Решение № 2-424 от 21.09.2010 г.



<данные изъяты>

Дело № 2-424 21 сентября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Н.А.

с участием прокурора Федоровой Е.Л.

при секретаре Буланчиковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании привести в соответствие с техническими нормами автомобильные дороги и улицы г. Сланцы,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение об обязании в срок до 1 октября 2010 года участки асфальтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения гор. Сланцы: от дома № 30 по ул. Ленина до пересечения с проспектом Молодежный и от дома № 17 по пр. Молодежный до пересечения с ул. Вокзальная привести в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, установленными ГОСТ Р 50597-93, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, указав, что согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21.06.2010 г., составленного комиссией в составе: заместителя начальника отделения ГИБДД ОВД по Сланцевскому району, госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району, начальника сектора отдела жилищно-коммунальной и дорожной службе, строительству, транспорту и связи администрации Сланцевского муниципального района, на участке асфальтированной дороги общего пользования местного значения от дома № 30 по ул. Ленина до пересечения с проспектом Молодежный г. Сланцы и от дома № 17 по пр. Молодежный до пересечения с ул. Вокзальная г. Сланцы выявлены следующие недостатки дорожного покрытия: сверхнормативные выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине - 5 см, просадки покрытия, трещины, занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра, наличие просадок и застоя воды на обочинах и проезжей части. В адрес ведущего специалиста отдела муниципального хозяйства администрации Сланцевское городское поселение Гришакова В.Е. начальником ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району было внесено предписание, в котором в срок до 14.06.2010 г. предлагалось устранить выявленные недостатки в содержании дорог. Но поскольку в указанный срок эти недостатки устранены не были, в отношении Гришакова В.Е. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор).

Прокурор в обоснование своих требований в заявлении ссылался на то, что в соответствии с Областным законом от 11.09.2006 г. № 110-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области и акту приема-передачи имущества, вышеуказанные участки асфальтовых дорог являются собственностью МО Сланцевское городское поселение.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения, к которым в том числе относится и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Таким образом, администрация МО Сланцевское городское поселение не исполняет возложенные на нее обязанности по ремонту и содержанию вышеуказанных участков автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

В результате сложившейся ситуации ненадлежащее состояние дорог может привести к повышенной аварийности, что нарушает права граждан г. Сланцы на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества.

21 июля 2010 года Сланцевский городской прокурор дополнил свои требования и просил обязать администрацию Сланцевского городского поселения до 1октября 2010 года на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги устранить сверхнормативные выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см., глубине – 5 см., а также устранить просадки проезжей части, трещины, занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра.

13 сентября 2010 года прокурор еще раз требования уточнил и дополнил и просил обязать администрацию Сланцевского городского поселения на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги произвести подсыпку, уплотнение (укрепление), профилировку обочин, а также нанести горизонтальную разметку на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги.

В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. отказалась от требований об обязании устранить на указанных участках автомобильной дороги сверхнормативные выбоины, поскольку работы по ликвидации выбоин произведены.

Определением суда от 21 сентября 2010 года производство по гражданскому делу в части этих требований прекращено.

В остальной части требования в судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. поддержала, подтвердила доводы, изложенные в иске, указав, что администрация МО Сланцевское городское поселение в настоящее время проводит работы по приведению указанных участков дорог на улицах гор. Сланцы в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами. Просила удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме, просила установить срок для устранения недостатков до 01 декабря 2010 года, а не до 1 октября 2010 года.

Представитель ответчика администрации МО «Сланцевского городское поселения Ададуров Ю.А, действующий на основании по доверенности, иск не признал, пояснив, что прокурором не представлено доказательств нарушения нормативов содержания дорог, администрация содержанием дорог не занимается, на 2010 год заключен контракт с ООО «Доррос», которая и занимается этим. Все работы этой организацией были выполнены, что говорит о том, что ремонт дорог осуществляется по мере возможности. В настоящее время дорога по пр. Молодежный ремонтируется, а после окончательного ремонта будет нанесена разметка.

Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя ответчика, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов (ст. 5).

Государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы» (ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.

На основании п. 4. ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

При этом ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации, а следовательно, и на территории городского поселения, также должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из представленных в дело актов следует, что участки дороги от дома № 30 до пр. Молодежный и от пр. Молодежный д. 17 до ул. Вокзальная не отвечает требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в РФ, установленным ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.93 г. № 221.

Так, первоначально при обследовании этих участков дороги комиссией в составе представителей ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району и администрации МО Сланцевское городское поселение 21 июня 2010 года были выявлены следующие недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: многочисленные сверхнормативные выбоины, размеры которых превышают предельно-допустимые по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см, просадки покрытия, трещины, занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра, наличие просадок и застоя воды на обочинах и проезжей части (л. д. 7).

Затем как видно из акта от 19 августа 2010 года, составленного комиссией с представительством тех же сторон (л. д. 26), было установлено, что на участке дороги от дома № 30 по ул. Ленина до пр. Молодежный и от пр. Молодежный д. 17 до ул. Вокзальная произведен ремонт дорожного покрытия и сверхнормативная ямочность ликвидирована, однако имеется занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра, отсутствует дорожная разметка.

Такой же вывод сделан членами комиссии, обследовавшими эти участки дороги 10 сентября 2010 года, что видно из акта (л. д. 32).

Свидетель ФИО5 - государственный инспектор дорожного надзора ДПС ОГИБДД ОВД по Сланцевскому району, показал, что выезжал на эти участки дороги в составе комиссии в указанные дни, при осмотре было установлено занижение обочин по отношению к проезжей части более чем на 4 см, замеры этого были проведены, поэтому и указаны в акте как недостатки содержания автомобильной дороги, но до настоящего времени ситуация на этих участках дороги не изменилась, работы не произведены, остается занижение обочин относительно проезжей части больше чем на 4 см и отсутствует дорожная разметка.

Как видно из материалов дела, объяснений сторон, в период рассмотрения дела администрацией МО Сланцевское городское поселение были предприняты меры по устранению нарушений, выявленных по результатам проверок, так были устранены выбоины на указанных участках дороги, в настоящее время осталось устранить занижение обочин по отношению к проезжей части и нанести горизонтальную разметку на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги.

Требования Сланцевского городского прокурора об обязании устранения этих нарушений ответчик администрация МО Сланцевское городское поселение не признает, указывая на то, что доказательств наличия недостатков, отраженных в актах, прокурором не представлено.

Суд не может с этим согласиться, учитывая, что акты составлялись с участием специалиста администрации МО Сланцевское городское поселение Гришакова В.Е., который их подписывал, возражений по ним не высказывал.

Кроме того, из объяснений представителя администрации следует, что в настоящее время организация, с которой у администрации имеется муниципальный контракт на осуществление работ по ремонту и содержанию муниципальных дорог, выполняет работы по устранению занижения обочин на указанных участках автомобильной дороги местного значения.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 21 июля 2005 года) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым также относятся вопросы муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения.

Данное положение закреплено и в Уставе Муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов МО «Сланцевское городское поселение» Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 15-гсд от 30.11.2005 г., а именно в п. 5 ст. 5 Устава.

В соответствии с Областным законом от 11.09.2006 г. № 110-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области» и акту приема-передачи имущества, вышеуказанные участки асфальтовых дорог являются собственностью МО Сланцевское городское поселение.

Следовательно, вопросы ремонта и содержания автомобильных дорог, заявленные в иске, находятся в ведении МО Сланцевское городское поселение, а выделение денежных средств из местного бюджета для решения данного вопроса предусмотрено Уставом.

Ст. 51 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает осуществление прокурорского надзора за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что иск Сланцевского городского прокурора об обязании администрации муниципального образования «Сланцевское городское поселение» Сланцевского муниципального района Ленинградской области привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 указанные участки асфальтированных автомобильных дорог местного значения г. Сланцы подлежит удовлетворению.

Суд считает, что срок для устранения недостатков в содержании автомобильной дороги, указанный прокурором в иске, является реальным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 декабря 2010 года привести участки асфальтированной автомобильной дороги общего пользования местного значения го. Сланцы от дома № 30 по улице Ленина до пересечения с проспектом Молодежный и от дома № 17 по проспекту Молодежный до пересечения с улицей Вокзальная в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93:

- на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги произвести подсыпку, уплотнение (укрепление), профилировку обочин:

- на всем протяжении указанных участков автомобильной дороги нанести горизонтальную разметку.

На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий Н.А.Дорошенко