Отметка об исполнении решения ___________________________________________________ Дело № 2-448/2011 06 мая 2011 года Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Давидович Н.А. с участием адвоката Масленниковой В.Л., при секретаре Новикове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Надежды Юрьевны к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным п.2 постановления № 58-П от ДД.ММ.ГГГГ и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении У С Т А Н О В И Л: Никитина Н.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее МО Сланцевское городское поселение) о признании незаконным п.2 постановления № 58-П от 21.02.2011 года в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании истец Никитина Н.Ю. поддержала исковые требования и пояснила, что с 1995 года она проживала и была зарегистрирована в школе-интернат № <адрес>, поскольку родители лишены родительских прав. В 2004 году она убежала из интерната с молодым человеком в г. Череповец. В 2006 году она приехала в г. Сланцы, и пошла в комитет образования для того, чтобы узнать, как сняться с регистрационного учета в интернате и куда можно перепрописаться, и проконсультироваться как получить ей жилье. Однако специалист органа опеки и попечительства Плешкова М.Н. отругала ее за то, что она сбежала из интерната, и сказала, что никакого жилья ей не положено. И она снова уехала в г. Череповец, где проживала до 2011 года. В 2011 году ей позвонила ее родная сестра, и сказала, что ей срочно нужно явиться в комитет образования для того, чтобы решить вопрос с жильем. Она сразу же приехала, собрала все необходимые документы, но ей отказали в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении. Считает, что это незаконно. Представитель ответчика администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, Ададуров Ю.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией было вынесено постановление № 58-П, где п. 2 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях гражданке Никитиной Н.Ю., лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ею были представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет. Никитина Н.Ю. обратилась с заявлением в администрацию, когда ей уже исполнилось 23 года. Поэтому считает, что п.2 постановления № 58-п от ДД.ММ.ГГГГ законный и обоснованный. Однако пояснил, что жилье таким лицам предоставляется за счет средств субъекта, а не за счет местного бюджета, администрация Сланцевское городское поселение не предоставляет жилье, и если суд примет решение принять Никитину на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то решение суда будет исполнено. Третье лицо-Комитет образования администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, по доверенности интересы представляла Жеваженко Г.И., которая исковые требования Никитиной поддержала и пояснила, что 22 ноября 1995 года в отношении Никитиной Н.Ю., как лица оставшегося без попечения родителей, было вынесено распоряжение главы администрации Сланцевского района Ленинградской области № 477-р о передаче ее на попечение Сланцевской школы- интернат №. В п. 2 данного распоряжение содержится указание на обеспечение Никитиной жилой площадью при достижении ею совершеннолетия. Никитина проживала в школе-интернат №, но сбежала из интерната и место ее нахождения было не установить, находилась в розыске. Поэтому своевременно исполнить п. 2 данного распоряжения не представилось возможным. Действительно в 2006 году Никитина приходила в комитет образования проконсультироваться на счет получения жилья, но инспектор Плешкова М.Н. дала ей неграмотную консультацию. Поэтому в какой то мере и по вине органа опеки комитета образования Никитина во время не была обеспечена жилым помещением. Как только было установлено местонахождения Никитиной Н.Ю., комитет образования направил ей письмо незамедлительно приехать в г. Сланцы для постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Считает, что администрация МО Сланцевское городское поселение не обоснованно отказа Никитиной в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Администрация городского поселения не предоставляет жилье таким лицам, жилье предоставляется за счет средств субъекта. В настоящее время выделены финансы на приобретение жилья таким лицам, и если Никитина будет поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, то ей будет приобретено жилое помещение в ближайшее время. Суд, заслушав объяснения сторон, представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемым постановлением администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 58-п от ДД.ММ.ГГГГ Никитина Н.Ю. признана нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшейся без попечения родителей. Однако, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей отказано. Из пояснений представителя ответчика следует, что на учет Никитина не была поставлена только по тому, что обратилась с заявлением после того, как ей исполнилось 23 года. Согласно распоряжения главы администрации Сланцевского района Ленинградской области № 477-р от 22 ноября 1995 года несовершеннолетняя Никитина Н.Ю., 25 сентября 1987 года была передана на попечение Сланцевской школы-интернат №, в связи с тем, что осталась без попечения родителей. Согласно п. 2 данного распоряжения указано- обеспечить несовершеннолетнюю Никитину Н.Ю. жилой площадью при достижении ею совершеннолетия. В ходе рассмотрения дела было установлено, что Никитина Н.Ю, ранее являвшаяся воспитанницей школы-интернат № г. Сланцы неоднократно самовольно уходила из указанного учреждения. 03 ноября 2003 года было заведено розыскное дело № по факту самовольного ухода Никитиной, данное розыскное дело прекращено 25 октября 2004 года в связи с установлением местонахождения Никитиной и передачи ее в школу-интернат. Однако 01 ноября 2004 года повторно объявлен розыск несовершеннолетней Никитиной Н.Ю., розыскное дело №, в связи с повторным уходом из интерната. Местонахождения Никитиной было установлено в г. Череповец Вологодской области. Из материалов дела следует, что распоряжение главы администрации Сланцевского района Ленинградской области № 477-р от 22 ноября 1995 года в части обеспечения Никитиной Н.Ю. жильем при достижении ею совершеннолетия не исполнено. До настоящего времени Никитина Н.Ю. зарегистрирована по адресу: г. Сланцы, <адрес> – школа-интернат №. При таких обстоятельствах, с учетом положений ч.1 ст. 9 ГК РФ, предоставляющих гражданам по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права и обязанности, суд находит исковые требования Никитиной Н.Ю. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, присуждения к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ Исковые требования Никитиной Надежды Юрьевны к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области удовлетворить. Признать недействительным постановление администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в части отказа Никитиной Надежде Юрьевне в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской принять Никитину Надежду Юрьевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд. Председательствующий Н.А.Давидович
Р Е Ш И Л :