Дело № 2-427/2010 08 ноября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Н.А.
с участием прокурора Лубенец Н.Ю.
при секретаре Буланчиковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида (далее – МДОУ «Сланцевский детский сад № 1»), администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (далее – администрация Сланцевского муниципального района), муниципальному учреждению здравоохранения Сланцевская центральная районная больница (далее – МУЗ Сланцевская ЦРБ) об обязании оборудовать помещение для работы медицинских работников в учреждении в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и пожарной безопасности и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,
у с т а н о в и л:
Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав несовершеннолетних воспитанников МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» к ответчикам муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Сланцевский детский сад № 1», администрации Сланцевского муниципального района Ленинградской области, МУЗ Сланцевская ЦРБ об обязании оборудовать помещение для работы медицинских работников в учреждении в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и пожарной безопасности, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, пер. Почтовый, д. 5А.
10 сентября 2010 года Сланцевский городской прокурор свои требования дополнил, предъявив иск также к Совету депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, и окончательно просил: обязать Совет депутатов Сланцевского муниципального района, администрацию Сланцевского муниципального района в срок не позднее 1 февраля 2011 года выделить денежные средства МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» необходимые для обеспечения наличия помещения изолятора, проведения ремонта медицинского кабинета, приобретения и установки резервного источника горячего водоснабжения – электроводонагревателя, приобретения в медицинский кабинет кушетки и двух медицинских столиков; обязать МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» в срок до 1 апреля 2011 года привести медицинский блок в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, обеспечив наличие помещения изолятора в составе медицинского блока, в помещение медицинского кабинета приобрести и установить резервный источник горячего водоснабжения – электроводонагреватель, в помещении медицинского кабинета выполнить отделку раковины глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны, в помещение медицинского кабинета приобрести кушетку и два медицинских столика; обязать МУЗ «Сланцевская ЦРБ» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, пер. Почтовый, д. 5А.
Прокурор Лубенец Н.Ю. в судебном заседании просила удовлетворить эти требования и пояснила, что при проведении проверки соблюдения действующего законодательства о лицензировании медицинской деятельности дошкольными и школьными образовательными учреждениями в МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» было установлено, что в учреждении имеется медицинский кабинет, однако лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует. В силу пункта 96 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Таким образом, федеральным законодательством закреплено требование об обязательном лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которое продиктовано, в том числе необходимостью соблюдения санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних. Дошкольные учреждения относятся к образовательным учреждениям и в силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» обязаны создавать условия, гарантирующие охрану, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Проведенная прокуратурой проверка показала, что МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» оказываются медицинские услуги воспитанникам в нарушение требований законодательства о лицензировании, а также в условиях, не соответствующих установленным санитарным нормам. Медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется медицинской сестрой МУЗ «Сланцевская ЦРБ», но это учреждение не имеет лицензии на оказание медицинской помощи воспитанникам МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» по адресу: г. Сланцы, пер. Почтовый, д. 5А. Согласно ответу заместителя начальника ТОУ Роспотребнадзора по Ленинградской области в Сланцевском районе от ДД.ММ.ГГГГ указанное образовательное учреждение за получением санитарно-эпидемиологического заключения на медицинскую деятельность с целью лицензирования медицинского кабинета к ним не обращалось.
Учредителем учреждения является муниципальное образование Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице комитета образования администрации МО Сланцевский муниципальный район. Соответственно собственником имущества этого учреждения является данное муниципальное образование. В силу ст. 210 ГК РФ органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных учреждению зданий и помещений. Отсюда следует, что законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений учреждений в ходе осуществления ими уставной деятельности. На момент проверки медицинский кабинет МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» не в полной мере соответствовал требованиям законодательства о лицензировании медицинской деятельности. В настоящее время администрацией образовательного учреждения спланирована и проводится целенаправленная работа по приведению помещения медицинского кабинета в соответствие с требованиями санитарных правил и норм, предъявляемых к медицинским кабинетам, по приобретению медицинского оборудования. Поскольку данные работы являются достаточно финансово-затратными, а в настоящее время отсутствует возможность осуществления в полной мере ремонтных работ и приобретения недостающего медицинского оборудования, необходимо включение средств на эти цели в бюджет образовательного учреждения на 2011 год. Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Кингисеппском районе» № от ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» медицинская деятельность: доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу, не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно: в составе медицинского блока отсутствует помещение изолятора, в помещении медицинского кабинета отсутствует резервный источник горячего водоснабжения – электроводонагреватель, не выполнена отделка раковины глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны, медицинский кабинет не полностью укомплектован медицинским оборудованием: кушеткой, двумя медицинскими столиками.
Представитель ответчика МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» - заведующая этого учреждения Титова Н.А. иск признала и пояснила, что по проекту комплексного капитального ремонта от 1982 года в детском саду за счет уменьшения помещения группы в 1990 году появился медицинский пункт площадью 15,2 кв.м, который существует и в настоящее время. В случае необходимости создания в медицинском блоке изолятора, они могут путем перегородки в медицинском кабинете обеспечить его наличие, но при этом площадь медицинского кабинета будет на 0,8 кв. м меньше установленной санитарными нормами. При этом они не знают, будет ли в этом случае им дано экспертное заключение о соответствии медицинского блока санитарным нормам и правилам. Кроме того, предварительно их заявка на выделение денежных средств из местного бюджета в 2011 году на оснащение медицинского кабинета удовлетворена.
Представитель ответчика МУЗ «Сланцевская ЦРБ» Шарендо Е.В., действующая по доверенности, с требованиями, заявленными к ним, согласилась и пояснила, что после того, как будет оборудовано помещение, устранены все нарушения, они заключат договоры, а потом обратятся за получением лицензии.
Представитель ответчика администрации МО Сланцевский муниципальный район и Совета депутатов Сланцевского муниципального района Станкевич Н.Л., действующая на основании доверенностей, по заявлению возражений не имела и пояснила, что в настоящее время идет формирование проекта бюджета муниципального образования на следующий год. Заявка МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» на выделение денежных средств для устранения нарушений, выявленных при обследовании помещений медицинского назначения в этом дошкольном учреждении, поступила, рассмотрена, и в проект бюджета на 2011 года на эти цели предварительно заложена запрашиваемая учреждением сумма. Совет депутатов муниципального образования будет рассматривать вопросы утверждения бюджета на 2011 год в ноябре и декабре 2010 года.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по доверенности Шихалева О.С. с иском прокурора согласилась, просила его удовлетворить.
Представители третьих лиц комитета образования администрации МО Сланцевский муниципальный район, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили <данные изъяты>
Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся, в том числе обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 32 названного Закона определено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных средств.
Статья 51 Закона РФ «Об образовании» возлагает на образовательное учреждение обязанность создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В силу ст. 15 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинская деятельность осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
На основании пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее – работы (услуги).
Из пункта 3 порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), стационарной, скорой, скорой специализированной, высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 325, следует, что работы (услуги) по сестринскому делу в педиатрии являются медицинской деятельностью и выполняются на основании лицензии.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Кингисеппском районе» от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в МДОУ «Сланцевский детский дом № 1» помещение и оборудование медицинского кабинета не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (пунктам 2.2.22, 2.7.6., 2.11.2), а именно: в составе медицинского блока отсутствует помещение изолятора, в помещении медицинского кабинета отсутствует резервный источник горячего водоснабжения – электроводонагреватель, медицинский кабинет не укомплектован медицинским оборудованием: кушеткой, двумя медицинскими столиками, кроме того, в нарушение п. 4.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в помещении медицинского кабинета не выполнена отделка раковины глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.
Согласно п. 1.14 Устава МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» медицинское обслуживание в учреждении обеспечивается органами здравоохранения, медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, установлено, что у ответчика МУЗ Сланцевская ЦРБ отсутствует лицензия на оказание медицинских услуг по месту нахождения МДОУ «Сланцевский детский сад № 1», в то время как медицинские услуги оказывались.
Кроме того, имеющийся в МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» медицинский кабинет не соответствует установленным законодательством требованиям.
В пункте 6.18 Устава МДОУ «Сланцевский детский сад № 1» определено, что в части расходов на содержание зданий, расходных материалов и хозяйственных нужд – финансирование осуществляется по нормам и нормативам, утверждаемым органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6.23 Устава деятельность учреждения финансируется комитетом финансов Сланцевского муниципального района Ленинградской области в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий финансовый год. Финансирование учреждения осуществляется из бюджета муниципального образования в соответствии со сметой и местными нормативами финансирования, определяемыми в расчете на одного воспитанника.
Согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение местного бюджета муниципального образования относится к исключительным полномочиям представительного органа муниципального образования.
При таких обстоятельствах, исковые требования Сланцевского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Иск Сланцевского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Совет депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, администрацию муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в срок не позднее 01 февраля 2011 года выделить денежные средства МДОУ «Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида», необходимые для обеспечения наличия помещения изолятора, проведения ремонта медицинского кабинета, приобретения и установки резервного источника горячего водоснабжения – электроводонагревателя, приобретения в медицинский кабинет кушетки и двух медицинских столиков.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида» в срок до 01 апреля 2011 года привести медицинский блок в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии: обеспечить наличие помещения изолятора в составе медицинского блока, в помещение медицинского кабинета приобрести и установить резервный источник горячего водоснабжения – электроводонагреватель, в помещении медицинского кабинета выполнить отделку раковины глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны, в помещение медицинского кабинета приобрести кушетку и два медицинских столика.
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения Сланцевская центральная районная больница получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида», расположенном по адресу Ленинградская область, г. Сланцы, пер. Почтовый, д. 5а.
На решение может быть подана жалоба, прокурором – представление в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд.
Председательствующий Н.А. Дорошенко