о признании имущество наследством умершего лица



Дело №2-284/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года

    город Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                                     Щербина Е.В.,

при секретаре                               Пивень О.В.,

    с участием:

    истца ФИО1,

    представителя ответчика Администрации г.Славгорода – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Славгорода о признании права собственности в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Администрации города Славгорода о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования.

В обоснование указала, что она ее матерью является ФИО3 (что подтверждается свидетельством о рождении истицы от ДД.ММ.ГГГГ). Свою фамилию по рождению сменила на фамилию ФИО9 в связи вступлением в брак (что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла (что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ). На день смерти ФИО3 по праву собственности принадлежала жилая <адрес>, находящаяся по адресу: <адрес>, (что подтверждается регистрационным свидетельством , выданным БТИ управления коммунального хозяйства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании решения президиума от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ о наличии домовладения).

Осенью 2010 года она (истец) обратилась в устной форме к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, однако ей было отказано с указанием о том, что рег.удостоверение не является подтверждающим право собственности документом.

Ссылаясь на положения утвержденной Приказом ЦСУ СССР от ДД.ММ.ГГГГ за и действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ п.2.1 Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации», указывая, что регистрационное удостоверение было включено в перечень документов, устанавливающих право собственности на принадлежащее гражданам жилье, истец просит: 1) включить <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу ФИО3; 2) признать право собственности ФИО1 на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 отказалась от требований о включении <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу ФИО3. Полагает, что удовлетворение требований о признании ее (истца) права собственности на принадлежавшее наследодателю ФИО3 имущество в порядке наследования позволит ей реализовать свои права наследника.

Вопрос о принятии отказа истца от части исковых требований разрешен отдельным определением суда.

В судебном заседании истец ФИО1на удовлетворении исковых требований с учетом их изменения настаивает.

Представитель ответчика Администрации г.Славгорода – ФИО2, уполномоченный на то доверенностью главы администрации, исковые требования истца признал в полном объеме.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее:

На основании решения Президиума №52 от 09.10.1990 года Славгородским бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ на квартиру <адрес>, расположенную в доме <адрес>, на имя ФИО3 выдано регистрационное удостоверение о регистрации квартиры на ее имя по праву личной собственности (л.д.).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией <адрес>, расположенная в <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значится (л.д.).

Регистрация в органах БТИ <адрес>, расположенной в <адрес>, по праву личной собственности ФИО3 подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ и техническим паспортом на домовладение (л.д.).

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, внесенная ОЗАГс администрации города Славгорода – свидетельство о смерти – л.д.).

ФИО3 является матерью ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (что подтверждается записью акта о рождении , составленной Братским с/советом Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ – повторно выданное свидетельство о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.).

Свою фамилию по рождению ФИО4 сменила на фамилию «Баглай» в связи вступлением ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрированный брак с ФИО5 (что подтверждается записью акта о регистрации брака , составленной Бюро ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ – свидетельство о заключении брака серии I от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.).

После смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ было заведено наследственное дело за 2007 год, по которому по заявлению дочери умершей – ФИО6, фактически вступившей в управление имуществом умершей, по реестру было выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о праве на наследство на денежные средства (что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной нотариусом Славгородского нотариального округа – л.д.)

Оценив вышеуказанные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему выводу:

Ст.49.1 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года и утратившего силу с 01.03.2005 года в связи с принятием ЖК РФ) в ст.49.1 предусматривал право граждан на улучшение своих жилищных условий путем приобретения в собственность жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда за плату в порядке, определяемом соответствующими Советами народных депутатов на условиях, предусмотренных законодательством РСФСР, а также на аукционах.

Статья 106 ГК РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964 года и утратившего силу 31.12.1994 года в связи с принятием «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 №51-ФЗ) предусматривала, что в личной собственности гражданина может находиться один жилой дом (или часть его). У совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом (или часть его), принадлежащий на праве личной собственности одному из них или находящийся в их общей собственности.

Поскольку жилые помещения рассматриваются законом в качестве разновидностей недвижимого имущества, ст.135 ГК РСФСР (о моменте возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору) определяла, что право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

Согласно указанным положениям регистрация права собственности на недвижимое имущество имело правоустанавливающее значение.

Правовая регистрация жилищного фонда с целью установления права собственности (права оперативного управления) на жилые дома и учета его по разновидностям, как в городских, так и в сельских поселениях, также предусматривалась п.1.1 Инструкции «О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации» №380 от 15 июля 1985 года (отмененной 4 августа 1998 года в связи с принятием Инструкции «О проведении учета жилищного фонда в РФ», учитывавшей положение законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Регистрацию домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности проводили бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов (п.1.2). При отсутствии документов, указанных в п.2.1, 2.2 и 2.3 Инструкции, а также в случаях признания исполнительным комитетом представленных документов недостаточными для регистрации строения за заявителем и в случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов бюро технической инвентаризации регистрацию не производило (п.2.4). После принятия исполкомом решения об оформлении права собственности на жилой дом (помещение), принадлежащий местному Совету народных депутатов, государственному кооперативу или общественному учреждению, предприятию или организации, бюро технической инвентаризации на основании этого решения проводило регистрацию дома и выдавало регистрационное удостоверение (п.3.4).

Кроме того, действующим в период возникновения спорных правоотношений Постановлением Совмина СССР от 10.02.1985 №136 был утвержден «о Порядке государственного учета жилищного фонда» (не применяемого с 30.10.1997 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 №1301) предусматривалось, что государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации. Регистрация и техническая инвентаризация жилищного фонда проводятся за счет средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, в ведении (собственности) которых находится жилищный фонд. Регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда в городах, поселках городского типа и сельской местности, независимо от его принадлежности, осуществляли организации технической инвентаризации системы министерств жилищно-коммунального (коммунального) хозяйства союзных республик.

Учитывая изложенное, поскольку по делу установлено, что на основании решения Президиума от ДД.ММ.ГГГГ Славгородским бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ на квартиру <адрес>, расположенную в <адрес>, выдано регистрационное удостоверение о регистрации квартиры по праву личной собственности на имя ФИО3 (л.д.), а регистрация в органах БТИ указанной квартиры по праву личной собственности ФИО3 подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ и техническим паспортом на домовладение (л.д.), принимая во внимание, что спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не числится, суд приходит к выводу, что ФИО3 приобрела спорную квартиру в свою личную собственность.

При этом суд учитывает, что согласно положениям действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений раздела I ГК РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964 года и утратившего силу 31.12.1994 года в связи с принятием «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 №51-ФЗ) гражданские права и обязанности возникали из сделок, предусмотренных законом, а также из сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из административных актов, в том числе - для государственных, кооперативных и других общественных организаций - из актов планирования; вследствие иных действий граждан и организаций; и т.п. (ст.4).

Ст.41 ГК РСФСР 1964 года сделками признавала действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Согласно ст.105, 135 ГК РСФСР (в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 года) жилой дом мог быть объектом личной собственности граждан, с возникновением права собственности с момента регистрации сделки об отчуждении вещи.

Разрешая по существу заявленные истцом ФИО1 о признании ее права собственности на спорное жилье в порядке наследования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения указанных требований, исходя из следующего:

В соответствии с положениями п.1 ст.1114, п.1 ст.1152, п.1 ст.1153, п.1 ст.1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства может осуществляться подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии с ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входит имущество, в том числе имущественные права, принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства.

Поскольку в судебном заседании установлен факт принадлежности спорной квартиры на праве собственности наследодателю ФИО3, учитывая наличие у последней единственного наследника – дочери ФИО6 и доказанность факта вступления последней в права наследника смерти наследодателя, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Суд также учитывает, что представитель ответчика исковые требования ФИО1 признал в полном объеме.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщаются к делу.

Письменное заявление представителя ответчика Администрации г.Славгорода о признании иска, приобщено к материалам дела (л.д.).

Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если эти действия противоречат закону или нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Поскольку признание иска уполномоченным представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, а поэтому у суда имеется основания для его принятия и удовлетворения требований истца.

При этом суд исходит из положений ст.173 ГПК РФ, согласно которой в случае признания иска ответчиком и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание ответчиком Администрацией города Славгорода в лице его представителя ФИО2 иска ФИО1 к Администрации города Славгорода о признании права собственности в порядке наследования.

Исковые ФИО1 к Администрации города Славгорода о признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.

Признать в порядке наследования право собственности ФИО1 на квартиру <адрес>, расположенную в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 11.04.2011 года.

Председательствующий:              Щербина Е.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>