обязании применения нормативов потребления газа



Дело № 2- 582- 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ 2010 г. Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

с участием прокурора Девятко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Сердюка Алексея Федоровича к ОАО «Алтайкрайгазсервис», Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату сжиженного газа,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Сердюка Алексея Федоровича к ОАО «Алтайкрайгазсервис», Управлению социальной защиты населения по г.Славгороду о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату сжиженного газа. В обоснование иска указал, что согласно абз.2 ч. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 373 2 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

В соответствии с п. 4.35 постановления администрации Алтайского края от 19.01.2006г. № 9 «Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края» управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных ФЗ от 30 декабря 2004г. № 210- ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок. Устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса предельные индексы изменения размера граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» норматив потребления газа для приготовления пищи с использованием газовых плит и подогрев воды для хозяйственных санитарно-гигиенических нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения установлен в размере 5 кг/чел. в месяц, т.е. 60 кг. в год. Данные нормативы введены в действие с 01.01.2007г. Вместе с тем филиалом «Славгородмежрайгаз» ОАО «Алтайкрайгазсервис» при расчетах с истцом за сжиженный газ в баллонах с 01 января 2008 г. по 01 января 2009 г. применялся норматив потребления 30 кг/чел в год. Из указанного норматива истцу за 2008г. была начислена и компенсация расходов на оплату услуг по газоснабжению сжиженным газом.

На основании изложенного, прокурор просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его Славгородского филиала «Славгородмежрайгаз» по применению в отношении истца норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом 30 кг/чел в год, обязать указанного ответчика произвести перерасчет платы за услуги по газоснабжению сжиженным газом истцу с 01 января 2008 года по 01 января 2009г. исходя из норматива потребления 5 кг/чел в месяц и обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду выплатить компенсацию истцу согласно произведенному перерасчету.

В судебном заседании прокурор Девятко А.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы искового заявления.

Истец Сердюк А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ОАО «Алтайкрайгазсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец является «Ветераном труда», что подтверждается соответствующим удостоверением, поэтому пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по газоснабжению.

Истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: г.Славгород, ул. Володарского, д. 29- 1, где зарегистрирован по месту жительства. Центральное газоснабжение и центральное горячее водоснабжение через присоединенную сеть в доме отсутствует, истец использует сжиженный газ в баллонах

В заявленный прокурором период времени с 01.01.2008г. по 01.01.2009г определение мер социальной поддержки производилось энергоснабжающей организацией Славгородским филиалом ОАО «Алтайкрайгазсервис» - «Славгородмежрайгаз» исходя из норматива потребления 30 кг/чел в год, выплата компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте осуществляло Управление социальной защиты населения по г.Славгороду на основании представленных энергоснабжающей организацией реестров.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», п. 4 ч.1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС).

Кроме того, с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ст. 157 которого нормативы потребления коммунальных услуг подлежали установлению органами местного самоуправления за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ нормативных актов действующих на территории РФ они подлежат применению постольку, поскольку не противоречат ЖК РФ.

Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов».

В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008г.

Таким образом, до 1 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008г., так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.

Согласно постановлению администрации Алтайского края №376 от 29.08.2007г. «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме» в г. Славгороде замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями произведена с 01 октября 2007г.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. определяют норматив потребления коммунальных услуг как единую величину, определяющую месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению», согласно которому для приготовления пищи с использованием газовых плит и подогрев, воды для хозяйственных санитарно-гигиенических нужд при отсутствии газового водонагревателя и централизованного горячего водоснабжения установлен норматив потребления 5 кг/чел в месяц, который подлежал применению с 01 января 2007 года.

Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденному Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Следовательно, решение от 25 октября 2006 года № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ.

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10.

Применением ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» в отношении истца норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом с 01 января 2008 г. по 01 января 2009 г. 30 кг/чел в год, вместо норматива, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края - 5кг/чел в месяц- нарушены права истца, в связи с чем данные действия следует признать незаконными.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице его филиала «Славгородмежрайгаз» обязанности по перерасчету истцу денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом с 01.01.2008г. по 01.01.2009г., исходя из норматива потребления 5 кг/чел в месяц и возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району по выплате истцу денежной компенсации согласно произведенному перерасчету являются обоснованными.

С учетом изложенного заявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

По результатам рассмотрения дела, в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ОАО «Алтайкрайгазсервис» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах Сердюка Алексея Федоровича удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала «Славгородмежрайгаз» по применению норматива потребления услуг по газоснабжению 30 кг. сжиженного газа на человека в год в отношении Сердюка Алексея Федоровича с 01 января 2008г. по 01 января 2009 г.

Обязать ОАО «Алтайкрайгазсервис» в лице Славгородского филиала «Славгородмежрайгаз» произвести перерасчет платы за услуги по газоснабжению сжиженным газом Сердюку Алексею Федоровичу с 01 января 2008 года по 01 января 2009 г. исходя из норматива потребления 5 кг. сжиженного газа на человека в месяц.

Обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду и Славгородскому району выплатить Сердюку Алексею Федоровичу сумму компенсации за период с 01 января 2008 г. по 01 января 2009 г. согласно произведенному перерасчету оплаты газоснабжения сжиженным газом, исходя из норматива потребления 5 кг. сжиженного газа на человека в месяц.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайгазсервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ 2010 г.

Судья- Е.В. Гайдар