Отметка об исполнении решения _______________________________________________
Дело № 2-339/2011 06 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и иСланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Давидович Н.А.,
при секретаре Елопашевой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пархоменко Александра Геннадьевича об оспаривании бездействия Федеральной службы по тарифам
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Пархоменко А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России), в котором просил признать незаконным бездействие ФСТ России, выразившееся в не рассмотрении его заявления от 5 ноября 2010 года и в не направлении по его адресу мотивированного письменного ответа о результатах рассмотрения данного заявления, обязать ФСТ России в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть его заявление от 5 ноября 2010 года и направить письменный ответ о результатах рассмотрения данного заявления.
31 декабря 2010 года Пархоменко А.Г. представил в суд заявление об изменении своих требований и просил признать незаконным бездействие ФСТ России, выразившееся в не соблюдении установленного законом срока направления в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области его заявления от 5 ноября 2010 года, поступившего в ФСТ России 13 ноября 2010 года.
Пархоменко А.Г. отказался от первоначальных требований по заявлению о признании незаконным бездействия ФСТ России, выразившегося в не рассмотрении его заявления от 5 ноября 2010 года и в не направлении по его почтовому адресу мотивированного письменного ответа о результатах рассмотрения данного заявления, обязании ФСТ России в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть его заявление от 5 ноября 2010 года и направить письменный ответ о результатах рассмотрения данного заявления.
На основании определения суда от 12 января 2011 года гражданское дело в части этих требований производством прекращено.
Решением суда от 12 января 2011 года заявление Пархоменко А.Г. было удовлетворено, признано незаконным бездействие ФСТ, выразившееся в не соблюдении установленного законом срока направления в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области заявления Пархоменко А.Г. от 05 ноября 2010 года, и взыскано с ФСТ в пользу Пархоменко А.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24 февраля 2011 года решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 12 января 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
В судебном заседании Пархоменко А.Г. уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие ФСТ России, выразившееся в несоблюдении установленного законом срока направления в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области копии его заявления от 05 ноября 2010 года согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» и пояснил, что было нарушено его право на обращение в государственный орган, предусмотренное ст. 33 Конституции РФ, которое конкретизировано в ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05. 2006 года № 59-ФЗ, где указано, что в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. ФСТ России это требование Закона не исполнило, поскольку его обращение было направлено ФСТ России в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области только 14 декабря 2010 года. Так же просил взыскать с ФСТ расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.
Заинтересованное лицо Федеральная служба по тарифам России –интересы представлял Бальжиров Б.В., заявленные требования не признал, считает их незаконными и необоснованными, и пояснил, что действительно в ФСТ поступило заявление Пархоменко А.Г. 13 ноября 2010 года. Данное обращение являлось затруднительным для понимания, поэтому они дали ему письменные разъяснения в пределах компетенции Службы, и направили ему ответ в предусмотренный 30-дневный срок 14 декабря 2010 года. Одновременно, для подстраховки они направили данное заявление Пархоменко в Лен РТК для того, чтобы они провели проверку по заявлению Пархоменко А.Г., о чем уведомили и Пархоменко. Направить копию заявления Пархоменко А.Г. в Лен РТК это было право ФСТ, а не обязанность, поскольку с достоверностью они не знали, входит ли в компетенцию Лен РТК те вопросы, которые ставил в своем заявлении Пархоменко А.Г. Прежде чем направлять письменные обращения сам заявитель в силу ч.1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» должен был разобраться в какой государственный орган ему обращаться с теми или иными вопросами, а из его заявления это было не понятно. Поэтому ФСТ сами попытались в этом разобраться, дали Пархоменко свои разъяснения в установленный законодательством срок. Рассмотрев данное заявление, решили дополнительно его заявление направить в Лен РТК, так как до конца было непонятно в чью компетенцию входит разрешение тех вопросов, которые были указаны Пархоменко А.Г. Считает, что никакого незаконного бездействия со стороны ФСТ не было.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.
Установлено, что Пархоменко А.Г. 5 ноября 2010 года направил в Федеральную службу по тарифам заказным письмом заявление с просьбой провести проверку по вопросу установления и применения тарифов на тепловую энергию в г. Сланцы и по результатам проведенной проверки направить органу местного самоуправления обязательное для исполнения предписание.
Из представленного заявителем результата поиска на сайте Почты России по почтовому идентификатору даты доставки этого почтового отправления в ФСТ России следует, что заявление Пархоменко А.Г. поступило в этот государственный орган 13 ноября 2010 года.
Данный факт в судебном заседании подтвержден и представителем ФСТ.
Согласно пояснениям Пархоменко А.Г. о том, что его письмо 14 декабря 2010 года было направлено на рассмотрение в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, ему стало известно из телефонного разговора с сотрудником ФСТ России ФИО1, состоявшегося 29 декабря 2010 года.
Не доверять этим пояснениям у суда оснований не имеется, тем более, что в материалах дела имеется письмо ФСТ России от 14 декабря 2010 года, адресованное заявителю, в котором сообщается о направлении заявления Пархоменко А.Г. на рассмотрение в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, при этом дата направления не указана.
Статья 33 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции РФ гражданин имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.
В Определении Конституционного Суда РФ от 25.01. 2005 года № 42-О говорится, что указанные права, по смыслу Конституции Российской Федерации, требуют рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подавать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение ответ.
В части 4 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Отсюда следует, что граждане не только имеют право получать ответ на свое обращение в государственный орган, но и получать его в установленные Законом сроки.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что при рассмотрении заявления Пархоменко А.Г. от 05.11.2010 года Федеральной службой по тарифам допущено нарушение требований ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, а именно: копия заявления Пархоменко А.Г. в семидневный срок со дня регистрации не была направлена в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, а только заявление было перенаправлено в государственный орган-Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Лен РТК), в чьей компетенции находится решение некоторых вопросов, поставленных в обращении, через месяц после даты поступления заявления Пархоменко А.Г. в ФСТ России.
Доводы представителя ФСТ о том, что заявление Пархоменко А.Г. являлось затруднительным для понимания, поэтому им было не понятно в какой государственный орган направить его обращение, поэтому они дали ему разъяснения по некоторым вопросам в пределах компетенции Службы, и только для подстраховки они направили его заявление в Лен РТК, хотя это их право, а не обязанность, опровергается самим ответом ФСТ Пархоменко А.Г. от 14 декабря 2010 года, в котором четко заявителю сообщается о том, что в отсутствие закона субъекта РФ, наделяющего полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию органы местного самоуправления, установление тарифов на тепловую энергию отнесено к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ, осуществляют контроль за применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в части правильности применения этих цен (тарифов). Органы регулирования субъектов РФ вправе выдавать органам регулирования муниципальных образований предписания об устранении нарушений действующего законодательства при подтверждении факта нарушения действующего законодательства органами регулирования муниципальных образований. В связи с этим ФСТ направила обращение на рассмотрение в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Лен РТК).
Из данного ответа видно, что после регистрации заявления Пархоменко А.Г., поступившего в ФСТ, копия данного заявления не была направлена в семидневный срок в соответствующий государственный орган в соответствии со ст. 8 ч.4 ФЗ №59-ФЗ, а спустя месяц само заявление было отправлено в Лен РТК.
Все это указывает на то, что со стороны ФСТ России имело место бездействие, выразившееся в несвоевременном направлении заявления Пархоменко А.Г. в соответствующий государственный орган, что повлекло нарушение прав заявителя, предусмотренных ст. 33 Конституции РФ, ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление Пархоменко А.Г о признании незаконным бездействия Федеральной службы по тарифам, выразившегося в не соблюдении установленного законом срока направления в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области копии заявления Пархоменко А.Г. от 5 ноября 2010 года, поступившего в ФСТ России 13 ноября 2010 года, подлежит удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому подлежит удовлетворению требование Пархоменко А.Г. о взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, которые подтверждены материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 257 – 258, 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам, выразившееся в несоблюдении установленного законом срока направления в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области копии заявления Пархоменко Александра Геннадьевича от 05 ноября 2010 года.
Взыскать с Федеральной службы по тарифам в пользу Пархоменко Александра Геннадьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.А.Давидович