Решение № 2-365 от 26.04.2011



Дело № 2-365/2011 26 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дударевой О.Ф.

с участием прокурора Федоровой Е.Л.

при секретаре Смирновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор обратился в суд с исками к администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация МО Новосельское сельское поселение) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог в д. Заовражье Сланцевского района Ленинградской области протяженностью 2, 15 км, в д. Жилино Сланцевского района Ленинградской области протяженностью 1,5 км, в д. Дубок Сланцевского района Ленинградской области протяженностью 1,2 км, в д. Гусева Гора Сланцевского района Ленинградской области протяженностью 2,9 км, в д. Шавково Сланцевского района Ленинградской области протяженностью 0,3 км в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) в срок до 01 марта 2012 года.

Определением Сланцевского городского суда от 31 марта 2011 года гражданские дела по указанным искам были соединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. исковые требования поддержала, и пояснила, что в результате проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Новосельское сельское поселение были выявлены нарушения, а именно: администрацией МО Новосельское сельское поселение, как собственником автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, не выполняются требования законодательства об автомобильных дорогах. Так, в отношении автомобильных дорог в деревнях Заовражье, Жилино, Дубок, Гусева Гора, Шавково Сланцевского района не проведена паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно, в связи с чем Сланцевский городской прокурор обратился в суд с настоящими исками.

Представитель ответчика администрации МО Новосельское сельское поселение Владимирова Н.В., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, пояснила, что администрация не является титульным собственником указанных в иске автомобильных дорог, право собственности на дороги как на созданный объект не зарегистрировано в установленном законом порядке. Однако в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация занимается обслуживанием и текущим ремонтом дорог в границах населенных пунктов своего поселения, намерена в ближайшее время провести паспортизацию автомобильных дорог, зарегистрировать в установленном порядке право собственности, для чего заключила договор со Сланцевским БТИ на изготовление технических паспортов всех перечисленных автомобильных дорог в границах Новосельского сельского поселения, и произвела по нему оплату работ.

Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя ответчика Владимировой Н.В., изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В части 8 статьи 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

В силу статьи 10 вышеназванного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

Из объяснений прокурора, представителя ответчика, материалов дела следует, что паспортизация автомобильных дорог в деревнях Заовражье, Жилино, Дубок, Гусева Гора, Шавково Сланцевского района Ленинградской области не проводилась, технические паспорта на эти дороги в администрации МО Новосельское сельское поселения отсутствуют.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 5 ч.1 ст.3 Устава МО Новосельское сельское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения.

Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и их содержание.

Довод представителя ответчика Владимировой Н.В. о том, что администрация МО Новосельское сельское поселение не является титульным собственником автомобильных дорог общего пользования, расположенных в черте населенных пунктов Новосельского сельского поселения, поскольку право собственности на указанные в перечне участки дорог не зарегистрировано в установленном законом порядке, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 9 ст.5 Федерального закона РФ от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения утверждается органом местного самоуправления поселения. Соответственно и действия по регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения должны предприниматься этим же органом местного самоуправления, т.е. администрацией Новосельского сельского поселения. Таким образом, само по себе невыполнение ответчиком действий по утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и регистрации права собственности на них не может являться основанием для его освобождения от обязанности по проведению паспортизации дорог местного значения.

Принимая во внимание установленные обстоятельства и выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должно проводить муниципальное образование Новосельское сельское поселение в лице органа местного самоуправления администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.

Отсюда следует, что иски Сланцевского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Срок для проведения паспортизации названных автомобильных дорог общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 марта 2012 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в деревнях Заовражье, Жилино, Дубок, Гусева Гора, Шавково Сланцевского района Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР).

На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий О.Ф. Дударева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200