Решение № 2-283 от 16.02.2011 г.



Отметка об исполнении решения _______________________________________________

____________________________________________________________________________

Дело № 2-283/2011 16 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской ФедерацииСланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Давидович Н.А.,

с участием прокурора Федоровой Е.Л.,

при секретаре Елопашевой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александрова Алексея Васильевича об отмене решения территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района о регистрации кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения Лиховидова В.В.

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Александров А.В. обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района о регистрации кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения Лиховидова В.В.

В судебном заседании Александров А.В. уточнил требования, просил признать решение территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 25 от 04 февраля 2011 года о регистрации Лиховидова В.В. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение незаконным и отменить его, пояснив, что он присутствовал 04 февраля 2011 года на заседании ТИК, где было принято решение о регистрации кандидатов в депутаты на дополнительные выборы депутата совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области по одномандатному избирательному округу № 9, которые состоятся 13 марта 2011 года. За каждого кандидата члены комиссии голосовали отдельно. Секретарь комиссии Комарова держала документы в руках и никто из членов комиссии не попросил ознакомиться с документами лично, и соответственно голосовали с ее слов. Лично к нему председателем ТИК Авдошовой С.А. были предъявлены претензии по представленным в комиссию документам. 02 февраля 2011 года он выполнил все требования, уведомил комиссию, поэтому претензии председателя комиссии к его документам были сняты. В связи с тем, что требования ТИК при сдаче документов строгие, то он засомневался в том, что остальные кандидаты представили свои документы без нарушения избирательного законодательства. Поскольку он сам не является юристом, поэтому попросил посмотреть документы других кандидатов в депутаты юриста местного отделения партии «Единая Россия», которая его выдвигала, члена ТИК Суровцева К.В., что Суровцев и сделал по его просьбе 06 февраля 2011 года. В тот же день Суровцев ему позвонил и сказал, что просматривая документы других кандидатов, в документах у двоих нашел ошибки. У кандидата Лиховидова В.В. была найдена грубая ошибка, при которой избирательная комиссия не имела права провести его регистрацию, а именно: нарушение формы подписного листа. У второго кандидата от КПРФ Антиповой были выявлены мелкие ошибки в выписке из протокола конференции, которые не могли повлечь за собой отказ в ее регистрации. Во всех подписных листах, сданных в ТИК кандидатом в депутаты Лиховидовым В.В. им указаны сведения о том, что он является помощником депутата Сланцевского городского поселения и о том, что подписные листы оплачены из средств избирательного округа кандидата в депутаты Лиховидова. В соответствии с Федеральным законом РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом, в данном случае законом Ленинградской области № 113-оз «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 13 октября 2006 года. В данном случае Лиховидовым форма подписного листа не соблюдена, форма расширена внесением данных сведений, то есть подписные листы не соответствовали установленной законом форме и носили явно агитационный характер, что противоречит законодательству. Поскольку кандидатом в депутаты Лиховидовым В.В. в ТИК были представлены подписные листы, оформленные с нарушением требований действующего избирательного законодательства, то решение о его регистрации в качестве кандидата в депутаты незаконно и подлежит отмене. Данное решение нарушает его права, поскольку ставит в неравное положение кандидатов.

Представитель заявителя Александрова А.В., действующий на основании доверенности Суровцев К.В. поддержал заявленные требования, и пояснил, что он является членом ТИК, и выявив то, что подписные листы кандидата в депутаты Лиховидова не соответствуют по форме, которая установлена законом, обратился к председателю ТИК Авдошовой С.А. об отмене решения № 25 от 04 февраля 2011 года о регистрации Лиховидова кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение, поскольку если в другие документы закон разрешает вносить уточнения или изменения, то в подписные листы запрещено. На что получил отказ. Согласно п. 5 ст. 19 Областного закона Ленинградской области № 113-оз «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» от 13 октября 2006 года подписные листы изготавливаются в соответствии с формами согласно Приложениям 3 и 4 к данному областному закону. ТИК в соответствии с п. 10 ст. 19 областного закона № 113-оз проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов. Согласно ст. 38 п. 24 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований отказа в регистрации кандидата в депутаты является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего ФЗ, иного закона. Поскольку ТИК в нарушение действующего избирательного законодательства приняла решение о регистрации Лиховидова кандидатом в депутаты, то такое решение незаконно и подлежит отмене.

Заинтересованное лицо - Территориальная избирательная комиссия (с полномочиями окружной) Сланцевского муниципального района Ленинградской области, интересы которой представляла председатель ТИК Авдошова С.А., заявленные требования не признала и пояснила, что решение о регистрации кандидата в депутаты Лиховидова В.В. принято в соответствии с действующим законодательством. Целью сбора подписей является поддержка кандидата и главным в подписных листах является достоверность подписей. Заведомо ложных сведений кандидат не представлял. Форма подписного листа установлена Областным законом № 113-оз. Нарушать данную форму запрещено. Действительно Лиховидов указал в подписных листах сведения о том, что он является помощником депутата совета депутатов Сланцевское городское поселение, и представил в ТИК соответствующий документ. Данные сведения рабочая группа отнесла к роду занятий кандидата в депутаты, о чем имеется соответствующая графа в форме подписных листов. Указание в подписных листах сведений об изготовлении листов на оргтехнике кандидата и за счет средств избирательного фонда кандидата Лиховидова не противоречит п. 5 ст. 19 Областного закона № 113-оз, где указано, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата. Однако, данные сведения кандидат должен представить после проведения выборов. То, что он указал данные сведения в подписном листе является конечно нарушением, поскольку форма подписного листа не может быть расширена никакими сведениями, которые не указаны в форме, но рабочая группа не указала на данные нарушения. ТИК не сочла, что это существенное нарушение формы подписного листа, а также действующего избирательного законодательства, хотя в полномочия ТИК не входит определять существенное нарушение или нет. ТИК вышла за пределы своих полномочий. Считает, что нарушение по форме подписного листа имеется, но данное нарушение не существенное, поэтому ТИК приняла решение о регистрации Лиховидова кандидатом в депутаты. Данное решение является законным.

Заинтересованное лицо - Лиховидов В.В., заявленные требования не признал и пояснил, что 04 февраля 2011 года на заседании ТИК Сланцевского муниципального района Ленинградской области он был зарегистрирован кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области по одномандатному избирательному округу № 9 на основании собранных в его поддержку подписей избирателей. При проверке подписных листов со стороны рабочей группы, нарушений не выявлено, что подтверждается протоколом заседания рабочей группы от 01 февраля 2011 года. При принятии решения о его регистрации кандидатом в депутаты решение было принято единогласно на заседании ТИК, на котором также присутствовал член ТИК Суровцев К.В. На данном заседании ТИК Суровцев К.В. без возражений голосовал за его регистрацию как кандидата, на повестку дня вопроса об отказе в его регистрации не выносил, на ошибку в подписных листах не указал. В соответствии с п.11 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов ТИК обязана была не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, известить об этом кандидата. Однако, данное требование закона в отношении него выполнено не было, что свидетельствует о законности всех его действий как кандидата в депутаты. То, что Суровцев поменял свою позицию, встал на сторону кандидата Александрова, свидетельствует о факте раскола ТИК. Суровцев в судебном заседании представляя интересы Александрова по доверенности, одновременно является членом ТИК, хотя должен иметь не предвзятое отношение к каждому кандидату. На основании п. 5 ст. 19 закона Ленинградской области № 113-оз, при изготовлении подписных листов, форма подписного листа не изменена, а имеют место дополнительные сведения в содержании подписного листа, которые не имеют под собой оснований для признания подписного листа недействительным. Законодатель не определил место выходных данных о изготовлении подписных листов за счет избирательного фонда кандидата. Он как кандидат, в выходных данных подписного листа не имел умысла изменять форму подписного листа, и тем самым повлиять на волю избирателей. То, что он указал, что он является помощником депутата Сланцевского городского поселения, считает, что это он указал род занятий, что не запрещено указывать в подписном листе.

Суд, выслушав объяснения заявителя, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Федоровой Е.Л., полагавшей, что заявленные требования Александрова законные, обоснованные и подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдумов, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, избиратели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 1 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

04 февраля 2011 года на заседании территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной) Сланцевского муниципального района Ленинградской области было принято решение № 25 о регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 9 Лиховидова В.В. на дополнительные выборы депутата совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, которые состоятся 13 марта 2011 года

Кандидат в депутаты Александров А.В. 11 февраля 2011 года обратился в суд с заявлением о признании данного решения ТИК недействительным и отменить его.

То есть, срок подачи заявления в суд соблюден.

В статье 33 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (ред. От 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указаны условия выдвижения кандидата с указанием какие документы обязан предоставить кандидат в избирательную комиссию.

Согласно ст. 34 данного закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.

То есть, помимо тех документов, которые указаны в ст. 34 Закона, данный кандидат должен предоставить в ТИК подписные листы.

Подписной лист-документ, составленный в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов с целью их последующей регистрации либо с целью поддержки инициативы проведения референдума.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

Согласно ст. 37 п. 8 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом, под которым в силу ст. 1 Федерального закона № 67 –ФЗ понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ.

Согласно ст. 19 п.5 Областного закона Ленинградской области от 13 октября 2006 года №113-оз (ред. От 08.05.2009) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» подписные листы изготавливаются в соответствии с формами согласно приложениям 3 и 4 к настоящему областному закону за счет средств избирательного фонда кандидата.

Поскольку предусмотренные формы подписных листов являются приложением к Областному закону, они являются его неотъемлемой частью.

Нормы Областного закона носят императивный характер, устанавливают исчерпывающий перечень сведений о кандидате, которые должны содержаться в подписных листах, и альтернативных положений не содержат.

Как пояснил Лиховидов В.В. форму подписного листа он не нарушил, форма подписного листа им напечатана в соответствии с Приложением № 3 к областному закону № 113-оз. То, что он указал в подписном листе место своей работы, а также указал, что он одновременно является помощником депутата Сланцевского городского поселения, не считает это нарушением, поскольку в подписном листе должно быть указано и место работы и род занятий, и считает, что помощник депутата это его род занятий. Так же то, что он внизу подписного листа сделал ремарку о том, где и когда изготовлены подписные листы, что расходные материалы оплачены из избирательного фонда кандидата в депутаты Лиховидова и подписные листы напечатаны на его личной оргтехнике не является нарушением формы подписного листа, поскольку в ст. 19 п. 5 Областного закона № 113-оз указано, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда, а каким образом данную информацию надо предоставить в избирательную комиссию законом не определено, поэтому он решил это указать в подписных листах.

Однако с такими доводами суд согласиться не может. Как следует из Приложения № 3 к областному закону № 113-оз, действующим законодательством установлены четкие требования как к форме подписных листов, так и к содержанию записей в них. При оформлении подписных листов объем содержащейся в них информации, не может быть увеличен или уменьшен. Несоблюдение таких требований означает нарушение закона.

В подписных листах кандидат обязан указать: основное место работы, службы, должность или род занятий. То есть из это следует, что кандидат в депутаты обязан указать основное место работы или службы, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий.

Согласно ст. 2 п. 57 Федерального закона № 67 ФЗ «род занятий» - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.

Как пояснил Лиховидов В.В., он является помощником депутата на безвозмездной основе, только в нерабочее время.

В данном случае, Лиховидов указал и основное место работы и сведения о том, что является помощником депутата, и это не является его родом занятий. Данное нарушение хотя и является формальным, но нарушает требования к заполнению и содержанию сведений о кандидате в подписных листах.

В подписных листах кандидат Лиховидов В.В. указал, что подписные листы изготовлены 29 января 2011 года по адресу: <адрес>, на личной оргтехнике кандидата. Расходные материалы оплачены из избирательного фонда кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Лиховидова В.В.

Доводы Лиховидова о том, что это не противоречит закону, поскольку п. 5 ст. 19 Областного закона указывает на то, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата и эти сведения он обязан предоставить в избирательную комиссию, а каким образом данную информацию надо предоставить в избирательную комиссию законом не определено, не состоятельны.

Как следует из Приложение № 3 к областному закону, форма подписного листа не содержит таких сведений, даже в примечании. Из этого следует, что тем самым Лиховидов нарушил форму подписных листов, указав в подписных листах такие сведения, то есть расширил форму подписных листов, что не предусматривает действующее законодательство.

Действительно, п. 5 ст. 19 областного закона № 113-оз указывает на то, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата. Но в данной статье не указано, что данные сведения кандидат обязан указать в подписных листах, форма которых утверждена приложением № 3 к областному закону и кандидат должен строго соблюдать данную форму.

Как пояснила председатель ТИК Авдошова С.А. кандидат обязан предоставить в ТИК сведения о том, что подписные листы изготовлены за счет средств его избирательного фонда, и то, что Лиховидов эти сведения указал в подписных листах, нарушив формально форму подписных листов, не является существенным нарушением, которое может повлечь отказ в регистрации его кандидатом.

Однако, действующее избирательное законодательство не позволяет кандидатам в депутаты нарушать требования, установленные законом к предоставляемым документам в ТИК, даже формально.

А по поводу того, каким образом кандидат в депутаты обязан предоставить сведения о том, что подписные листы были напечатаны за счет средств его избирательного фонда, говорит ст. 59 п. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. От 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан предоставить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

В последствие это подтвердила и председатель ТИК Авдошова С.А.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что занимался сбором подписей в поддержку кандидата Лиховидова. Форма подписных листов не могла повлиять на волеизъявление избирателей, они слепа ставили свои подписи, не читая подписные листы. Форма подписных листов соответствует областному закону. В подписных листах появились дополнительные сведения о кандидате, которые влияют на содержание подписного листа, но не на его форму. Подписной лист является агитационным материалом, носит элементы агитации за конкретного депутата.

Однако согласно ст. 3 п.1 Федерального закона № 67-ФЗ агитационный материал это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

Подписной лист не относится к агитационному материалу, а является одним из документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации.

О значимости такого документа как подписной лист, который должен быть оформлен строго по форме, установленной Областным законом, говорит и п.1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. При выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата. И не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствии с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Согласно ст. 76 п. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. От 28.12.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п. 24 подпункта в.1 ст. 38 вышеуказанного закона одним из оснований отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Требования к форме и содержанию подписного листа указаны в приложении № 3 и в примечании к нему Областного закона № 113-оз.

Согласно п. 8 ст. 19 данного Областного закона подписные листы с подписями избирателей, а также иные документы, требующиеся для регистрации кандидата, должны быть представлены в муниципальную комиссию при выборах лица, а при выборах депутата представительного органа - в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение оформления подписных листов. (ст. 19 п. 10 Областного закона).

Как пояснила председатель ТИК Авдошова С.А., подписные листы были оформлены с несущественным нарушением, формальным.

Однако действующее законодательство о выборах не содержит положений, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона на существенные и несущественные (формальные), в зависимости отчего и определять последствия этих нарушений.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что представленные в избирательную комиссию подписные листы кандидата в депутаты Лиховидова В.В. оформлены с нарушением требований Областного закона № 113-оз, что является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Лиховидова В.В.

Однако, в нарушение действующего законодательства избирательная комиссия приняла решение № 25 от 04 февраля 2011 года о регистрации кандидата в депутаты Лиховидова В.В.

Незаконность оспариваемого решения нарушает пассивное избирательное право кандидата Александрова А.В., поскольку ставит в неравное положение с кандидатом Лиховидовым.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Заявление Александрова Алексея Васильевича об отмене решения территориальной избирательной комиссии Сланцевского муниципального района о регистрации кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения Лиховидова В.В. удовлетворить.

Решение территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной) Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 25 от 04 февраля 2011 года о регистрации Лиховидова Владимира Владимировича кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образование Сланцевское городское поселение признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.А.Давидович