о признании договора незаключенным



Дело № 2-113-2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 г. г. Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фоминой ФИО25 в интересах несовершеннолетней дочери Пономарёвой ФИО26 к Окороковой ФИО27, Бакулиной ФИО28, Пономарёвой ФИО29 о признании договоров купли- продажи незаключенными, об отсутствии права собственности, о вселении,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Фомина Н.П., действуя в интересах несовершеннолетней дочери Пономарёвой ФИО30, обратилась в суд с иском к Окороковой ФИО31 о признании договоров купли- продажи незаключенными, об отсутствии права собственности, о вселении. В обоснование иска указала, что 22 ноября 1995 г. на имя ее бывшей свекрови Пономарёвой ФИО32 была приобретена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, в которую были вселены несовершеннолетние дети: Вирсавия, Сергей, Тамара. Это было единственное жилье Пономарёвой Л.В. При раздельном проживании с отцом Пономарёва С. у Пономарёвой было соглашение о проживании ребенка, не достигшего 14 лет на ее площади. Законом не предусмотрен срок, в течение которого то или иное лицо обязано быть заселенным в жилое помещение. Пономарёв С. был вселен в квартиру 22 ноября 1995 г., был зарегистрирован в квартире с детьми до его незаконного выселения до 13 июня 2006 г.

    В 1998 г. Фомина была вселена в квартиру как член семьи собственника квартиры. Впоследствии ФИО24 вышла замуж за Пономарёва С. и родила ему дочь Пономарёву ФИО1. После развода было соглашение о проживании ребенка у отца. Пономарёв женился второй раз и у него родилась еще одна дочь Пономарёва ФИО11. Пономарёву два раза предоставлялась отсрочка от призыва в армию.

    18 февраля 1999 г. Зинченко, приемная дочь, вселенная в квартиру в 1998 г., преступным путем получила правоустанавливающие документы на квартиру, затем выселила Пономарёвых, продала квартиру Окороковой и скрылась из города. Подделывая документы, Зинченко не аннулировала документы на эту квартиру, оформленную на имя Пономарёвой Л.В. и не признала их недействительными в судебном порядке Пономарёва Л.В. неопровержимо является собственником этой квартиры до настоящего времени.

    После незаконного вынесения решения Славгородского городского суда от 09 ноября 2005 г. о выселении семьи Пономарёвых из квартиры и снятия их с регистрационного учета, Пономарёва Л.В. снова зарегистрировала всю семью в квартире на основании договора купли- продажи от 22 ноября 1995 г. и свидетельства о праве собственности на квартиру от 19 января 1999 г.

    Нарушение прав и законных интересов Пономарёвой ФИО1 и Окороковой заключается в том, что они произвольно лишили ее жилища. Первая преступным путем завладела квартирой. Окорокова, зная о ничтожности первых сделок и притязаниях третьих лиц, документов у Пономарёвой Л.В. на квартиру, не признанных недействительными, заключила с Зинченко договор купли- продажи, заплатив ей цену в несколько раз ниже рыночной.

    О нарушении права своей дочери Фомина узнала только 01 декабря 2011 г. из письма Пономарёвой Л.В. и переданных документов

    На момент подделки документов 18 февраля 1999 г. в квартире проживали несовершеннолетние дети, члены семьи собственника: Влад Зинченко, Сергей, Тамара и Вирсавия, а также Ирина Дударькова и Чебодаева Галина.

    Пономарёва Л.В. не подписывала договор купли- продажи квартиры, поскольку в нем указано, что именно 18 февраля 1999 г. какая-то женщина проставила свою подпись в договоре, не участвовала в сделке, никаких договоров не заключала и никаких денег за квартиру ей никто не отдавал. В соответствии с ч. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. ст. 550, 551 ГК РФ, ч. 2 ст. 434 ГК РФ, ч. 3 ст. 165ГК РФ, ст. 168 ГК РФ этот договор является незаключенным, ничтожным.

На основании вышеизложенного, истец просит вынести решение:

1.о признании договора купли- продажи квартиры от 18 февраля 1999 г. между Пономарёвой ФИО33 и Зинченко ФИО34, договора между Бакулиной ФИО35 и Окороковой ФИО36 от 15 февраля 2007 г. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> незаключенными;

2. признать отсутствующими права Зинченко( Бакулиной) ФИО37 и Окороковой ФИО38 на квартиру в едином государственном реестре прав;

3. обязать Окорокову ФИО39 незамедлительно заселить Пономарёву ФИО40 в квартиру по адресу: <адрес>

    Определением суда от 12 января 2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Пономарёва ФИО41 и Бакулина( Зинченко) ФИО42( л.д. 1 об-т).

Истец Фомина Н.П. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца( л.д. 152).

    В судебном заседании ответчик Окорокова Т.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать. При этом заявила о применении срока исковой давности, т.к. с момента совершения сделок 18 февраля 1999 г. и 15 февраля 2007 г. прошло более трех лет.

    Ответчики Пономарёва Л.В. и Бакулина( Зинченко) М.В., а также третьи лица Пономарёв С.В. и Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явились. Учитывая, что указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены, в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

    Ответчик Пономарева Л.В. в письменном заявлении заявила о признании исковых требований Фоминой Н.В.( л.д. 150).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

    В судебном заседании установлено, что 18 февраля 1999 г. Пономарева Л.В. и Зинченко М.В. заключили договор купли- продажи <адрес>. Согласно данному договору продажная цена отчуждаемой квартиры установлена сторонами в сумме <данные изъяты> руб., которую покупатель уплатил продавцу до подписания договора. По заявлению сторон расчет между ними произведен окончательный. На отчуждаемой жилплощади на момент заключения договора зарегистрирована покупатель Зинченко М.В., квартира свободна от любых прав и притязаний третьих лиц. Продавец передает вышеуказанную квартиру, ключи от нее и относящиеся к ней документы покупателю в момент подписания договора, который одновременно будет иметь силу акта передачи квартиры. С момента подписания договора обязанность продавца по передаче квартиры будет считаться исполненной.

    18 февраля 2005 г. Алтайским центром государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена государственная регистрация права собственности на квартиру <адрес> (л.д.177 ).

    Зинченко М.В. переменила фамилию на Бакулину.

    Решением Славгородского городского суда от 09 ноября 2005 г. удовлетворен иск Зинченко( Бакулиной) М.В. о выселении Пономаревой Л.В., Пономаревой Т.В., Дударьковой В.Г., Чебодаевой Г.М., Пономарева С.В. из жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>( л.д. 183-187).

    15 февраля 2007 г. Бакулина (Зинченко) М.В. продала квартиру по адресу: <адрес> Окороковой Т.А. В соответствии с договором купли - продажи отчуждаемая квартира принадлежит продавцу по праву собственности согласно договору купли- продажи от 18 февраля 1999 г. Право собственности истца зарегистрировано в Славгородском отделе управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю. Продавец гарантирует покупателю, что отчуждаемая квартира на момент заключения договора не продана, не подарена, не обещана в дар, не заложена, в споре и под арестом не находится и свободна от любых прав и притязаний третьих лиц( л.д. 178-180).

    Оснований для признания договора купли- продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> от 18 февраля 1999 г. между Пономаревой Л.В. и Зинченко М.В. незаключенным не имеется.

    В соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли- продажи недвижимого имущества( договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

     Ст. 550 ГК РФ предусматривает заключение данного договора в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Существенными условиями данного договора является предмет и цена, а также перечень лиц с указанием их права пользования жилым помещением, если они такое право сохраняют после продажи жилого помещения( ст. ст. 554, 555, 558 ГК РФ).

    В силу ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

    Договор купли- продажи от 18 февраля 1999 г. между Зинченко ФИО43 и Пономаревой ФИО44 является заключенным, поскольку при его заключении соблюдены все вышеперечисленные условия. В частности, определен предмет договора, цена недвижимости, договор составлен в виде документа, подписанного сторонами, зарегистрирован в Алтайском краевом центре государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В договоре имеется указание на то, что отсутствуют лица, сохраняющие право пользования квартирой. Переход права собственности также зарегистрирован.Квартира под арестом не находилась.

    Фомина ссылается на то, что Пономарёва Л.В. договор купли- продажи не подписывала, в момент подписания договора не находилась в г. Славгороде, денег за квартиру не получала, на момент подписания данного договора имелись лица, за которыми сохранялось право пользования жилым помещением, Зинченко подделала документы на квартиру. Данные сведения ей стали известны 01 декабря 2011 г. из письма Пономарёвой Л.В.

    Вместе с тем, обращаясь с иском к Зинченко М.В., Учреждению юстиции о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о признании договора купли- продажи квартиры, регистрационного свидетельства о праве собственности недействительным и расторжении договора, Пономарёва Л.В. ссылалась на то, что данный договор Зинченко М.В. вынудила ее подписать путем угроз и шантажа( л.д.253). В этой связи суд расценивает объяснения истца как недостоверные.

Доказательств того, что Пономарёва Л.В. не подписывала договор купли- продажи, на момент подписания данного договора имелись лица, за которыми сохранялось право пользования жилым помещением, Зинченко подделала документы на квартиру, не представлено( ст. 56 ГПК РФ). Более того, данный факт опровергается самим договором купли- продажи, а также многочисленными судебными решениями, принятыми по искам Пономарёвой Л.В., ее детей, а также бывшего супруга Дударькова Г.Л.

Так, 27 марта 2003 г. Дударькову Г.Л. отказано в иске к Зинченко М.В. о признании договора купли- продажи от 18 февраля 1999 г., свидетельства о государственной регистрации права собственности по месту жительства недействительными.

17 мая 2005 г. Пономаревой Л.В. отказано в иске к Зинченко М.В., Учреждению юстиции о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании недействительными проекта договора купли- продажи и свидетельства о праве собственности на квартиру, признании договора купли- продажи незаключенным.

09 ноября 2005 г. удовлетворен иск Зинченко( Бакулиной) М.В. о выселении. Выселены из жилого помещения по адресу: <адрес> Пономарева ФИО45, Пономарева ФИО46, Дударькова ФИО47, Чебодаева ФИО48, Пономарев ФИО49 совместно с детьми Пономаревой ФИО50, 10 ноября 2000 г. рождения и Пономаревой ФИО51, 22 января 2003 г. рождения.. В исках Пономаревой ФИО52, Пономаревой ФИО53, Пономареву ФИО54 к Зинченко( Бакулиной) М.В. отказано.

16 марта 2009 г. Пономарёвой Л.В. отказано в иске Зинченко М.В., прокуратуре г. Славгорода и администрации г. Славгорода о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, о признании права собственности, о возложении обязанности заселения в квартиру и обязанности не чинить препятствия в пользовании жилым помещением, определении порядка пользования жилым помещением и взыскании компенсации морального вреда.

01 декабря 2009 г. Пономарёву С.В. отказано в иске к Зинченко М.В. о применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании договора купли- продажи недействительными.

23 сентября 2010 г. Пономарёву С.В., действующему в интересах несовершеннолетней дочери Пономарёвой Л.С., отказано в иске к Зинченко М.В. и Окороковой Т.А. о признании договора купли- продажи недействительным, о признании подписей регистраторов недействительными, о признании государственной регистрации перехода права собственности недействительной, о признании права пользования квартирой и вселении.

11 апреля 2011 г Пономарёвой ФИО55 отказано в иске к Зинченко ФИО56 и Окороковой ФИО57 о признании незаключенными и недействительными договоров купли- продажи жилого помещения по адресу: <адрес> от 18 февраля 1999 г. и 15 февраля 2007 г., о признании договора купли- продажи не зарегистрированным, о признании граждан не имеющими права собственности.

01 августа 2011 г. Пономарёвой Л.В. отказано в иске у Зинченко( Бакулиной ) М.В. и Окороковой Т.А. о признании недействительными договоров купли- продажи квартиры, государственной регистрации права собственности, признании права пользования квартирой, выселении( л.д. 181- 202).

Оснований для признания договора купли- продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> между Бакулиной( Зинченко) ФИО58 и Окороковой ФИО59 незаключенным также не имеется.

    Договор купли- продажи от 15 февраля 2007 г. между Бакулиной (Зинченко) ФИО60 и Пономаревой ФИО61 является заключенным, поскольку при его заключении соблюдены все условия, предусмотренные ст. ст. 549-558 ГК РФ. В частности, определен предмет договора, цена недвижимости, договор составлен в виде документа, подписанного сторонами, зарегистрирован в установленном порядке. В договоре имеется указание на то, что на отчуждаемой жилой площади никто из членов семьи продавца не зарегистрирован по месту жительства. Доказательств обратного истцом не представлено.

    То обстоятельство, что цена договора определена сторонами ниже рыночной стоимости квартиры, не свидетельствует о том, что договор не заключен. В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон.

    Кроме того, ответчиком Окороковой Т.А. заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать нарушении своего права.

Истец должна была узнать о нарушении своего права не позднее даты принятия решения о выселении ее дочери Татьяны( 09 ноября 2005 г.). С указанной даты прошло более трех лет.

Таким образом, срок исковой давности истек по всем заявленным требованиям.

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Учитывая наличие заявления стороны в споре Окороковой Т.А., истцу надлежит отказать в иске также и в связи с истечением срока исковой давности.

Требование в части призвания того, что у Зинченко( Бакулиной) М.В. и Окорокова Т.А. отсутствуют права на квартиру, зарегистрированные Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не подлежит удовлетворению по основаниям, указанным выше. Бакулина М.В. не является собственником квартиры. Договор купли- продажи, заключенный Бакулиной и Окороковой, и переход права собственности на квартиру зарегистрированы в установленном порядке( л.д.178-180).

Требования истца в части возложения на Окорокову обязанности незамедлительно заселить Пономарёву ФИО1 в квартиру по адресу: <адрес> также не подлежит удовлетворению.

Основания возникновения жилищных прав и обязанностей предусмотрены статьей 10 Жилищного кодекса РФ, в частности:1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Такие основания по делу не установлены. Собственник спорной квартиры не заключала с истцом каких либо договоров, предоставляющих несовершеннолетней Пономарёвой Т. право пользования спорным жилым помещением.

Суд в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ не принял признание иска ответчика Пономарёвой Л.В., т.к. это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

Принимая во внимание вышеизложенное, ФИО12, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Пономарёвой ФИО1, в иске к Окороковой ФИО63, Бакулиной ФИО14, Пономарёвой ФИО5 о признании договоров купли- продажи незаключенными, об отсутствии права собственности, о вселении следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

    Фоминой ФИО62, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Пономарёвой ФИО1, к Окороковой ФИО64, Бакулиной ФИО14, Пономарёвой ФИО5 о признании договоров купли- продажи незаключенными, об отсутствии права собственности, о вселении отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2012 г.

Судья- Е.В. Гайдар