<данные изъяты>Дело № 2-504 02 сентября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Н.А.,
при секретаре Буланчиковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иванов и К» об обжаловании действий должностного лица – предписания начальника территориального отдела Государственного пожарного надзора Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонова Сергея Николаевича,
у с т а н о в и л:
Заявитель общество с ограниченной ответственностью «Иванов и К» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания начальника территориального отдела Государственного пожарного надзора Сланцевского района Ленинградской области Симонова С.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании представитель ООО «Иванов и К» - директор Общества Иванова Д.Ю. поддержала доводы заявления, просила его удовлетворить. В этом заявлении указано, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Иванов и К» была проведена плановая выездная проверка, срок проведения которой был установлен с 28 октября по 11 ноября 2009 года, 10 ноября 2009 года по прибытию в ТО ГПН директору Общества Ивановой Д.Ю. были вручены акт проверки, предписание об устранение нарушений, также протокол об административном правонарушении №. Нарушения, выявленные в ходе проверки, были указаны в акте, также было выдано предписание об их устранении в течение четырех месяцев. На основании распоряжения № ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Иванов и К» была проведена внеплановая выездная проверка, проведение которой было поручено полковнику внутренней службы Симонову С.Н. Нарушения, выявленные в ходе этой проверки, были указаны в акте № от ДД.ММ.ГГГГ и в новом предписании № от ДД.ММ.ГГГГ. Тогда же был составлен протокол об административном правонарушении. В акте проверки повторно появились незаконные требования об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100% от общей численности, назначении должностного лица, в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения. Дело об административном правонарушении было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №, постановлением судьи производство по этому делу было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Указанное предписание основывается на приказе МЧС России от 21 декабря 2005 года № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты». Требование об обеспечении работников юридического лица противогазами по п. 3 этого Положения предъявлено неправомерно, поскольку по п. 7 Положения обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее на особо опасных территориях, которые могут быть подвергнуты в силу их расположения химическому, биологическому или радиоактивном загрязнению. Город Сланцы к таким местностям не относится согласно постановлению Правительства РФ от 3 октября 1998 года № 1140 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне. Требование о назначении должностного лица, ответственного за учет и сохранность средств индивидуальной защиты и оборудовании специального помещения для их хранения не может быть предъявлено, так как согласно п.п. 1.2, 1.3 вышеуказанного Приказа эти требования обязательны для организаций, использующих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки в интересах гражданской обороны. ООО «Иванов и К» к таким организациям не относится. Кроме того, незаконность предъявленных требований подтверждена определением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заинтересованное лицо – начальник территориального отдела ГПН Сланцевского района Управления ГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонов С.Н. был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л. д. 27, 28), в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя.
Представитель заинтересованного лица – начальника территориального отдела ГПН Сланцевского района Управления ГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонова С.Н. – Рябухин Е.Е., действующий по доверенности, требования не признал, просил в их удовлетворении отказать и пояснил, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ должно быть отказано. Все требования указанные в предписании законны, и основываются на Законе «О гражданской обороне» и приказах МЧС России. Территория г. Сланцы является территорией в пределах границ зоны возможного опасного химического загрязнения при авариях на химически опасных объектах. Химически опасным объектом на территории г. Сланцы является ОАО «Завод «Сланцы», он включен в Реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Ленинградской области, утвержденный Вице-губернатором Ленинградской области Бурлаковым А.Д. Следовательно, все предприятия и организации на территории г. Сланцы, в том числе и ООО «Иванов и К», должны быть укомплектованы средствами индивидуальной защиты на 100%.
Выслушав объяснения представителя заявителя Ивановой Д.Ю., представителя должностного лица Рябухина Е.Е., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.
В соответствии с ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальником ТО ГПН Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симоновым С.Н. на основании результатов внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Иванов и К» было вынесено предписание № по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. ООО «Иванов и К» в срок до 10 октября 2010 года предписывалось: обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчёта 100% от общей численности работников; назначить должностное лицо, в обязанности которого входит учёт средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, оборудовать специальное помещение для хранения средств индивидуальной защиты (л. д. 13).
В силу ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. 4 «Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года № 712, органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Согласно дефинициям Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2005 № 1314-р, «потенциально опасными объектами инфраструктуры Российской Федерации» являются объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.
Объект жизнеобеспечения – объект, на котором сконцентрированы жизненно важные материальные, финансовые средства и услуги, сгруппированные по функциональному назначению и используемые для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также медицинского, санитарно-эпидемиологического, информационного, транспортного, коммунально-бытового обеспечения).
Исходя из указанных определений, помещения станции технической диагностики транспортных средств ООО «Иванов и К» не являются потенциально опасными объектами и объектами жизнеобеспечения населения.
Кроме того, на основании п. 6 «Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты», утверждённого приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 года № 993, зарегистрированным в Минюсте РФ 19 января 2006 № 7384, обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне, а также с объектами, критически важными для национальной безопасности РФ; на территориях в пределах границ зон возможного радиационного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Согласно п. 7 указанного Положения обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Отнесение территорий к группам гражданской обороны регламентируется Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».
В соответствии с указанным Постановлением территория г. Сланцы не относится к группам по гражданской обороне, таким образом, население г. Сланцы не подлежит обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время.
В силу п. 7 «Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года № 712, должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ.
Представителем должностного лица Рябухиным Е.Е. не было представлено доказательств в обоснование законности выданного предписания. В обоснование своих доводов он ссылался на Реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Ленинградской области, утвержденный Вице-губернатором, согласно которому ОАО «Завод «Сланцы» отнесен к четвертому классу опасности.
Однако следует отметить, что в соответствии с Приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», зарегистрированным в Минюсте РФ 20 марта 2003 № 4291, потенциально опасным объектом является объект, аварии на котором могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.
К чрезвычайным ситуациям локального характера, на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», относятся такие чрезвычайные ситуации, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта.
Таким образом, суду не представлены сведения о том, что на территории г. Сланцы имеются объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также сведений о том, что территория города находится в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), химического загрязнения (заражения), биологического загрязнения (заражения).
Из вышеизложенного следует, что требование об обеспечении работников ООО «Иванов и К» средствами индивидуальной защиты не имеют законных оснований.
Использование и содержание средств индивидуальной защиты регламентируется «Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», утверждёнными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 мая 2003 года № 285.
В соответствии с п. 1.2 исполнение требований указанных Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны.
Принимая во внимание эти нормы, а также то, что суд находит незаконным требование предписания об обеспечении работников Общества средствами индивидуальной защиты, не может быть признано законным и второе требование, содержащееся в предписании, о назначении должностного лица, в обязанности которого входит учёт средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению, оборудовании специального помещения для хранения средств индивидуальной защиты.
Представитель ООО «Иванов и К» Иванова Д.Ю. считает, что предписанием ГПН на юридическое лицо незаконно возлагаются обязанности по выполнению особых мероприятий по гражданской обороне.
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ТО ГПН Сланцевского района Симонова С.Н. является незаконным, а заявление общества с ограниченной ответственностью «Иванов и К» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Статья 258 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания судом заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа или лица об устранении в полном объеме допущенного нарушения в отношении лица, чьи права и свободы были нарушены.
Учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание указанную норму Закона, суд считает необходимым обязать начальника ТО ГПН Сланцевского района Симонова С.Н. отменить указанное предписание в десятидневный срок со дня вступления в силу настоящего решения, освободив ООО «Иванов и К» от обязанности выполнять мероприятия, изложенные в указанном предписании.
Суд не может принять во внимание доводы начальника ТО ГПН Сланцевского района Симонова С.Н. и его представителя о пропуске Обществом срока для обжалования предписания, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, по следующим основаниям.
Согласно оспариваемому предписанию ООО «Иванов и К» обязано к 10 октября 2010 года устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований в области гражданской обороны.
Из материалов дела (л. д. 13, 14) следует, что предписание представитель ООО «Иванов и К» директор Иванова Д.Ю. получила 19 апреля 2010 года.
Статья 200 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Отсюда вытекает, что течение срока для обжалования предписания начинается не со дня получения этого предписания представителем юридического лица Ивановой Д.Ю., а с 10 октября 2010 года – срока в который Общество должно было устранить указанные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 257-258, 206, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Иванов и К» удовлетворить.
Признать предписание начальника территориального отдела Государственного пожарного надзора Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонова Сергея Николаевича от ДД.ММ.ГГГГ за № незаконным и обязать начальника территориального отдела Государственного пожарного надзора Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонова Сергея Николаевича отменить указанное предписание в десятидневный срок со дня вступления в силу настоящего решения, освободив общество с ограниченной ответственностью «Иванов и К» от обязанности выполнять мероприятия, изложенные в указанном предписании.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий Н.А. Дорошенко