Решение № 2-16 от 27.01.2011 г.



Отметка об исполнении решения _______________________________________________

____________________________________________________________________________

Дело № 2-16/2011 27 января 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской ФедерацииСланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Давидович Н.А.,

с участием прокурора Лубенец Н.Ю.,

при секретаре Ивановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании решения Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области незаконным, и обязать внести в Устав муниципального образование Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области изменения

У С Т А Н О В И Л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области незаконным, и обязать внести в Устав муниципального образование Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области изменения.

30 ноября 2010 года поступили уточнения заявленных требований, в которых Сланцевский прокурор просит признать ч. 1 ст. 45 Устава муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не соответствующей закону, и обязать Совет депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области внести в Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области изменения, предусмотренные п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

В судебном заседании помощник прокурора Лубенец Н.Ю. поддержала заявленные требования и пояснила, что решением Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 15-гсд от 30.11.2005 года утвержден Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение. Правовое регулирование данных правоотношений в соответствии с п «н» ч.1 ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии с ч2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. По указанному предмету ведения 06 октября 2003 года принят ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 данного Закона, органы местного самоуправления поселений в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений. Согласно ч.1 ст. 10 данного Закона, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. На основании п.11.1 ч.6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 ФЗ № 131. Данные изменений были внесены в Федеральный закон № 131-ФЗ Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, Советом депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение не внесены указанные изменения законодательства в Устав МО Сланцевское городское поселение. Муниципальные правовые акты, к коим относится и Устав муниципального образования, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В результате бездействия Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области может привести к нарушению прав и иных законных интересов граждан Сланцевского городского поселения на выборы. Кроме того, поскольку Устав МО Сланцевское городское поселение не содержит все предусмотренные ФЗ № 131-ФЗ основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, в данном случае возможно возникновение конфликта интересов. По данному факту 23 августа 2010 года Сланцевским городским прокурором в адрес Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение был в порядке надзора внесен протест за № 01-17-10 с требованием привести Устав МО Сланцевское городское поселение в соответствие с положениями Федерального закона № 131-ФЗ. 30 сентября 2010 года протест прокурора был рассмотрен на заседании Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение и принято решение об отклонении протеста прокурора.

Считает что, ч. 1 ст. 45 Устава МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не соответствует действующему федеральному законодательству.

Просит признать ч. 1 ст. 45 Устава муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не соответствующей закону, и обязать Совет депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области внести в Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области изменения, предусмотренные п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Заинтересованное лицо-Совет депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, интересы по доверенности представляла Авдошова С.Н., заявленные требования Сланцевского городского прокурора не признала и пояснила, что представительный орган Сланцевского муниципального района сформирован по п. 1 ч. 4 ст. 35 № 131–ФЗ т.е. в него входит 7 глав поселений и 14 депутатов. Из этого числа, то есть из 21 депутатов, они выбрали главу муниципального образования Сланцевский муниципальный район Петрова, который одновременно является и главой муниципального образования Новосельского сельского поселения. Если представительный орган муниципального района решит, что он будет формироваться по п. 2 ч. 4 ст. 35 № 131–ФЗ, то есть если меняется порядок формирования, то досрочно прекращаются его полномочия как главы муниципального образования муниципального района, при этом полномочия главы муниципального образования Новосельского сельского поселения за ним остаются, потому что глава поселения избирается депутатами поселения из своего состава открытым голосованием- ст. 43 Устав Сланцевского городского поселения. И его полномочия не связаны никак с полномочиями главы района и соответственно представительного органа муниципального района, потому что согласно ст. 46 ФЗ Устава, срок полномочий депутата 5 лет, а он избран из состава депутатов поселения. Поэтому никак не может применяться п. 11.1 к главе поселения, а применим только к главе муниципального района. Его полномочия как главы района прекратятся и ч. 5 ст. 35 указывает, что это досрочное прекращение. И п. 11.1 отсылает к статье представительного органа муниципального района и ч.4 говорит о порядке формирования представительного органа района.

Заинтересованное лицо- муниципальное образование Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, в лице администрации МО Сланцевское городское поселение- интересы по доверенности представляет юрисконсульт Ададуров Ю.А., который заявленные требования прокурора не признал и пояснил, что 23 08.2010 года Советом депутатом Сланцевского городского поселения получен протест Сланцевского городского прокурора для приведения Устава Сланцевского городского поселения в соответствии с внесенными изменениями Закона № 365–ФЗ который внес изменения в № 131–ФЗ, в частности дополнить основания досрочного прекращения главы муниципального образования п. 11.1. Данный протест был рассмотрен на заседании: единых постоянных депутатских комиссиях и на заседании Совета депутатов. И было принято решение Советом депутатов протест Сланцевского городского прокурора отклонить, и прокурору был направлен мотивированный ответ на предъявленный протест. Данные основания досрочного прекращения в частности п. 11.1, ни каким образом не относятся к главе муниципального образования именно городского поселения, а относятся к главе администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район. Потому что в данном пункте 11.1 идет речь именно непосредственно о представительном органе муниципального района и отсылает данный пункт на ч.5 ст. 35 № 131–ФЗ в котором также речь идет о порядке формирования представительного органа муниципального района. Таким образом, изменение порядка формирования представительного органа муниципального района ни каким образом не может повлиять на полномочия главы муниципального образования Сланцевского городского поселения. Также прокурором не представлено доказательств того, каким образом нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, и какие именно права.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 251 ГПК РФ граждане, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуру Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 ст.1, п.3 ст.22, ст. 23 и ст. 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов ( в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства РФ), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Как установлено материалами дела 23 августа 2009 года Сланцевский городской прокурор направил в Совет депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области протест, в котором требует привести Устав МО Сланцевское городское поселение в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». <данные изъяты>

Согласно ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Устав муниципального образования –основной муниципальный правовой акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Совет депутатов является представительным органом муниципального образования Сланцевское городское поселение.

Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принят решением Совета депутатов Сланцевского городского поселения от 30.11.2005 года № 15-гсд. 16 декабря 2005 года устав зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу. <данные изъяты>

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления ( ч.2 ст.1, ст. 70-72).

Одним из элементов статуса главы муниципального образования являются предусмотренные названным Федеральным законом основания досрочного прекращения его полномочий.

В ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ указаны случаи досрочного прекращения главы муниципального образования.

Действительно, Федеральным законом № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления»» от 27.12.2009 года были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». А именно, ч.6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена п. 11.1, которым дополнен перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. На основании этого пункта полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона. Данный пункт введен в действие с 1 января 2010 года.

В соответствии с ч 4 ст. 35 ФЗ № 131 представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Ч.5. ст. 35 говорит о том, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, может быть выдвинута не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области представительный орган Сланцевского муниципального района состоит из 7 глав-глав всех поселений, входящих в состав Сланцевского муниципального района, и 14 человек-депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава- по два депутата от каждого поселения.

То есть представительный орган Сланцевского муниципального района сформирован по п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии со ст. 43 Устава Сланцевского городского поселения глава поселения избирается депутатами Совета депутатов из своего состава. Полномочия главы поселения начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании и прекращаются с момента истечения сроков его полномочий как депутата Совета депутатов. Основания досрочного прекращения полномочий главы городского поселения предусмотрены ст. 45 Устава и ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Внесенный п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ не может быть применим к главе поселения, поскольку п. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает порядок формирования представительного органа муниципального района. Представительный орган поселения формируется в порядке установленном п. 1 ст. 35 вышеуказанного закона.

Согласно ст. 35 в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов. В рассматриваемом случае главы поселений не несут никакой ответственности, и их полномочия, как глав поселений не могут быть досрочно прекращены.

Полномочия главы Сланцевского городского поселения никоем образом не могут находиться в прямой зависимости от представительного органа Сланцевского муниципального района, и от решения об изменении порядка формирования представительного органа муниципального района.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В данном случае глава Сланцевского городского поселения подконтролен и подотчетен населению и представительному органу-Совету депутатов Сланцевского городского поселения.

Суд приходит к выводу о том, что по смыслу п. 11.1 ч.6 ст. 36 ФЗ №131 досрочному прекращению подлежат полномочия именно главы муниципального района, поскольку в данном пункте идет отсылка именно к ч. 5 ст. 35 данного закона о способе формирования представительного органа муниципального района, а не поселения.

Кроме того, суд считает, что прокурор не представил в суд доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Сланцевскому городскому прокурору, действующему в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании ч. 1 ст. 45 Устава муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не соответствующей закону, и обязать Совет депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области внести в Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области изменения, предусмотренные п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд в течение десяти дней после составления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.А.Давидович