о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг



Дело № 2-283/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года Славгородский городской суд Алтайского края всоставе:

председательствующего судьиНелиной Е.Н.,

при секретареЭль Кагат Н.А.,

с участием прокурораГаас С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Славгородского межрайонного прокурора в интересах Гаврюшенко ФИО8, Гаврюшенко ФИО9 к ФИО10» и Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду, Славгородскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и применению установленного в законном порядке норматива потребления услуг по электроснабжению,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор, действуя в интересах Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А., обратился в суд с иском к ФИО11 и Управлению социальной защиты населения по г. Славгороду, Славгородскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, возложении обязанности по производству перерасчета денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению и применению установленного в законном порядке норматива потребления услуг по электроснабжению.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что ФИО12» в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, для определения мер социальной поддержки граждан в интересах которых действует прокурор применяет норматив потребления установленный решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005г. № 23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий». Между тем, нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 37 кВт.ч приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренных законодательством.

На основании изложенного, прокурор, действуя в интересах Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А., просит суд признать незаконными действия ФИО13 по применению норматива потребления электроэнергии 37 кВт/ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. с 22 октября 2007года по 10 августа 2009 года; обязать ФИО14 произвести перерасчет Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. с 22 октября 2007года по 10 августа 2009 года платы за услуги по электроснабжению, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению; обязать Управление социальной защиты населения по г. Славгороду, Славгородскому району выплатить указанным гражданам сумму компенсации за период времени с 22 октября 2007года по 10 августа 2009 года согласно произведенному перерасчету оплаты электроснабжения.

В ходе судебного разбирательства прокурор заявленные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в иске.

Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ФИО15 в судебном заседании иск не признал, считая, что действовали они в пределах закона, в суд представителем представлен отзыв, в котором указано, что нормативы потребления, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» предназначены только для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, и следовательно не могут применяться для определения мер социальной поддержки.

Представитель Управления социальной защиты населения по г. Славгороду, Славгородскому району в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. В суд Управлением представлен отзыв, в котором указано, что они отзыв иск не признают, денежная компенсация Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. за оплату электроэнергии выплачена в полном объеме согласно представленным расчетам организации – поставщика услуг, а именно –ФИО16», просят исключить их из числа ответчиков.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. являются ветеранами труда, что подтверждается удостоверениями установленного образца, выданным 10 апреля 2000г. и 20 июня 2007 г. Комитетом по социальной защиты населения администрации г. Славгороду (л.д. 11,12), проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно сведениям, представленным ФИО39 - квартира, в которой проживают и зарегистрированы Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А., в установленном порядке стационарной электроплитой не оборудована, в ней установлен электросчетчик типа СО -505, 2000 года выпуска, квартира состоит из 2 комнат, в которой проживает 3 человека.

Из представленных суду ФИО17 сведений Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А. не пользовались льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению в объеме, предусмотренном действующим законодательством. В вышеуказанный период указанной энергоснабжающей организацией производится определение мер социальной поддержки от величины того же норматива 37 кВт.ч, выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте осуществляет Управление социальной защиты населения по г. Славгороду, Славгородскому району на основании представленных энергоснабжающей организацией реестров.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 37 кВт.ч. применяется ФИО19 на основании решения Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 22.02.2005г. № 23 «О нормативах потребления электроэнергии на одного человека в месяц для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и получение жилищно-коммунальных субсидий».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 01.12.2004г. принят Закон Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст. 3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС).

В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», в п. 19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (ст.7).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации – поставщики), данный закон вступил в действие с 01.04.2008 года.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".

Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до 1 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008г. они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 года, так и после, определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Следовательно, решение от 25 октября 2006 года № 10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Доводы представителей ответчиков о том, что указанное Решение не может быть применено для определения мер социальной поддержки, поскольку п.3 Решения предписывает, что нормативы потребления коммунальных услуг, установленные Решением, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги, суд находит необоснованными. При этом суд исходит из следующего.

Ни федеральным законодательством, ни законами и другими нормативно-правовыми актами субъекта Алтайского края не предусматривается установление нормативов потребления коммунальных услуг для определения мер социальной поддержки отличных от нормативов потребления коммунальных услуг установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

В соответствии с разделом IV названных Правил установлены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяются из расчета на 1 потребителя и имеют целью определение нормативов холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения, необходимых для удовлетворения его (потребителя) физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункты 27 - 31).

То есть целью определения норматива потребления при отсутствии прибора учета, является установление предельной оправданной с точки зрения необходимости по всем показателям величины потребления коммунальной услуги, с учетом конкретных условий предоставления услуги.

В указанных размерах, определенных данными нормативами потребления должны предоставляться и меры социальной поддержки. В противном случае получатели мер социальной поддержки были бы поставлены в неравное положение с другими гражданами, пользующимися коммунальными услугами, что противоречило бы Конституции РФ.

При этом, не имеют значения ссылки представителей ответчиков на разъяснительные письма Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и Главалтайсоцзащиты о неприменении утвержденных Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нормативов потребления коммунальных услуг при определении мер социальной поддержки. Данные письма носят не нормативный характер, содержащиеся в них разъяснения противоречат законодательству Российской Федерации и Алтайского края.

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Славгородского городского Собрания депутатов от 22.02.2005г., недопустимо учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения. В связи с чем, не имеют значения для рассмотрения дела доводы представителей ответчиков о том, что до 01.01.2005г. нормативы потребления коммунальных услуг для определения мер социальной поддержки устанавливали органы местного самоуправления.

Применением ФИО20 в отношении Гаврюшенко Н.Г., Гаврюшенко А.А. норматива потребления услуг по электроснабжению 37 кВт.ч в месяц, вместо норматива, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, нарушены их права.

Исходя из изложенного, сравнив заявленные прокурором периоды, размер предоставленных Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А. мер социальной поддержки с фактически потребленной ими услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, что применение ФИО21 в отношении их норматива потребления услуг по электроснабжению в заявленные прокурором периоды времени в размере 37 кВт.ч нарушает права ФИО1 и ФИО2, кроме того, применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 37 кВт.ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, в связи с чем, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице Славгородского отделения подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ФИО22 обязанности по перерасчету Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А. денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению с 22 октября 2007года по 20 августа 2009 года, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края и применении после даты вынесения судом решения норматива потребления установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края являются обоснованными. Данные требования надлежит удовлетворить, уточнив, что после даты судебного решения норматив потребления услуг по электроснабжению, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края №10 от 25.10.2006г. подлежит применению до изменения в установленном порядке указанной величины норматива потребления.

При этом перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, энергоснабжающая организация (ФИО23) должна производить с учетом требований Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 1 августа 2006 г. № 327, согласно п.17 которого суммы, излишне выплаченные получателям по вине органа, назначившего ежемесячную денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением счетной ошибки.

Требования прокурора о возложении на Управление социальной защиты населения по г.Славгороду и Славгородскому району обязанности выплатить Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А. недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, согласно перерасчета оплаты за вышеуказанные периоды, произведенного ФИО24, суд находит также обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенного права Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А. на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

При разрешении указанных требований прокурора судом принято к вниманию следующее.

Несмотря на то, что Закон Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» вступил в действие с 01.04.2008г., на территории г.Славгорода замена натуральных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных отдельным категориям граждан федеральными законами и законами Алтайского края, ежемесячными денежными компенсациями стала производиться с 01.10.2007г. на основании Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2007г. с 01.10.2007г.

При указанных обстоятельствах, требования прокурора в отношении периодов времени, в пределах которых на Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району следует возложить обязанность компенсировать материальному истцу недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, законны и обоснованны.

С учетом изложенного иск прокурора в интересах Гаврюшенко Н.Г. и Гаврюшенко А.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.

Поскольку при подаче иска прокурор в силу закона был освобожден от уплаты госпошлины, то по результатам рассмотрения дела в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ФИО25» надлежит взыскать 200 рублей государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Славгородского межрайонного прокурора в интересах Гаврюшенко ФИО26, Гаврюшенко ФИО27 удовлетворить.

Признать незаконным действия ФИО30 по применению предельного норматива потребления электроэнергии 37 кВт.ч в месяц для предоставления мер социальной поддержки в отношении Гаврюшенко ФИО28, Гаврюшенко ФИО29 с 22 октября 2007года по 10 августа 2009 года.

Обязать ФИО31 произвести перерасчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению Гаврюшенко ФИО32, Гаврюшенко ФИО33 с 22 октября 2007года по 10 августа 2009 года в пределах норматива потребления, установленного в указанный период решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Обязать Управление социальной защиты населения по городу Славгороду и Славгородскому району выплатить недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки, полученную в результате произведенного ФИО38 Гаврюшенко ФИО34, Гаврюшенко ФИО35 с 22 октября 2007года по 10 августа 2009 года.

Взыскать с ФИО37 в доход местного бюджета 200 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Дата составления мотивированного решения - 10 апреля 2011года.

СудьяЕ.Н.Нелина