Решение № 2-492 от 19.10.2010



Дело № 2-492 19 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Н.А.

с участием прокурора Федоровой Е.Л.

при секретаре Туркиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании привести в соответствие с санитарными нормами канализационные очистные сооружения в дер. Гостицы путем реконструкции сооружений,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация Гостицкого сельского поселения) об обязании привести в соответствие с санитарными нормами канализационные очистные сооружения в дер. Гостицы.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего третьего лица ТОУ Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах на надлежащее – Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области.

В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. в поддержание иска пояснила, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации канализационных очистных сооружений в д. Гостицы Сланцевского района Ленинградской области, проведенной Сланцевской городской прокуратурой с участием специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах, выявлены грубые нарушения действующего законодательства, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, которые создают реальную угрозу инфекционных заболеваний населения, а именно: установлено, что очистные сооружения не функционируют, хозяйственно-бытовые стоки без соответствующей очистки и обеззараживания сбрасываются в водоем реки Плюсса и на рельеф. В ходе проверки специалистом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Кингисеппском районе» были отобраны пробы воды из водоема реки Плюсса выше и ниже сброса хозяйственно-бытовых стоков, по результатам лабораторных исследований качество поверхностной воды ниже очистных сооружений ухудшается по микробиологическим показателям по сравнению с качеством воды выше очистных сооружений по общим колиформным бактериям и по термотолерантным колиформным бактериям в 2,7 раза, что подтверждает загрязнение поверхностного водоема реки Плюсса. Проведенная ранее специалистами Росприродонадзора проверка также показала, что в связи с аварийным состоянием канализационных очистных сооружений сточные воды хозяйственно-бытовой канализации от жилых домов д. Гостицы поступают в р. Плюсса без очистки. Результаты проб сточной воды свидетельствуют о наличии значительных превышений ПДК по загрязняющим веществам: БПК-5 – в 52,5 раза, ХПК – в 7,8 раза, аммоний-ион – в 68 раз, нефтепродукты – в 9,6 раза, железо общее – в 7 раз, фосфаты-ион – в 9,8 раза, АПАВ – в 26 раз, показывают высокое содержание взвешенных веществ – 27 мг/л. На основании определения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> здание насосной, здания очистных сооружений, насос, лаборатория находятся на балансе администрации Гостицкого сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, охране, специальному техническому, санитарному и другим осмотрам.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В пункте 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» говорится, что в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ-100 мл менее и равных 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл менее или равных 500 и числа колифагов БОЕ/100 менее или равных 100.

Статьи 39 и 55 Водного кодекса РФ предусматривают обязанности водопользователей при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьи 56 этого Кодекса запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. В статье 60 Кодекса указано, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Прокурор Федорова Е.Л. в судебном заседании требования уточнила и просила обязать администрацию Гостицкого сельского поселения привести канализационные очистные сооружения, расположенные в д. Гостицы Сланцевского района, в соответствие с санитарными нормами путем реконструкции сооружений в срок до 1.11.2011 года. Кроме того, она пояснила, что свои обязанности собственника администрация Гостицкого сельского поселения в должной мере не выполняет, эксплуатация этих сооружений осуществляется с нарушением выше приведенных норм действующего природоохранного и санитарного законодательства, по ранее внесенным в адрес этого органа местного самоуправления Сланцевским городским прокурором и контролирующими органами представлениям об устранении нарушений природоохранного и санитарного законодательства меры предприняты не были. Эти нарушения приводят к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Сланцевского района, негативно влияют на состояние природной среды, создают угрозу инфекционных заболеваний населения, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.

Представитель ответчика администрации Гостицкого сельского поселения в лице главы администрации ФИО3 с иском полностью согласился и пояснил, что в Программу социально-экономического развития Сланцевского муниципального района на 2011-2012 гг. включены мероприятия по проектированию и строительству очистных сооружений в д. Гостицы, депутаты поселения приняли корректировку бюджета на 2010 год, выделив на проектирование этих сооружений денежные средства в размере 500000 руб. До ноября 2010 года ООО «СБМ-Групп», выигравшее муниципальный заказ, закончит разработку проектной документации. Выделение денежных средств Гостицкому сельскому поселению на производство реконструкции очистных сооружений в д. Гостицы будет произведено в 2011 году из Областного бюджета в размере 30000000 рублей. Тогда они проведут муниципальный конкурс, и выигравшая конкурс организация будет осуществлять муниципальный заказ на основании проекта реконструкции очистных сооружений. Срок проведения работ по реконструкции очистных сооружений, указанный в иске прокурора до 1 ноября 2011 года, является реальным для проведения этих работ. Проведение реконструкции, а не строительства обусловлено тем, что это менее затратный способ восстановления сооружений.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области ФИО4, действуя по доверенности, иск прокурора поддержала, просила его удовлетворить, указав, что эта ситуация с состоянием очистных сооружений в д. Гостицы продолжается уже 15 лет, стоки загрязняют реку Плюсса, этим ущемляются права населения Сланцевского района, создается угроза инфекционных заболеваний. В настоящее время администрация Гостицкого сельского поселения предпринимает меры по решению этого вопроса. В данном случае необходима именно реконструкция очистных сооружений, поскольку новое строительство в водоохраной зоне запрещено, выносить эти сооружения в другое место экономически не выгодно, а модульные очистные сооружения Гостицкое сельское поселение не может себе позволить, поскольку это очень дорого. Реконструкция старых очистных сооружений – оптимальное решение, там есть ряд сооружений, которые можно использовать под очистные сооружения, срок реконструкции до 1 ноября 2011 года – реален, поскольку еще 4 – 5 месяцев займет проведение государственной экспертизы.

Суд, выслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя администрации Гостицкого сельского поселения ФИО3, представителя третьего лица ФИО4, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела <данные изъяты> и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Сланцевской городской прокуратурой совместно со специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах была проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в администрации Гостицкого сельского поселения, в результате которой было установлено, что состояние канализационных очистных сооружений в д. Гостицы Сланцевского района Ленинградской области не соответствует требованиям этого законодательства.

В ходе проверки были проведены лабораторные исследования качества поверхностной воды реки Плюсса ниже и выше сброса канализационно-очистных сооружений д. Гостицы на санитарно-химические, микробиологические и паразитологические показатели.

Результаты этих лабораторных исследований показали, что качество поверхностной воды ниже очистных сооружений ухудшается по микробиологическим показателям по сравнению с качеством воды выше очистных сооружений по общим колиформным бактериям в 2,7 раза, по термотолерантным колиформным бактериям в 2,7 раза.

Таким образом, подтверждено загрязнение поверхностного водоема реки Плюсса ниже очистных сооружений сбрасываемыми хозяйственно-бытовыми стоками.

Как следует из материалов дела <данные изъяты>, ранее Сланцевской городской прокуратурой также проводились проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на объектах Гостицкого сельского поселения, в том числе состояния канализационных очистных сооружений в д. Гостицы, по результатам которых в адрес администрации этого поселения вносились представления и предписания об устранении этих же нарушений законодательства.

Однако никаких мер по результатам их рассмотрения администрацией не предпринималось.

Поэтому Сланцевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц вышел в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Установлено, что очистные сооружения, расположенные в деревне Гостицы Сланцевского района Ленинградской области, на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу <данные изъяты> переданы в муниципальную собственность администрации Гостицкого сельского поселения <данные изъяты>

Это также подтверждается копиями перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность Гостицкого сельского поселения, акта обследования технического состояния очистных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Не доверять этим доказательствам у суда оснований не имеется, они ничем не опровергнуты и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу части 6 статьи 60 названного Кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В пункте 4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» определено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ-100 мл менее и равных 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл менее или равных 500 и числа колифагов БОЕ/100 менее или равных 100.

Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством (п. 1.3).

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что несоответствующая очистка по микробиологическим показателям сбрасываемых с канализационных очистных сооружений, расположенных в дер. Гостицы Сланцевского района Ленинградской области, сточных вод в реку Плюсса нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренную ст. 42 Конституции РФ, создает угрозу инфекционных заболеваний населения.

Оценивая представленные прокурором доказательства, принимая во внимание выше приведенные правовые нормы, учитывая, что ответчик признает иск, суд находит иск Сланцевского городского прокурора, законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Сланцевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Гостицкое сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области привести канализационные очистные сооружения, расположенные в дер. Гостицы Сланцевского района Ленинградской области в соответствие с санитарными нормами путем реконструкции сооружений в срок до 01 ноября 2011 года.

На решение может быть подана жалоба, прокурором – представление в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд.

Председательствующий судья Н.А. Дорошенко