Решение №2-73 от 10.02.2011 г.



Дело № 2 – 73/2011 10 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Феоктистовой М.Ю.

при секретаре Мишаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчику администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги по Сланцевскому шоссе в г. Сланцы Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» в срок до 1 декабря 2011 года.

В судебном заседании помощник Сланцевского городского прокурора Федорова Е.Л., действующая на основании удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Сланцевской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение. В ходе проведения проверки на запрос Сланцевского городского прокурора был получен ответ главы администрации МО Сланцевское городское поселение от 19 ноября 2010 года, в котором было указано, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Сланцевского городского поселения не проводилась, следовательно, отсутствует и технический паспорт на автомобильную дорогу по Сланцевскому шоссе в г. Сланцы Ленинградской области.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного самоуправления.

В силу ст. 10 Областного закона от 5 августа 1997 года (в редакции от 8 августа 2005 года) «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований. Согласно п. 5 ст. 5 Устава МО Сланцевское городское поселение, принятого решением Совета депутатов Сланцевского городского поселения 30 ноября 2005 года № 15-гсд, к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и технического состояния для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дороги. На основании п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно.

Прокурор просит обязать администрацию МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильной дороги по Сланцевскому шоссе в г. Сланцы Ленинградской области в срок до 1 декабря 2011 года.

Представитель ответчика – администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области – Ададуров Ю. А., действующий на основании доверенности, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации, направив в суд письменный отзыв, в котором требования прокурора не признал, поскольку в соответствии со ст. 7 Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области.

Учет дорожной сети предусматривает: составление перечней автомобильных дорог с указанием наименования, индексации и протяженности каждой дороги, балансовую стоимость и износ каждой автомобильной дороги, ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состояния дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. До настоящего времени такой порядок не установлен, органы местного самоуправления не вправе осуществлять государственный учет.

Муниципальные дорожные органы обеспечивают: разработку и исполнение местных бюджетов в части расходов на дорожную деятельность; управление имуществом муниципальных автомобильных дорог; развития сети улиц, проездов, линий общественного транспорта и дорог местного значения; организацию дорожного движения по муниципальным автомобильным дорогам совместно с Государственной автомобильной инспекцией.

В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, производимых с участием соответствующих органов исполнительной власти, а не техническими паспортами. Отсутствие технического паспорта на дороги не затрагивает интересы неопределенного круга лиц и не влияет на безопасность дорожного движения. Основания для обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц отсутствуют.

ВСН 1-83 является ведомственным нормативным актом и не является общеобязательным. Сроки, запрошенные Сланцевским городским прокурором для выполнения паспортизации, заведомо невыполнимы, потому что бюджет на 2011 год принят и в нем не запланированы средства на подобные мероприятия.

Суд, заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Соответствие состояния автомобильной дороги техническим нормам, относящимся к безопасности дорожного движения и подтверждаемым техническим паспортом дороги, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 5 ч. 9 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В ст. 6 ч. 8 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Судом установлено, что автомобильная дорога по Сланцевскому шоссе в г. Сланцы Ленинградской области является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и находится в собственности Сланцевского городского поселения. Данный факт не оспаривается сторонами и подтверждается ответом главы администрации МО Сланцевское городское поселения Хоперского А.А. от 19 ноября 2010 года № 2246/01-31 на запрос Сланцевского городского прокурора (л.д. 7-10).

На основании ст. 7 Областного закона Ленинградской области от 5 августа 1997 года № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области. Данный учет предусматривает, в том числе, и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия, состоянии дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

В силу статьи 10 вышеназванного Областного закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

Установлено, что паспортизация автомобильной дороги по Сланцевскому шоссе в г. Сланцы Ленинградской области не проводилась, технический паспорт на эту дорогу в администрации Сланцевского городского поселения отсутствует.

На основании ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В рамках данного Закона статья 5 Устава МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д. 12).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Доводы, изложенные в отзыве на иск, о том, что в полномочия органа местного самоуправления – администрации МО Сланцевское городское поселение, работы по паспортизации не входят, являются не состоятельными, учитывая, что, содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника, а не государственным полномочием, передача которого должна осуществляться в специальном порядке. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов.

Ссылка представителя администрации МО Сланцевское городское поселение на то, что Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) является ведомственной инструкцией и не обязательна для исполнения, не может быть судом принята во внимание.

Указанная инструкция была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом выше названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должен проводить их собственник – МО Сланцевское городское поселение в лице органа местного самоуправления, администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.

Отсюда следует, что иск Сланцевского городского прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования на подобные мероприятия не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку законодатель не связывает паспортизацию дорог с финансированием, а администрация поселения не лишена возможности привлечь для выполнения возложенных на нее законом функций иные средства в виде бюджетных субвенций.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по Сланцевскому шоссе в г. Сланцы Ленинградской области в соответствии с требованиями Областного закона Ленинградской области от 5 августа 1997 года № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР) в срок до 1 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий судья Феоктистова М.Ю.