Дело № 2-355/2011 18 апреля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Дорошенко Н.А. с участием прокурора Федоровой Е.Л. при секретаре Буланчиковой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог, у с т а н о в и л: Сланцевский городской прокурор обратился в суд с исками к администрации муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация Новосельского сельского поселения) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Новосельского сельского поселения, а именно: в деревне Надруя протяженностью 0,2 км, в деревне Наволок протяженностью 0,45 км, в деревне Новая Нива протяженностью 0,65 км, в деревне Луг протяженностью 0,8 км, в деревне Новоселье протяженностью 3,7 км, в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) в срок до 1.03 2012 года. Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дел к судебному разбирательству гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство для совместного рассмотрения. В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. иски поддержала, просила их удовлетворить и пояснила, что в результате проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Новосельское сельское поселение были выявлены нарушения, а именно: администрацией МО Новосельское сельское поселение, как собственником автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, не выполняются требования законодательства об автомобильных дорогах. Так, в отношении автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах этого поселения: в деревнях Надруя, Наволок, Новая Нива, Луг, Новоселье не проведена паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории этого сельского поселения, круг которых определить невозможно, в связи с чем Сланцевский городской прокурор обратился в суд с настоящими исками. Представитель ответчика администрация Новосельского сельского поселения Владимирова Н.В., действующая на основании доверенности, указала, что иск прокурора администрация признает и уже начаты работы по паспортизации дорог, в связи с чем заключен договор со Сланцевским бюро технической инвентаризации. При этом они не согласны со сроком проведения паспортизации этих дорог, о котором просит прокурор в своем иске. Срок до 1 марта 2012 года явно недостаточен для проведения этих работ, поскольку работы требуют денежных средств, которые в бюджете на этот год не запланированы. В лучшем случае они успеют сделать паспортизацию к лету 2012 года. Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя администрации Новосельского сельского поселения Владимировой Н.В., изучив материалы гражданских дел, приходит к следующему. Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В части 8 статьи 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Указанные в иске автомобильные дороги в границах Новосельского сельского поселения являются собственностью этого поселения, что администрацией МО Новосельское сельское поселение не оспаривается. Согласно ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог. В силу статьи 10 вышеназванного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2). Из материалов дела <данные изъяты> следует, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах Новосельского сельского поселения Сланцевского района: а именно: в деревне Надруя протяженностью 0,2 км, в деревне Наволок протяженностью 0,45 км, в деревне Новая Нива протяженностью 0,65 км, в деревне Луг протяженностью 0,8 км, в деревне Новоселье протяженностью 3,7 км, не проводилась, технические паспорта на эти дороги в администрации Новосельского сельского поселения отсутствуют. Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 3 Устава МО Новосельское сельское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог. Как уже отмечалось ранее, в полномочия органа местного самоуправления – администрации МО Новосельское сельское поселение, входят работы по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) является ведомственной инструкцией, она утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом выше названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должен проводить их собственник – МО Новосельское сельское поселение в лице органа местного самоуправления, администрации этого муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника. Отсюда следует, что иски Сланцевского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. Срок для проведения паспортизации названных автомобильных дорог общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит реальным и достаточным и не может принять доводы представителя администрации Новосельского сельского поселения об отнесении этого срока до лета 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Обязать администрацию муниципального образования Новосельское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 марта 2012 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Новосельского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области: в деревне Надруя протяженностью 0,2 км, в деревне Наволок протяженностью 0,45 км, в деревне Новая Нива протяженностью 0,65 км, в деревне Луг протяженностью 0,8 км, в деревне Новоселье протяженностью 3,7 км в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 утв. Минавтодор РСФСР). На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд. Председательствующий Н.А.Дорошенко