Решение № 2-659 от 08.11.2011 г.



Дело № 2-659/2011 08 ноября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Н.А.

с участием прокурора Федоровой Е.Л.

при секретаре Буланчиковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор обратился в суд с исками к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация Старопольское сельского поселения) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Сланцевского района Ленинградской области, а именно: в деревне Говорово, деревне Перебор, деревне Бор, деревне Борисова Гора, пос. Новый в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дел к судебному разбирательству гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.

Сланцевским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ уточнены требования в части наименования одного из населенных пунктов этого сельского поселения, где находится одна из дорог, а именно в отношении деревни Перебор, в уточнении указывается правильное название деревни - Перегреб.

На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика администрация МО Сланцевский муниципальный район привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. иск поддержала, просила его удовлетворить и пояснила, что в результате проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Старопольское сельское поселение были выявлены нарушения, а именно: администрацией МО Старопольское сельское поселение, как собственника автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, не выполняются требования законодательства об автомобильных дорогах. Так, в отношении автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах Сланцевского района: в деревнях Борисова Гора, Бор, Перегреб, Говорово, поселке Новый не проведена паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории этого сельского поселения, круг которых определить невозможно, в связи с чем Сланцевский городской прокурор обратился в суд с настоящими исками. Администрацией Старопольского сельского поселения заключались договоры на содержание автомобильных дорог в населенных пунктах поселения, в частности, для уборки снега.

Представитель ответчика администрации МО Сланцевский муниципальный район Станкевич Н.Л., действующая на основании доверенности, по иску возражала, указав, что в настоящее время на территории Сланцевского района проводятся работы по территориальному планированию, в том числе и на территории Старопольского сельского поселения, они будут закончены к концу 2011 года. Пока эти работы не проведены невозможно определить границы поселений, а значит разграничить ответственность в отношении имеющихся дорог. В отношении этих дорог нет точных планов, кадастровых паспортов. Указанные дороги являются бесхозяйными, их не передавали в Сланцевский муниципальный район, и в Старопольское сельское поселение. Иск прокурором заявлен преждевременно. Нельзя сейчас провести паспортизацию дорог, поскольку не определены границы населенных пунктов. В настоящее время неизвестно, чьи это дороги, и какой орган обязан заниматься их содержанием. Кроме того, денежные средства на проведение мероприятий по паспортизации дорог не предусмотрены в бюджете.

Ответчик администрация МО Старопольское сельское поселение была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания <данные изъяты>, от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации с указанием на то, что иск ответчик не признает, поскольку градостроительный план поселения находится в стадии разработки, границы населенных пунктов не определены, акты разграничения ответственности по региональной дороге отсутствуют, поэтому паспортизацию дорог провести без указанных сведений невозможно <данные изъяты>.

Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя администрации Сланцевского муниципального района Станкевич Н.Л., изучив материалы гражданских дел, приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В части 8 статьи 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из материалов дела <данные изъяты> следует, что населенные пункты: д. Говорово, д. Перебор, д. Бор, д. Борисова Гора, пос. Новый, входят в состав муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области.

Согласно представленным администрацией Старопольского сельского поселения сведениям об автомобильных дорогах на территории этого сельского поселения имеются в дер. Бор грунтовая дорога протяженностью 1,1 км, в дер. Борисова Гора – грунтовая дорога протяженностью 0,4 км, в дер. Говорово – грунтовая дорога протяженностью 0,5 км, в дер. Перегреб – грунтовая дорога протяженностью 0,6 км, в поселке Новый – грунтовая дорога протяженностью 0,3 км <данные изъяты>.

Это же подтверждено и схемами д. Перегреб, д. Борисова Гора, пос. Новый, д. Говорово.

Ответчики не доказали суду, что указанные в иске автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения или являются частными автомобильными дорогами.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела государственного контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Сланцевского района и приложенного к нему перечня этих дорог видно, что указанные в иске дороги не относятся к дорогам регионального значения.

Таким образом, автомобильные дороги в д. Перегреб, д. Борисова Гора, пос. Новый, д. Говорово, д. Бор находятся в границах этих населенных пунктов МО Старопольское сельское поселение и не являются автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения или частными автомобильными дорогами.

Отсюда следует, что в силу статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ указанные автомобильные дороги относятся к собственности Старопольского сельского поселения.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Устава МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 14 от 21 ноября 2005 года, с изменениями и дополнениями, внесенными решением совета депутатов от 22 апреля 2009 года № 230, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ <данные изъяты>.

Из содержания статьи 9 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 14.12.98 г. № 1441.

Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

Из объяснений сторон, материалов дела <данные изъяты> следует, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах Сланцевского района: д. Перегреб, д. Борисова Гора, пос. Новый, д. Говорово, д. Бор не проводилась, технические паспорта на эти дороги в администрации Старопольского сельского поселения отсутствуют.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 3 Устава МО Старопольское сельское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Как уже отмечалось ранее, в полномочия органа местного самоуправления – администрации МО Старопольское сельское поселение, входят работы по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов.

Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) является ведомственной инструкцией, она утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом выше названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должен проводить их собственник – МО Старопольское сельское поселение в лице органа местного самоуправления, администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.

То, что МО Старопольское сельское поселение в лице органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия по управлению муниципальным имуществом, не является титульным собственником этих дорог, не освобождает его от обязанностей по их содержанию, вытекающих из Закона.

Бездействие администрации МО Сланцевский муниципальный район и администрации МО Старопольское сельское поселение по передаче в собственность указанных автомобильных дорог и оформлению собственности на эти дороги также не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления, а именно администрации Старопольского сельского поселения, от выполнения обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находящихся в границах населенных пунктов этого поселения, указанных в исках.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что 01 января 2006 года администрацией МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области был заключен договор № 12 с ГП «Сланцевское ДРСУ» на выполнение услуг дорожной техники по очистке проезжей части дорог от снега, по ряду населенных пунктов Старопольского сельского поселения, что является работами по содержанию дорог.

Такой же договор был заключен администрацией Старопольского сельского поселения и 1 января 2009 года.

Это свидетельствует о том, что администрация МО Старопольское сельское поселение считает дороги в населенных пунктах поселения собственностью поселения и финансирует их содержание.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иски Сланцевского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Срок для проведения паспортизации названных автомобильных дорог общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 июля 2012 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Сланцевского района Ленинградской области: в деревне Бор протяженностью 1,1 км, в деревне Борисова Гора протяженностью 0,4 км, в деревне Говорово протяженностью 0,5 км, в деревне Перегреб протяженностью 0,6 км, в пос. Новый протяженностью 0,3 км в соответствии с требованиями Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР).

На решение может быть подана жалоба, прокурором - представление в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий Н.А.Дорошенко