Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Феоктистовой М.Ю. с участием прокурора Федоровой Е.Л., при секретаре Мишаковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пархоменко Александра Геннадьевича об оспаривании в части муниципального акта, У С Т А Н О В И Л: Пархоменко А.Г. обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 и пункта 2 решения Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, о взыскании в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В заявлении Пархоменко А.Г. указал, что 24 декабря 2010 года ему стало известно, что решением Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее Совета депутатов) от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД было принято решение признать утратившим силу с 15 мая 2010 года решение Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД. Заявитель считает, что решение Совета депутатов от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД в части признания утратившими силу с 15 мая 2010 года решений Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД и от 30 марта 2010 года № 65-ГСД (пункт 1) и в части установления того, что с 15 мая 2010 года оплата тепловой энергии гражданами в Сланцевском городском поселении производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов (пункт 2), не соответствует федеральному законодательству по тем основаниям, что согласно требованиям ст. 157 ч. 2 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения Советом депутатов) размер платы за коммунальные услуги по теплоснабжению (отоплению) рассчитывается по тарифам, установленным либо органами государственной власти субъектов РФ (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге) либо органами местного самоуправления (в городах – районных центрах), в порядке, установленном федеральным законом. На момент принятия оспариваемого решения Совета депутатов порядок установления органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих теплоснабжение, определялся Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ. Данный Закон на тот момент являлся единственным Федеральным законом, определяющим порядок установления на соответствующий период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих теплоснабжение (срок действия тарифов определен также ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ). Поскольку ст. 13 (части 1 – 3) Федерального закона РФ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ предусмотрено, что тарифы устанавливаются на соответствующий период действия, который не может быть менее одного года (за исключением случая, когда установленные тарифы имеют календарную разбивку), а согласно пункту 1 решения Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД тарифы (ставки платы за услуги отопления) установлены на весь 2010 год, то признание утратившим силу данного решения Совета депутатов до истечения 2010 года возможно только в случае досрочного пересмотра действующих в 2010 году тарифов (ставок платы за услуги отопления) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ. Признание утратившим силу с 15 мая 2010 года решений Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД и от 30 марта 2010 года № 65-ГСД и установление того, что с 15 мая 2010 года оплата тепловой энергии гражданами в Сланцевском городском поселении производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, влечет нарушение его (Пархоменко А.Г.) прав в виде возложения дополнительной обязанности по оплате коммунальных услуг за октябрь-декабрь 2010 года в размере, превышающем предельный максимальный индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный приказом ЛенРТК от 19 февраля 2010 года № 29-п. Согласно объяснениям представителя ЗАО «Нева-Энергия», изложенным в отзыве на заявление по делу № 2-612/2009 (л.д. 6), если на начало 2010 года (январь-апрель) ставка платы за отопление для населения г. Сланцы составляла 35,64 руб. за кв.м. общей площади для отдельных квартир, то на конец 2010 года (октябрь-декабрь) эта же ставка составляла 48,26 руб. (л.д. 7). В судебном заседании Пархоменко А.Г. полностью поддержал свои требования и дополнил, что установленные тарифы применяются для нежилых помещений, что подтверждается судебной практикой, в частности решением Кемеровского арбитражного суда от 25 февраля 2010 года А-24-25810/2009. Тарифы оплаты за отопление в жилых помещениях устанавливает орган местного самоуправления, где расчет идет по другому алгоритму. В дополнении к заявлению об оспаривании в части муниципального правового акта Пархоменко А.Г. пояснил, что приказом ЛенРТК от 18 декабря 2009 года № 270-п с 01 января 2010 года установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО «Нева-Энергия» потребителям МО Сланцевский муниципальный район в 2010 году. Виду того обстоятельства, что в преамбуле указанного приказа имеется ссылка только на один Федеральный закон РФ – Федеральный закон от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ, а в тексте этого приказа не определено такое понятие, как «потребители», то отсюда следует, что используемое в тексте приказа понятие «потребители» соответствует принятому в Федеральном законе от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ (четвертый абзац статьи 1). А поскольку в ст. 1 указанного Федерального закона понятие «потребитель» сформулировано законодательной властью РФ следующим образом: «потребитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование…тепловой энергией (мощностью)», то из этого следует, что установленные приказом ЛенРТК от 18 декабря 2009 года № 270-п тарифы на тепловую энергию используются исключительно для расчета платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставляемые ЗАО «Нева-Энергия» собственникам и арендаторам нежилых помещений (офисы, магазины и т.д.) и жилых помещений (гостиницы, санатории и т.д.), то есть юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, для того, чтобы правовой акт по установлению тарифов на тепловую энергию подлежал применению для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам (расчета платы за коммунальные услуги по отоплению согласно положениям пунктов 15 и 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), данный правовой акт в обязательном порядке должен содержать указание на то, что установленный тариф на тепловую энергию используется для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам (в качестве примера можно привести Распоряжение Комитета по тарифам г. Санкт-Петербурга от 13 декабря 2010 года № 334-р). То обстоятельство, что в федеральном законодательстве РФ не определено такое понятие как «ставка платы», не свидетельствует о том, что это не вправе сделать орган местного самоуправления, руководствуясь ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ. Совет депутатов в своем решении от 30 марта 2010 года № 65-ГСД (пункт 1.2) дал определение понятию «ставка платы». То обстоятельство, что в п. 1.2 решения Совета депутатов от 30 марта 2010 года № 65-ГСД указано, что на основании установленных органом местного самоуправления ставок платы определяется размер платы граждан за коммунальные услуги по отоплению с исполнителями коммунальных услуг (использованное в данном решении Совета депутатов понятие «исполнитель» соответствует принятому в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), свидетельствует о том, что установленные Советом депутатов на 2010 год ставки платы за услуги отопления (таблица приложения 1 решения Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД) – это ни что иное, как установленные органом местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ тарифы на тепловую энергию, используемые для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам исполнителями коммунальных услуг в 2010 году. Пархоменко А.Г. просит признать пункт 1 и пункт 2 решения Совета депутатов от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня его принятия, взыскать в его пользу с Совета депутатов государственную пошлину в размере 200 рублей. Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области – Ададуров Ю.А., действующий на основании доверенности, требования Пархоменко А.Г. не признал и пояснил, что на основании Федерального закона № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» 31 марта 2009 года Советом депутатов было принято решение № 492-ГСД. Регулирование тарифов не входит в полномочия Совета депутатов, а заявитель путает тарифы со ставками платы. С мая 2010 года потребители – граждане Сланцевского района – стали оплачивать услуги по отоплению в размере 100 %. Данное решение не противоречит действующему законодательству. Приказом ЛенРТК Правительства Ленинградской области № 270-п тарифы по оплате отопления установлены для всех потребителей: и физических, и юридических лиц. Помощник прокурора Федорова Е.Л. просила отказать Пархоменко А.Г. в удовлетворении требований, поскольку тарифы на тепловую энергию, отпускавшуюся ЗАО «Нева-Энергия» в 2010 году, были установлены Приказом ЛенРТК от 18 декабря 2009 года № 270-п. Указанный тариф в течение 2010 года не менялся, изменения в него не вносились. Решением Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД устанавливались не тарифы, а ставки платы граждан за тепловую энергию, то есть удельный размер платы граждан за услуги теплоснабжения. Решением Совета депутатов № 83-ГСД от 30 апреля 2010 года было отменено решение об установлении ставок платы, а не тарифов на теплоснабжение, и принято решение об установлении ставок платы именно по тарифам ЛенРТК от 18 декабря 2009 года № 270-п. Суд, заслушав участников процесса, принимая во внимание заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему: Заявитель Пархоменко А.Г. просит признать пункты 1 и пункта 2 решения Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению. На основании ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию по делам, возникающих из публичных правоотношений, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый нормативный акт, решение или совершили действие (бездействие), а суд в силу ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Из заявления Пархоменко А.Г. следует, что в нарушение ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Советом депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области 30 апреля 2010 года было принято решение № 83-ГСД, признавшее утратившими силу с 15 мая 2010 года предыдущие решения Совета депутатов, установившие ставки платы за услуги отопления на 2010 год. Принятием указанного решения был уменьшен период действия тарифа на услуги организации коммунального комплекса на срок менее одного года. Совет депутатов МО Сланцевское городское поселение пунктом 1 решения от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД признал утратившими силу с 15 мая 2010 года решения Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД «Об установлении ставок платы за услуги отопления, оказываемые гражданам Сланцевского городского поселения в 2010 году», от 30 марта 2010 года № 65-ГСД «О внесении изменений и дополнений в решение совета депутатов Сланцевского городского поселения от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД «Об установлении ставок платы за услуги отопления, оказываемые гражданам Сланцевского городского поселения в 2010 году» <данные изъяты> Пунктом 2 указанного решения Совет депутатов установил, что с 15 мая 2010 года оплата тепловой энергии гражданами в Сланцевском городском поселении производится в соответствии с положениями ст. 157 Жилищного кодекса РФ и ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» исходя из тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «Нева-Энергия» потребителям, в том числе населению, которые устанавливаются органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов. В соответствии со ст. 154 ч. 4 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ст. 157 ч. 2 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 316-ФЗ, действующей на момент принятия Советом депутатов указанного решения, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывался по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом. На основании Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 года № 255 «Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области», Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и осуществляет государственное регулирование тарифов, контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, а также контроль за порядком ценообразования на территории Ленинградской области. Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Правительства Ленинградской области от 18 декабря 2009 года № 270-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом ЗАО «Нева Энергия» потребителям МО «Сланцевский муниципальный район» Ленинградской области в 2010 году» был установлен тариф на тепловую энергию для всех потребителей МО Сланцевский муниципальный район, в состав которого входит МО Сланцевское городское поселение, в размере 1238,27 руб./Гкал. Указанный тариф в течение 2010 года не изменялся <данные изъяты> В силу ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: 1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Статья 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым, в частности, относит регулирование надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Следуя данной правовой норме, в Уставе МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (ст. 5 п. 4 Устава). А регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в частности, производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, прямо исключено из полномочий органов местного самоуправления ( ст. 6 п. 5 Устава) <данные изъяты> Решением Совета депутатов от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД «Об установлении ставок платы за услуги отопления, оказываемые гражданам Сланцевского городского поселения в 2010 году» установлен не тариф на тепловую энергию, а ставка платы граждан за единицу тепловой энергии для целей отопления жилых помещений, т.е. удельный размер платы граждан за услуги теплоснабжения. Из заключения прокурора следует, что указанное решение было принято в целях сдерживания роста расходов населения на коммунальные услуги и приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными ЛенРТК для Сланцевского городского поселения на 2010 год предельным максимальным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Решением от 30 апреля 2010 года № 83-ГСД Совет депутатов отменил предыдущее решение от 29 декабря 2009 года № 46-ГСД «Об установлении ставок платы за услуги отопления, оказываемые гражданам Сланцевского городского поселения в 2010 году», которым устанавливались ставки платы за услуги отопления, оказываемые нанимателями и собственникам жилых помещений при наличии в данных помещениях постоянно зарегистрированных граждан. Таким образом, оба указанных решения не изменяли тарифы на тепловую энергию, установленные ЛенРТК, а изменяли ставки платы на тепловую энергию с учетом надбавок, которые, в соответствии с вышеперечисленными нормами законодательства РФ, имеют право устанавливать представительные органы местного самоуправления. На основании Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 года № 255 «Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области», ЛенРТК устанавливает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг. Приказом ЛенРТК от 30 октября 2009 года № 174-п (в редакции от 25 декабря 2009 года) для Сланцевского городского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области на 2010 год был установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 1,44. Из заявления Пархоменко А.Г., квитанций по оплате отопления <адрес> <данные изъяты>, расчетов ЗАО «Нева-Энергия» следует, что принятие Советом депутатов решения от 30 апреля 2010 год № 83-ГСД, повлекло повышение ставки платы за отопление отдельных квартир с 35,64 руб. за кв.м. до 48,26 руб. за кв.м. Данный факт повлек увеличение общего размера оплаты за отопление жилого помещения. Однако данное увеличение не превысило максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный для Сланцевского района. Так, в квитанции представленной Пархоменко А.Г., за февраль-месяц 2010 года в графе «полная стоимость» отопления составляла 1375 руб. 41 коп., а «начислено» к оплате 1015 руб. 74 коп. А в квитанции за отопление за декабрь-месяц 2010 года в графе «полная стоимость» и в графе «начислено» проставлена уже одна и та же сумма - 1375 руб. 41 коп. (л.д. 34). Иными словами, выставленный размер оплаты за отопление составил 100 % от начисленного размера. Таким образом, решение Совета депутатов № 83-ГСД от 30 апреля 2010 года не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ, в данном случае – Ленинградской области. Следует отметить, что в действующем законодательстве действительно нет единства в определении таких понятий, как «тариф, ставка платы, ценовая ставка, потребитель, исполнитель». Однако, исходя из толкования положений Закона № 210-ФЗ, Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (действовавшего в момент издания оспариваемого правового акта), потребителем является - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). В данном случае суд не может согласиться с трактовкой заявителя, что это понятие относимо только к индивидуальным предпринимателям. А понятие «тариф» законодатель больше соотносит с понятием «цена», нежели с понятием «ставка платы». Так, согласно п. 7 ст. 2 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В любом случае, указано ли как «услуги теплоснабжения» либо «услуги по предоставлению тепловой энергии», ясно, что речь идет об отоплении помещений. В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Оценив в совокупности все доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Пархоменко А.Г. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 253, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Пархоменко Александру Геннадьевичу в удовлетворении требований об оспаривании в части муниципального акта в полном объеме ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в течение десяти в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд Ленинградской области. Председательствующий судья Феоктистова М.Ю.