Дело № 2-721/2011 09 сентября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Дорошенко Н.А. с участием прокурора Лубенец Н.Ю. при секретаре Буланчиковой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов и их проектов незаконным и обязании принять меры к устранению этого нарушения Закона путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, у с т а н о в и л: Сланцевский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация Старопольского сельского поселения) и просил признать бездействие этого органа местного самоуправления по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов и их проектов незаконным и обязать принять меры к устранению этого нарушения Закона путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В судебном заседании прокурор Лубенец Н.Ю. заявление поддержала и пояснила, что в результате проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения администрацией Старопольского сельского поселения федерального законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов были выявлены нарушения требований этого законодательства. В соответствии с пунктом 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», вступившего в силу с 17 июля 2009 года, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов этих актов проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления согласно методике, определенной Правительством РФ. При этом п. 1 ст. 2 названного Закона предусматривает обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Между тем, в нарушение указанных требований Закона администрация Старопольского сельского поселения не проводила антикоррупционную экспертизу принимаемых ею нормативных правовых актов и их проектов. Прокурор Лубенец Н.Ю. просила удовлетворить требования к администрации Старопольского сельского поселения, указав, что за проверяемый период с момента вступления в силу закона и до настоящего времени на отдельные нормативные правовые акты администрации поселения Сланцевским городским прокурором приносились протесты, которые администрацией удовлетворялись, в этих актах, в том числе были выявлены и коррупциогенные факторы. Администрация Старопольского сельского поселения была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания <данные изъяты> От администрации Старопольского сельского поселения поступило факсимильное сообщение, в котором администрация просит перенести заседание суда на другой день в связи с тем, что глава администрация по ранее согласованному плану выезжает в г. Луга ООО «Лугатепломонтаж» для переговоров по сроку изготовления двух котлов по заключенному муниципальному контракту <данные изъяты> Признавая указанную причину неявки в судебное заседание представителя администрации Старопольского сельского поселения неуважительной, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих эту причину неявки главы администрации, а также учитывая, что отсутствуют данные о невозможности обеспечения явки в судебное заседание другого представителя, принимая во внимание согласие прокурора Лубенец Н.Ю. на рассмотрение дела в отсутствии представителя администрации, на основании ст. 257 ч. 2 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации Старопольского сельского поселения. Заслушав пояснения прокурора Лубенец Н.Ю., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с пунктом 1 части 2 названного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В пункте 3 части 1 статьи 3 данного Федерального закона предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом в пункте 4 указанной статьи определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Из выше приведенных правовых норм следует, что в обязанности органа местного самоуправления входит проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых этим органом нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Таким образом, администрация Старопольского сельского поселения при осуществлении своих полномочий по принятию нормативных правовых актов (проектов этих актов) в пределах своей компетенции, определенной в Уставе муниципального образования, должна была выполнять требования выше указанного Федерального закона о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Из пояснений прокурора Лубенец Н.Ю. следует, что в ходе проверки, проведенной Сланцевской городской прокуратурой по выполнению этого Закона администрацией Старопольского сельского поселения, было установлено, что экспертиза принятых администрацией нормативных правовых актов и их проектов после вступления в силу выше указанного Федерального закона не проводилась. Данные обстоятельства подтверждает и ответ администрации Сланцевскому городскому прокурору от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Согласно этому ответу на ДД.ММ.ГГГГ за проверяемый период администрацией Старопольского сельского поселения принято 30 нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза этих актов и их проектов не проводилась, при этом указывается на то, что администрацией приняты меры по вопросам, регламентирующим порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Так, в ответе говорится об утверждении постановления администрации от 28 июля 2011 года № 88-п «Об экспертизе нормативных правовых актов на коррупциогенность». Прокурор в обоснование требований по заявлению ссылался также на то, что при проверке нормативных правовых актов администрации Старопольского сельского поселения Сланцевским городским прокурором приносились протесты на отдельные нормативные акты администрации, в том числе и в связи с наличием в них коррупциогенных факторов. Так, ДД.ММ.ГГГГ Сланцевским городским прокурором было опротестовано постановление главы администрации Старопольское сельское поселение за № 90-п от 4 октября 2010 года «О внесении изменений в постановление от 3.03.2008 г. № 15-п «О комиссии МО Старопольское сельское поселение по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» (с посл. изм.). Одним из нарушений Закона, имевших место в опротестованном постановлении, явилось наличие в этом постановлении администрации коррупциогенных факторов. Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Согласно статьям 1, 2, 6 этого Федерального закона под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Отсюда следует, что опротестованный Сланцевским городским прокурором нормативный правовой акт администрации поселения, по которому не была проведена антикоррупционная экспертиза и, в первую очередь, экспертиза проекта этого акта, создавал условия для коррупции и тем самым мог привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, возникновению препятствий к осуществлению прав и свобод этих лиц при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание, что бездействие администрации Старопольское сельское поселение по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов и их проектов является незаконным, суд приходит к выводу, что заявление Сланцевского городского прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, р е ш и л: Заявление Сланцевского городского прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образование Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов. Обязать администрацию муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять меры по устранению нарушения Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), принимаемых этим органом местного самоуправления. На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд. Председательствующий Н.А.Дорошенко