так и на основании п.2 - 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).

В судебном заседании установлено, что Ольховская Ю.С. каких-либо жилых помещений на праве собственности или ином праве (не по договору коммерческого найма) не имеет.

В системной связи с положениями ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ закрепленное п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ правовое регулирование направлено на установление дополнительных гарантий для указанной детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абз.2 п.1 ст.8 Закона).

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что местом жительства Ольховской Ю.С. является г.Славгород, где она в установленном законом Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 (ред. от 01.07.2011) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» порядке зарегистрирована с 04.11.1999 года на принадлежащей Руденко ФИО45 (опекуну) жилплощади.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Как следует из материалов дела, с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота Ольховская (Руденко) Ю.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, после чего решением комиссии по жилищным вопросам администрации города Славгорода от 10.10.2008 года (утверждено постановлением Администрации города Славгорода № от ДД.ММ.ГГГГ) Руденко ФИО46 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении, и включена в список на предоставление жилых помещений государственного фонда Алтайского края как лицо из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ установлено, что предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогично в соответствии с пп.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из указанного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп.«ж» п.1 ст.1 указанного закона является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом Российской Федерации (Алтайским краем) муниципальным органам не передано, что следует из положений ч.4 ст.1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», которой установлен исчерпывающий перечень государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, переданных органам местного самоуправления.

В соответствии со ст.4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены ст.5 указанного Закона независимо от признания их малоимущими, ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст.5 указанного Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно же ст.6 указанного Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края, которым является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

При таких обстоятельствах, учитывая выполнение Администрацией г.Славгорода своих полномочий по формированию учетного дела в отношении Ольховской (Руденко) Ю.С. и его направлению в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, у суда не имеется оснований для возложения на администрацию г.Славгорода Алтайского края обязанности предоставить Ольховской Ю.С. жилое помещение по договору социального найма.

В силу п.1 Положения об Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному Постановлением администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 года №145, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающим устойчивое функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории края.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает иск прокурора полагает подлежащим удовлетворению частично к ответчику к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Учитывая положения п.3 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 года №136-ЗС (ред. от 03.06.2008г.) «О предоставлении жилых помещений Государственного жилищного фонда Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 08.12.2006г. №706), согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина, указанный ответчик обязан вне очереди по договору социального найма предоставить Ольховской (Руденко) Ю.С. жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся в черте города Славгорода Алтайского края.

При этом суд учитывает, что, закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст.40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, принимая во внимание необходимость значительных временных затрат (на разрешение вопроса о финансировании, поставщика автобуса или исполнителя работ по техническому оборудованию имеющегося транспортного средства и т.п.).

Согласно п.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным.

Обстоятельства, требующие обращения решения к немедленному исполнению, должны носить особый, исключительный характер. При обсуждении данного вопроса следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», согласно которому в тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению или суд придет к выводу о необходимости этого (статьи 210 - 212 ГПК РФ), в решении необходимо сделать соответствующее указание.

Принимая во внимание особенности разрешения вопросов по формированию бюджета субъекта РФ, приобретению жилья и др., на основании заявленного прокурором и материальным истцом соответствующего ходатайства суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению в соответствии с положениями ст.212 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Славгородского межрайонного прокурора к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и Администрации города Славгорода о возложении обязанности представить жилье Ольховской ФИО47 как ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, удовлетворить частично к ответчику Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ольховской Юлии Сергеевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метра в черте города Славгорода.

Обратить решение к немедленному исполнению.

В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной редакции.

Дата составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:         Щербина Е.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>