Решение № 2-537 от 04.10.2010 года.



<данные изъяты>Дело № 2-537 04 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Н.А.,

при секретаре Буланчиковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области об обжаловании решения и действия органа государственного контроля (надзора) территориального отдела Государственного пожарного надзора Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области,

у с т а н о в и л:

Заявитель администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (далее – администрация Сланцевского муниципального района) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ №, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и предписания по устранению нарушения требований в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ №.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено Главное управление МЧС России по Ленинградской области, чьим структурным подразделением является территориальный отдел Государственного пожарного надзора Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области.

В судебном заседании представитель администрации Сланцевского муниципального района Лебедева Г.В., действующая на основании доверенности, в поддержание заявления пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки администрации в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступили акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в области гражданской обороны и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. С указанными документами администрация не согласна, считает их незаконными. Так, согласно акту проверки и предписанию в администрации Сланцевского муниципального района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась внеплановая выездная проверка, основанием проведения которой явилось распоряжение начальника территориального отдела ГПН Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонова С.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из этого распоряжения проверка проводилась с целью контроля исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. Предписание № было выдано по результатам якобы проведенной плановой выездной проверки в период с 12 по ДД.ММ.ГГГГ. Организация и проведение плановой проверки регулируются ст. 9 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателе при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно пунктам 2 и 3 указанной статьи плановые проверки должны проводится не чаще чем один раз в три года и на основании ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, которые подлежат размещению на официальном сайте Генеральной прокуратуры в сети «Интернет». Сводный план проведения плановых проверок на 2010 год по Управлению ГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области на сайте прокуратуры не содержит сведений о проверке в текущем году администрации Сланцевского муниципального района в части исполнения требований законодательства в области гражданской обороны. Согласно части 1 и пункту 1 части 2 статьи 20 названного Закона отсутствие оснований для проведения плановой проверки является грубым нарушением требований, установленных этим Законом, и, следовательно, результаты проверки, проведенной органом государственного надзора (контроля) не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Поэтому выданное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны не нуждается в исполнении и тем более, исходя из части 2 статьи 10 Федерального закона № 294, не является основанием для последующего его контроля и принятия распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки.

Кроме того, представитель администрации Лебедева Г.В. указала, что в акте проверки № в нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона отсутствует подпись и данные о лице, которому должна была быть вручена заверенная копия распоряжения о проверке, сделана запись об отсутствии в администрации Сланцевского муниципального района журнала учета проверок юридического лица, что не соответствует действительности, такой журнал имеется, отсутствуют сведения об ознакомлении с актом проверки руководителя или иного лица администрации муниципального района, а также о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке. Данные о лице, присутствовавшем при проверке (Камышеве В.Н., заместителе главы администрации) не соответствуют действительности, так как никакой проверки в течение 20 рабочих дней в администрации не проводилось, а на день составления акта проверки Камышев В.Н. находился в командировке. В предписании № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о дате, должности, фамилии и инициалах лица, которому было вручено предписание.

Представитель Главного управления МЧС России по Ленинградской области, временно исполняющий обязанности начальника территориального отдела ГПН Сланцевского района Рябухин Е.Е., действующий по доверенности, требования не признал, просил в их удовлетворении отказать и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ начальником УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Лузиным В.В. было выдано распоряжение о проведении плановой проверки в области гражданской обороны в администрации МО Сланцевский муниципальный район за №, в этом распоряжении уполномоченным на проведение проверки был указан Симонов С.Н.. По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки № и предписание, в котором было отмечено 26 нарушений требований законодательства в области гражданской обороны и установлен срок их устранения до ДД.ММ.ГГГГ, также был составлен протокол об административном правонарушении. Для получения акта, предписания и протокола в территориальный отдел был вызван глава администрации Кузьмин С.Н., однако он не явился, тогда документы были направлены в администрацию по почте. Журнала проверки в администрации не имелось, он появился недавно. ДД.ММ.ГГГГ начальником ТО Симоновым С.Н. на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в администрации по контролю исполнения предписания №, по результатам проверки было установлено, что ни одно нарушение, отмеченное в этом предписание, не устранено. Для получения документов по результатам внеплановой проверки представитель администрации в отдел не прибыл, документы в администрацию были направлены по почте.

Представитель государственного органа Рябухин Е.Е. просит отказать в удовлетворении заявления, указав, что все проверки в указанные сроки были осуществлены на основании закона, все требования в предписании основаны на действующем законодательстве.

Выслушав объяснения представителя заявителя Лебедевой Г.В., представителя государственного органа и его структурного подразделения Рябухина Е.Е., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.

В соответствии с ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Сланцевского муниципального района поступило распоряжение начальника ТО ГПН Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области Симонова С.Н. о проведении внеплановой, выездной проверки указанной администрации в области гражданской обороны в период ДД.ММ.ГГГГ, затем по результатам проверки был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором были отражены выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований законодательства о гражданской обороне в количестве 26 и было выдано предписание с тем же номером и от той же даты по устранению выявленных нарушений требований в области гражданской обороны в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ данные документы поступили в администрацию Сланцевского муниципального района.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей заявителя и органа государственного надзора, материалами дела <данные изъяты>

В преамбуле Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» (далее Закон № 28-ФЗ) говорится, что этот Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно статье 1 этого Закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 4 определено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства, подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 8 Закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны; поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Статья 18 (п. 3) названного Закона предусматривает, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 13 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Отсюда следует, что Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальные органы – региональные центры, их структурные подразделения имеют право осуществлять надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Приказом МЧС РФ № 66 от 16.02.2009 г. утвержден Административный регламент по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (далее – Административный регламент).

В пункте 3.1.3 Административного регламента указано, что начальники (руководители) структурных подразделений органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации), их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, уполномочены осуществлять надзор в области гражданской обороны от имени этих органов.

Согласно приказу № 341 от 25 сентября 2009 года «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления МЧС России по Ленинградской области, уполномоченных осуществлять государственный надзор и составлять протоколы об административных правонарушениях в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинградской области» начальник территориального отдела ГПН Сланцевского района Ленинградской области Симонов С.Н. имеет право осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны.

Таким образом, начальник ТО ГПН Сланцевского района Симонов С.Н. был полномочен выносить распоряжение о проведении внеплановой проверки в администрации Сланцевского муниципального района и проводить указанную проверку с составлением соответствующих документов по ее результатам (акта проверки и предписания в случае выявления нарушений).

При осуществлении контроля (надзора) должностное лицо государственного органа должно соблюдать требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В статье 10 названного Закона предусмотрены основания проведения внеплановой проверки и порядок ее проведения.

Согласно статье 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям Закон относит, в том числе нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки).

Как видно из распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении администрации Сланцевского муниципального района внеплановая проверка проводилась с целью контроля исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

Такое основание для проведения внеплановой проверки предусмотрено в подпункте 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Доводы представителя администрации Сланцевского муниципального района о том, что плановая проверка была проведена с грубым нарушением этого Закона, в отсутствии оснований для ее проведения, нельзя признать обоснованными.

Так, представитель администрации утверждал, что в нарушение требований части 2 и 3 статьи 9 названного Закона плановая проверка в администрации не была включена в сводный план проведения плановых проверок на 2010 год по Управлению ГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области.

Однако, данное утверждение опровергается, представленным в материалы дела планом проведения таких мероприятий на 2010 год, размещенным на сайте ГУ МЧС по Ленинградской области в сети «Интернет», из которого следует, что в пункте 73 плана проведения проверок в области гражданской обороны значится администрация Сланцевского муниципального района. При этом неправильно указанный адрес этого органа не свидетельствует о нарушении части 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, выданное администрации Сланцевского муниципального района по результатам плановой проверки предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, ею в установленном порядке не обжаловано, не заявлялись требования о признании его незаконным и в настоящем деле.

Ссылка представителя администрации на то, что отсутствуют подпись и данные о лице, которому должна быть вручена заверенная копия распоряжения о проверке, необоснованна, поскольку такие данные имеются, что подтверждено материалами дела <данные изъяты>

Отсутствие сведений об ознакомлении с актом проверки руководителя или иного лица администрации, и тех же сведений в предписании, не может быть положено в основу признания акта проверки и предписания незаконными, поскольку из объяснений представителя администрации, копии сообщения о направлении этих документов в администрацию <данные изъяты> следует, что указанные документы были переданы в администрацию и получены должностным лицом этого органа.

Представленные в дело приказ о направлении работника администрации Камышева В.Н. в командировку, не подтверждает достоверно его отсутствие в период проведения проверки на работе, поскольку доказательств его выезда (проездных документов, отметок в командировочном удостоверении о прибытии и выбытии из города, куда он направлялся) суду не представлено. Поэтому согласиться с доводами представителя администрации о том, что данные о лице, присутствовавшем при проверке, не соответствуют действительности, суд не может.

Таким образом, оценивая представленные в судебное заседание представителем государственного надзорного органа доказательства в обоснование законности оспариваемых решений и действий, суд приходит к выводу, что проведение внеплановой проверки, находилось в компетенции должностного лица, проводившего проверку и издавшего распоряжение о проведении этой проверки, осуществлялось в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ и Административного регламента, установленный порядок проведения такой проверки нарушен не был, содержание оспариваемых администрацией распоряжения, акта проверки и предписания соответствует требованиям этих нормативных актов.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Администрация Сланцевского муниципального района, оспаривая законность распоряжения о проведении проверки и принятых по результатам ее проведения акта и предписания, при этом даже не указала ни в заявлении, ни в судебном заседании, что этими действиями и решениями нарушены права администрации или на нее незаконно возложена какая-либо обязанность, или администрация незаконно привлечена к ответственности. Наоборот, в судебном заседании представитель администрации Сланцевского муниципального района указывала, что перечисленные в предписании в 26 пунктах требования в области гражданской обороны находятся в компетенции администрации.

При этом следует обратить внимание на то, что по результатам проведения в марте 2010 года в администрации Сланцевского муниципального района плановой проверки было выдано предписание об устранении тех же нарушений установленных требований в области гражданской обороны, однако, как уже отмечалось ранее, данное предписание администрацией Сланцевского муниципального района не оспаривалось в установленном порядке.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено, что оспариваемые администрацией Сланцевского муниципального района распоряжение о внеплановой проверке, вынесенные по результатам ее проведения акт и предписание об устранений нарушений требований законодательства в области гражданской обороны не соответствуют закону, а также нарушают права заявителя или незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, суд не может признать заявление администрации Сланцевского муниципального района обоснованным и удовлетворить его.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 257-258, 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области отказать в удовлетворении заявления об обжаловании решения и действия органа государственного контроля (надзора) территориального отдела Государственного пожарного надзора Сланцевского района УГПН ГУ МЧС России по Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий Н.А. Дорошенко