____________________________________________________________________________ Дело № 2-60/2011 21 февраля 2011 года РЕШЕНИЕ председательствующего судьи Давидович Н.А., с участием прокурора Федоровой Е.Л., при секретаре Елопашевой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог. У С Т А Н О В И Л: Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог. В судебном заседании старший помощник Сланцевского городского прокурора Федорова Е.Л. поддержала исковые требования и пояснила, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области были выявлены нарушения. В соответствии со ст. 2 Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» принятого Законодательным собранием Ленинградской области 08 июля 1997 года, владельцами автомобильных дорог являются дорожные органы, иные юридические лица и граждане, осуществляющие управление имуществом автомобильных дорог на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или являющиеся его собственниками. Согласно ст. 4 данного Областного закона автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями и формой собственности подразделяются на государственные автомобильные дороги общего пользования, муниципальные, ведомственные и частные. Согласно ст. 7 Областного закона автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Согласно ст. 10 Областного закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования, учет и паспортизацию производят по каждой автомобильной дороге в отдельности. По действующей системе законодательных норм, автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местной власти, должны пройти обязательную процедуру технической паспортизации, что позволит вести учет состояния дорог и всех элементов дороги, обеспечит возможность контроля за ведением своевременного надлежащего ремонта, содержания дороги и в конечном итоге эти меры позволят обеспечить улучшение эффективности эксплуатации дороги и безопасность движения по ней, что отвечает законным правам и интересам всех жителей города, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения. Паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес>, протяженностью 129 м., <адрес>, протяженностью 157 м., <адрес> протяженностью 115 м., <адрес>, протяженностью 773 м., <адрес>, протяженностью 155 м., <адрес>, протяженностью 600 м. в г. Сланцы не производилась, следовательно, технический паспорт на данные автодороги в администрации Сланцевское городское поселение отсутствует. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. <адрес>, протяженностью 129 м., <адрес>, протяженностью 157 м., <адрес>, протяженностью 115 м., <адрес>, протяженностью 773 м., <адрес>, протяженностью 155 м., <адрес>, протяженностью 600 м. в г. Сланцы находятся в ведении ответчика, в срок до 1.12.2011 года имеется реальная возможность выполнить паспортизацию этих дорог. Прокурор Федорова Е.Л. просила обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильных дорог по <адрес>, протяженностью 129 м., <адрес>, протяженностью 157 м., <адрес>, протяженностью 115 м., <адрес>, протяженностью 773 м., <адрес>, протяженностью 155 м., <адрес>, протяженностью 600 м г. Сланцы Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в срок до 01 декабря 2011 года. Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, юрисконсульт Ададуров Ю.А., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 7 Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети, в том числе предусматривает и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информации необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. До настоящего времени такой порядок не установлен. Осуществлять государственный учет органы местного самоуправления не вправе. В полномочия муниципальных дорожных органов не входит ведение технических паспортов. В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти, а не техническими паспортами. Отсутствие технического паспорта на дороги не затрагивает интересы неопределенного круга лиц и не влияет на безопасность дорожного движения. ВСН 1-83 являются ведомственным нормативным актом и не являются общеобязательными. Сроки, установленные Сланцевским городским прокурором для выполнения паспортизации заведомо невыполнимы в связи с тем, что бюджет на 2011 год сформирован, и в бюджете не запланированы средства на подобные мероприятия. Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. В силу норм ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003.г. вопросы содержания дорог местного значения (за исключением дорог регионального и федерального значения) отнесены к компетенции органов местной власти и управления, отсутствие в штате поселения специального органа, занимающегося вопросами содержания и эксплуатации дорог не освобождает от выполнения возложенной на него законом функции. Согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского поселения являются дороги общего пользования в границах городского поселения. Статьей 13 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в числе прочих осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим ФЗ, другими ФЗ, законами субъекта РФ к полномочиям органов местного самоуправления. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. (п. 4 ст. 17 Ф Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ). Приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» в работы по содержанию автомобильных дорог входят работы по паспортизации автомобильных дорог (раздел 1У, пункт 15, подпункт 4). В соответствии со ст. 2 Областного закона № 28-оз от 5 августа 1997 года «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» владельцами автомобильных дорог являются дорожные органы, иные юридические лица и граждане, осуществляющие управление имуществом автомобильных дорог на праве оперативного управления, хозяйственного ведения или являющиеся его собственниками. Автомобильные дороги в соответствии с их значением, выполняемыми функциями и формой собственности, согласно ст. 4 Областного закона подразделяются на государственные автомобильные дороги общего пользования, муниципальные, ведомственные и частные. В соответствии со ст. 7 Областного закона автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги, балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги, ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информации, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. В силу положений ст. 10 Областного закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 1-83 («Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» утв. Минавтодором РСФСР от 5 февраля 1982 года) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п.1.1). Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2). Элементами дороги, подлежащими техническому учету являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы (п.1.3). Судом установлено, что автомобильные дороги общего пользования местного значения по <адрес>, протяженностью 129 м., <адрес>, протяженностью 157 м., <адрес>, протяженностью 115 м., <адрес>, протяженностью 773 м., <адрес>, протяженностью 155 м., <адрес>, протяженностью 600 м. в г. Сланцы не имеют технического паспорта. Обстоятельства принадлежности спорных автомобильных дорог МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области ответчиком не отрицаются. В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения городского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относится к вопросам местного значения городского поселения. В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст.ст.3, 5 Устава МО СГП (с уточнениями) в состав административной территории поселения входят весь город Сланцы и ряд ближних деревень, при этом дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта и иные полномочия в области использования автодорог относятся к вопросам местного значения, к компетенции органов местной власти в лице администрации поселения. Кроме того, к вопросам местного ведения по закону и Уставу относятся создание условий для обеспечения транспортных услуг населению, обеспечения возможности деятельности торговых предприятий, по оказанию бытовых услуг, по обеспечению противопожарных мер, мер по предотвращению и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, что невозможно без нормально функционирующих дорог, а также и организованного учета (как составляющей части деятельности по содержанию и эксплуатации дорог), поэтому отсутствие надлежаще оформленных паспортов дорог нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся на территории города Сланцы. Необходимость и обязанность лиц, являющихся собственниками дорог, проведения мер по учету автомобильных дорог с целью получения точных данных о наличии дорог, дорожных сооружений, их протяженности, состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных решений при планировании и развития сети автомобильных дорог в данной местности с привязкой к планированию социально-экономического и градостроительного развития Ленобласти и иных регионов следует из всей системы законодательных норм, о необходимости и обязательности надлежащего учета указано в упомянутых выше федеральных и в областных законах, в нормах Градостроительного кодекса, законе о Безопасности дорожного движения, Правилах движения по дорогам, также в некоторых международных конвенциях по данным вопросам, а конкретизирован порядок паспортизации в типовой ведомственной инструкции ВСН 1-83, утвержденной в 1983 году Минавтодором РСФСР. Кроме того, согласно действующих методических рекомендаций по ремонту и содержанию дорог (отраслевой дорожный методический документ от 17.03.2004 г. №ОС-28\1270-ис, утвержденный Минавтодором РФ), где полностью раскрыты все понятия по содержанию автодорог, их паспортизация и регистрация, в том числе указано, что в соответствии с конечной целью деятельности дорожной службы (а также и владельцев дорог) вытекает обязанность всех дорожных служб и собственников дорог государственного учета и паспортизации автодорог, дорожных сооружений, движения по ним, создание банка данных о состоянии дорог и сооружений со ссылкой именно на нормы типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, также утвержденной Минавтодором России и не отмененных до настоящего времени. Отсутствие в администрации СГП специального органа или возложение части функций на подрядную или иную коммерческую организацию не освобождает владельца дороги от исполнения всех предусмотренных законом функций, как и от обязанности вести учет дорог, земель, занимаемых дорогами, примыкающих территорий и сооружений, как объектов недвижимости с целью последующей регистрации и кадастровой нумерацией идентификации. В силу ст. 210 ГК РФ если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. При этом отсутствие паспортов дорог или необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах городского поселения затрагивает интересы граждан проживающих на территории поселения, круг которых невозможно определить, в связи с чем Сланцевский городской прокурор правомерно обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Ссылка ответчика на отсутствие достаточного финансирования не подтверждена документально, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку ответчик не лишен возможности привлечь для выполнения возложенных на него законом функций иные средства в виде бюджетных субвенций. Согласно ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. Срок исполнения решения суда - до 1.12.2011 года истцом заявлен реальный и достаточный с учетом состава работ, указанных в инструкциях и возможности обеспечения их финансирования, при этом ответчик вправе в дальнейшем просить суд отсрочить срок исполнения решения, если по уважительным причинам не сможет в заявленном истцом сроки выполнить требуемые работы. Разрешая вопрос в части оплаты государственной пошлины суд руководствуется требованиями п.п. 9,19 ч. 1 ст. 333_36 НК РФ, согласно которым освобождаются от уплаты государственной пошлины: прокуроры - по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Сланцевского городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области провести работы по технической паспортизации автомобильных дорог местного значения: по <адрес>, протяженностью 129 м., <адрес>, протяженностью 157м., <адрес>, протяженностью 115 м., <адрес>, протяженностью 773 м., <адрес>, протяженностью 155 м., <адрес>, протяженностью 600 м. в г. Сланцы Ленинградской области на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона №28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» от 05.08.1997 года и Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР от 05.02.1982 г. в срок до 01 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней посредством подачи лицами, участвующими в деле кассационной жалобы, прокурором- принесения кассационного представления через Сланцевский городской суд. Председательствующий судья Н.А.Давидович