<данные изъяты>
Дело № 2-425 21 сентября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и иСланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Н.А.
с участием прокурора Федоровой Е.Л.
при секретаре Буланчиковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании привести в соответствие с техническими нормами автомобильные дороги и улицы г. Сланцы,
у с т а н о в и л:
Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение об обязании в срок до 1 октября 2010 года участки асфальтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения гор. Сланцы, проходящие по ул. Заводская (от перекрестка с ул. Сланцевское шоссе до ул. Шахтная), по ул. Шахтная (от ул. Заводская до перекрестка с ул. Школьная), по ул. Школьная (от ул. Шахтная до перекрестка с ул. Сланцевское шоссе) привести в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, установленными ГОСТ Р 50597-93, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221. В иске прокурор указал, что согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21.06.2010 г., составленному комиссией в составе: заместителя начальника отделения ГИБДД ОВД по Сланцевскому району, госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району, начальника сектора отдела по жилищно-коммунальной и дорожной службе, строительству, транспорту и связи администрации Сланцевского муниципального района, на участке асфальтированной автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Сланцы по ул. Заводская (от перекрестка с ул. Сланцевское шоссе до ул. Шахтная), по ул. Шахтная (от ул. Заводская до перекрестка с ул. Школьная), по ул. Школьная (от ул. Шахтная до перекрестка с ул. Сланцевское шоссе) выявлены следующие недостатки дорожного покрытия: локальное разрушение проезжей части в виде просадок дорожного покрытия, многочисленные выбоины, размеры которых в десятки раз превышают предельно допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине - 5 см, просадки и застой воды на обочинах и проезжей части. Кроме того, в ходе проверки, проведенной Сланцевской городской прокуратурой, также было установлено, что эксплуатационное состояние вышеуказанных участков автомобильной дороги общего пользования местного значения, находящихся в границах муниципального образования Сланцевское городское поселение не отвечает требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в РФ, в связи с чем в адрес главы администрации было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. В отношении ведущего специалиста отдела муниципального хозяйства администрации Гришакова В.Е., ответственного за содержание, ремонт автомобильных дорог в границах МО прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ. Начальником ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району по результатам рассмотрения указанного административного дела Гришаков В.Е. был привлечен к административной ответственности.
Прокурор в обоснование своих требований в заявлении ссылался на то, что в соответствии с Областным законом «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области» и акту приема-передачи имущества, вышеуказанные участки автомобильных дорог являются собственностью МО Сланцевское городское поселение.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения, к которым в том числе относится и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Таким образом, администрация МО Сланцевское городское поселение не исполняет возложенные на нее обязанности по ремонту и содержанию вышеуказанных участков автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В результате сложившейся ситуации ненадлежащее состояние дорог может привести к повышенной аварийности, что нарушает права граждан г. Сланцы на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.
21 июля 2010 года Сланцевский городской прокурор дополнил свои требования и просил обязать администрацию МО Сланцевское городское поселение до 1 октября 2010 года на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги устранить локальное разрушение проезжей части в виде просадок дорожного покрытия, многочисленные выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см., глубине – 5 см, а также устранить просадки и застой воды на обочинах и проезжей части.
13 сентября 2010 года прокурор еще раз требования уточнил и дополнил, просил обязать администрацию МО Сланцевское городское поселение на участке дороги по ул. Школьная протяженностью 74 м (до перекрестка с ул. Шахтная г. Сланцы) устранить выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые размеры по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см, по ул. Шахтная на всем протяжении участка устранить просадки дорожного покрытия, выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые размеры по длине 15 см, по ширине – 60 см, по глубине – 5 см, а также устранить застой воды на обочинах и проезжей части путем обеспечения системы водоотвода.
В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. отказалась от требований об обязании устранить на участке автомобильной дороги по ул. Заводская (от перекрестка с ул. Сланцевское шоссе до ул. Шахтная) и на участке дороги по ул. Школьная протяженностью 76,4 м (от ул. Сланцевское шоссе в сторону ул. Шахтная) локальное разрушение проезжей части в виде просадок дорожного покрытия, многочисленные выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см., глубине – 5 см, а также устранить просадки и застой воды на обочинах и проезжей части, поскольку эти недостатки администрацией устранены на указанных участках дороги.
Определением суда от 21 сентября 2010 года производство по гражданскому делу в части этих требований прекращено.
В остальной части требования в судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что администрация МО «Сланцевское городское поселение» в настоящее время проводит работы по приведению указанных участков дорог на улицах гор. Сланцы в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, так по ул. Школьной на участке протяженностью 76,4 м выполнен ремонт дорожного покрытия, а на остальной протяженности этой улицы в 74 м работы не проведены, дорожное покрытие имеет многочисленные выбоины, не устранены недостатки и по улице Шахтной. Просила удовлетворить уточненные исковые требования и установить срок для устранения недостатков до 01 декабря 2010 года, а не до 1 октября 2010 года.
Представитель ответчика администрации МО Сланцевское городское поселение Ададуров Ю.А, действующий на основании по доверенности, иск не признал, пояснив, что все сверхнормативные выбоины ликвидированы, сегодня на этих участках должны закончиться все работы, содержание дорог это полномочия органов местного самоуправления, сроки их проведения взяты прокурором без учета бюджетного законодательства, средств на эти работы нет, будут только в следующем году, прокурором не представлено доказательств нарушения нормативов содержания дорог.
Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя ответчика, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов (ст. 5).
Государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы» (ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
На основании п. 4. ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При этом ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации, а следовательно, и на территории городского поселения, также должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из представленных в дело актов следует, что участки дороги по ул. Школьная (до перекрестка с ул. Шахтная г. Сланцы) на участке протяженностью 74 м и по ул. Шахтная на всем протяжении участка не отвечают требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в РФ, установленным ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93 г. № 221.
Так, первоначально при обследовании этих участков дороги комиссией в составе представителей ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району и администрации МО Сланцевское городское поселение 21 июня 2010 года были выявлены следующие недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: локальное разрушение проезжей части в виде просадок дорожного покрытия, многочисленные сверхнормативные выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см, наличие просадок и застоя воды на обочинах и проезжей части (л. д. 7).
Затем, как видно из акта от 19 августа 2010 года, составленного комиссией с представительством тех же сторон (л. д.35), было установлено, что на участке дороги по ул. Школьная выполнен ремонт дорожного покрытия протяженностью 76,4 м, шириной 9 м (от ул. Сланцевское шоссе в сторону ул. Шахтная), наличие дефектов дорожного покрытия и обочин, а именно выбоин, превышающих предельно допустимые размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93, на участке протяженностью 74 м (до перекрестка с ул. Шахтная), по ул. Шахтная имеется локальное разрушение проезжей части в виде просадок дорожного покрытия, многочисленные выбоины, наличие просадок и застоя воды на обочинах и проезжей части, по ул. Заводская выполнен ремонт дорожного покрытия, сверхнормативная ямочность ликвидирована.
Такой же вывод сделан членами комиссии, обследовавшими эти участки дороги 10 сентября 2010 года, что видно из акта (л. д.41).
Свидетель ФИО5 - государственный инспектор дорожного надзора ДПС ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району, показал, что выезжал на эти участки дороги в составе комиссии в указанные дни, при осмотре были установлены, отраженные в актах нарушения, до настоящего времени ситуация на этих участках дороги, кроме Заводской ул., не изменилась, работы не выполнены.
Как видно из материалов дела, объяснений сторон, в период рассмотрения дела администрацией МО Сланцевское городское поселение были предприняты меры по устранению нарушений, выявленных по результатам проверок, так были устранены выбоины на ул. Заводской и на протяжении 76,4 м ул. Школьной, осталось устранить сверхнормативные выбоины на участках дороги по ул. Школьная на протяжении 74 м, и по ул. Шахтная, а также на ул.Шахтная ликвидировать застой воды на обочинах и проезжей части.
Требования Сланцевского городского прокурора об обязании устранения этих нарушений ответчик администрация МО Сланцевское городское поселение не признает, указывая на то, что доказательств наличия недостатков, отраженных в актах, прокурором не представлено.
Суд не может с этим согласиться, учитывая, что акты составлялись с участием специалиста администрации МО Сланцевское городское поселение Гришакова В.Е., который их подписывал, возражений по ним не высказывал.
Кроме того, из объяснений представителя администрации следует, что в настоящее время организация, с которой у администрации имеется муниципальный контракт на осуществление работ по ремонту и содержанию муниципальных дорог, выполняет работы по устранению этих нарушений.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 21 июля 2005 года) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым также относятся вопросы муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения.
Данное положение закреплено и в Уставе муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов МО «Сланцевское городское поселение» Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 15-гсд от 30.11.2005 г., а именно в п. 5 ст. 5 Устава.
В соответствии с Областным законом от 11.09.2006 г. № 110-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области» и акту приема-передачи имущества, вышеуказанные участки асфальтовых дорог являются собственностью МО Сланцевское городское поселение.
Следовательно, вопросы ремонта и содержания автомобильных дорог, заявленные в иске, находятся в ведении МО Сланцевское городское поселение, а выделение денежных средств из местного бюджета для решения данного вопроса предусмотрено Уставом.
Ст. 51 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает осуществление прокурорского надзора за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что иск Сланцевского городского прокурора об обязании администрации муниципального образования «Сланцевское городское поселение» Сланцевского муниципального района Ленинградской области привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 указанные участки асфальтированных автомобильных дорог местного значения г. Сланцы подлежит удовлетворению.
Суд считает, что срок для устранения недостатков в содержании участков автомобильной дороги, указанный прокурором в иске, является реальным.
Однако суд не может согласиться с требованием прокурора об обязании устранить застой воды на обочинах и проезжей части на ул. Шахтная путем обеспечения системы водоотвода. Выбор способа устранения недостатков в виде застоя воды на обочинах и проезжей части требует специальных познаний в области дорожного строительства и может быть определен в соответствии со строительными нормами в ходе проектно-сметных работ. Таких доказательств прокурором суду не представлено, поэтому требование Сланцевского городского прокурора в части обязания устранить застой воды на проезжей части и обочине именно путем обеспечения системы водоотвода не может быть судом удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 декабря 2010 года привести участки асфальтированной автомобильной дороги общего пользования местного значения гор. Сланцы, проходящей по ул. Шахтная (от ул. Заводская до перекрестка с ул. Школьная), по улице Школьная (от улицы Шахтная до перекрестка с ул. Сланцевское шоссе) в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93:
- по улице Школьная на участке протяженностью 74 метра (до перекрестка с улицей Шахтная в г. Сланцы) устранить выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые размеры по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см:
- по улице Шахтная на всем протяжении участка (от ул. Заводская до перекрестка с ул. Школьная) устранить просадки дорожного покрытия, выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые размеры по длине - 15 см, ширине - 60 см, глубине – 5 см, устранить застой воды на обочинах и проезжей части.
В остальной части требований Сланцевскому городскому прокурору отказать.
На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий Н.А.Дорошенко