Дело № 2-654/2011 06 октября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Дорошенко Н.А. с участием прокурора Налимовой Е.В., представителя отдела МВД РФ по Сланцевскому району Орлянина С.И., при секретаре Буланчиковой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сланцевскому району Ленинградской области об обязании привести изолятор временного содержания при ОВД Сланцевского района Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, у с т а н о в и л: Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сланцевскому району Ленинградской области (далее – ОМВД РФ по Сланцевскому району) об обязании привести изолятор временного содержания при ОВД Сланцевского района Ленинградской области в соответствие с нормами федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело в части исковых требований к ответчику об обязании в течение первых суток в отношении вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых проводить санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии – в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, обрабатывать одежду (иные носильные вещи) в дезинфекционной камере, предоставлять подозреваемым и обвиняемым, прошедшим санитарную обработку, постельные принадлежности производством прекращено. В судебном заседании прокурор Налимова Е.В. в остальной части исковые требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ по заданию прокуратуры Ленинградской области Сланцевской городской прокуратурой была проведена проверка изолятора временного содержания ОМВД по Сланцевскому району на предмет соответствия условий содержания задержанных и заключенных под стражу требованиям действующего законодательства и технической укомплектованности. Результаты проверки показали, что вопреки требования Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в ИВС ОМВД по Сланцевскому району оборудование камер и помещений не соответствует установленным нормам, не обеспечивается соблюдение нормы санитарной площади на человека, нарушаются санитарно-гигиенические нормы, кроме того, не соблюдаются требования Федерального закона «О пожарной безопасности», а также ряд нормативных документов МВД РФ. Так, согласно акту комиссионного обследования изолятора временного содержания от ДД.ММ.ГГГГ при проверке были установлены следующие нарушения: прогулочный двор ИВС не оборудован навесом от дождя, для проведения свиданий в ИВС не оборудована специальная комната, отсутствуют индивидуальные спальные места в камерах № 3, 5, 6, не имеется столов и скамеек в камерах, полок для туалетных принадлежностей, бачков для питьевой воды, радиоприемников, централизованного горячего водоснабжения, кнопок вызова дежурного ИВС, в камерах №№ 3 и 6 нет окон, в других камерах окна выполнены из стеклоблоков с внутренней стороны ограждены металлическими щитами с отверстием 10 мм, все окна оборудованы силовой решеткой, фальшь-решетка имеется на окнах камер №№ 2, 4, естественное освещение поступает, но ограничено, форточек для проветривания нет, имеются проемы в окнах для естественного проветривания, освещение в камерах недостаточное, ночное освещение отсутствует, конструкция дверей камер и окна не соответствуют требованиям Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел № СП 12-95. В нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности» на окнах помещений установлены глухие решетки, в коридоре при входе, в коридоре правого крыла, в камерах ИВС не проведен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации, не проведен ремонт существующей системы автоматической пожарной сигнализации (не проведена замена тепловых пожарных извещателей на дымовые). Кроме того, санузлы в камерах огорожены частично, что нарушает права обвиняемых и подозреваемых, которым приходится использовать санузел в условиях недостаточной приватности в одной камере в жестко ограниченном пространстве. Прокурор Налимова Е.В. просит обязать ОМВД РФ по Сланцевскому району оборудовать камеры ИВС санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственных программ, кнопкой вызова дежурного, территорию прогулочного двора навесами от дождя, обеспечить наличие специальной комнаты для свиданий, распределять подозреваемых и обвиняемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, установить двери камер и окна в соответствии с требованиями пунктов 17.6, 17.7, 17.13 СП12-95, обеспечить освещение камер в соответствии с требованиями, установить ночное освещение камер, установить в ИВС систему автоматической пожарной сигнализации в коридоре, при входе, в коридоре правого крыла, в камерах ИВС, произвести ремонт существующей системы автоматической пожарной сигнализации (не проведена замена тепловых пожарных извещателей на дымовые). Представитель ответчика ОМВД РФ по Сланцевскому району Орлянин С.Е., действующий по доверенности, иск не признал и пояснил, что ОМВД РФ по Сланцевскому району в этом году выделено 500000 рублей, и на эти деньги они частично произведут косметический ремонт помещений ИВС, сделают нары или кровати, оборудуют санитарные узлы, чтобы обеспечить приватность, постараются обеспечить часть камер столами, скамейками, шкафами, полками и вешалками в рамках имеющегося финансирования. Договоры уже заключены и работы проводятся, срок их исполнения середина и конец октября этого года. Комната для свиданий у них имеется, но она используется еще и как комната для обыска подозреваемых и обвиняемых. Навесом от дождя прогулочный двор они оборудовать не должны, поскольку это требование касается только следственных изоляторов, а не изоляторов временного содержания. Обвиняемых и подозреваемых они распределяют по камерам с учетом определенной в Законе нормы площади на человека. Установить другие двери и окна большего размера они не могут, потому что это может привести к обрушению здания. Они готовы были бы изменить освещение камер, установить радиоприемники, но у них недостаточно финансирования на то, чтобы все переоборудовать в соответствии с действующими нормами. Требования прокурора об установлении в ИВС пожарной автоматической сигнализации и ремонте существующей автоматической сигнализации они не признают, поскольку в 2006 году в ИВС была установлена эта сигнализация, она в рабочем состоянии, ее постоянно проверяют сотрудники ФГУП «Охрана» МВД России. Замена в камерах тепловых извещателей на дымовые невозможна, поскольку лица, содержащиеся там, имеют право курить в камерах, а это будет приводить к срабатыванию сигнализации. ОМВД РФ по Сланцевскому району готово и имеет желание сделать все возможное, чтобы ИВС был оборудован в соответствии с требованиями законодательства, однако при этом он может выполнять эти работы только в рамках финансирования, поступающего из федерального бюджета. Третье лицо ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства <данные изъяты>, от его представителя поступило факсимильное сообщение с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие в связи с занятостью, а также возражения по иску Сланцевского городского прокурора <данные изъяты>, где указывается, что третье лицо требования прокурора не признает и в удовлетворении иска просит отказать. Суд, заслушав объяснения прокурора Налимовой Е.В., представителя ответчика Орлянина С.И., показания свидетеля, изучив материалы дела, обозрев в судебном заседании журнал № 02 регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной-тревожной сигнализации ОВД по Сланцевскому району, приходит к следующим выводам. Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В силу ст. 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Согласно ст. 9 Федерального закона № 103 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии со ст. 23 указанного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Кроме того, согласно ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Такие Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утверждены Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (в ред. от 13.09.2010 г.) (далее – Правила внутреннего распорядка). В пункте 3 этих Правил внутреннего распорядка говорится, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС. В пункте 45 данных Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного. В пункте 132 Правил определено, что прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в изоляторе временного содержания ОМВД по Сланцевскому району Сланцевской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения условий содержания обвиняемых и подозреваемых в этом учреждении требованиям Федерального закона № 103-ФЗ, Федерального закона «О пожарной безопасности № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. и нормативных документов МВД РФ. Это подтверждается объяснениями прокурора Налимовой Е.В., представителя ответчика Орлянина С.И. и актом комиссионного обследования ИВС от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>). По результатам данной проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства, регулирующего порядок и определяющего условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В акте от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что на момент проверки в камере № 1 площадью 11,8 кв. м находилось 4 человека, три камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами, в камерах отсутствуют столы и скамейки по лимиту мест, полки для туалетных принадлежностей, вешалки верхней одежды, средства радиовещания, кнопки для вызова дежурного ИВС, санузлы в камерах огорожены частично, внутри прогулочного двора отсутствуют навесы от дождя. Таким образом, выявленные в ходе проверки факты, свидетельствуют о нарушении ОМВД РФ по Сланцевскому району Ленинградской области требований Федерального закона № 103-ФЗ и принятых во исполнение этого Закона Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания. Так, при размещении подозреваемых и обвиняемых по камерам допускается нарушение нормы санитарной площади на одного человека, камеры не оборудованы в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка необходимой мебелью, средствами радиовещания, кнопками для вызова дежурного ИВС, санузлы не дооборудованы с учетом требований приватности, прогулочный двор не оборудован навесом от дождя. Указанные нарушения требований действующего законодательства приводят к нарушениям прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, предусмотренных Федеральным законом № 103-ФЗ, и также создают угрозу нарушения прав этих лиц. Ответчик ОМВД по Сланцевскому району в лице представителя Орлянина С.И. не признает требования Сланцевского городского прокурора, однако не оспаривает, что указанные нарушения требований законодательства имеют место. Кроме того, то, что эти нарушения имеют место, подтверждается и актами комиссионного обследования ИВС ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителей ОМВД по Сланцевскому району, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <данные изъяты> Следует также отметить, что ответчик, не признавая иск, тем не менее, принимает меры к устранению некоторых из этих нарушений законодательства. Так, в материалы дела представлены договоры подряда, заключенные ОМВД по Сланцевскому району с ООО «Траст» на выполнение работ по изготовлению и установке металлических настилов и других конструкций в здании ИВС, по замене труб отопления, по косметическому ремонту помещений этого здания, по сантехническим работам, по ремонту полов, изготовлению мебели в камерах ИВС <данные изъяты> Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что требования Сланцевского городского прокурора в части обязания Отдела МВД РФ по Сланцевскому району Ленинградской области: оборудовать камеры изолятора временного содержания санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, столами и скамейками по лимиту мест в камере, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственных программ, кнопкой вызова дежурного, камеры под номерами 3, 5, 6 индивидуальными нарами или кроватями, оборудовать территорию прогулочного двора ИВС навесом от дождя, распределять обвиняемых и подозреваемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Ссылки представителя ответчика в обоснование своих возражений на то, что ОМВД по Сланцевскому району не является собственником здания ИВС, не может служить основанием для отказа в удовлетворении данных требований, поскольку в соответствии с Положением об Отделе Министерства внутренних дел РФ по Сланцевскому району <данные изъяты> Отдел осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении, в полномочия Отдела входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Отсюда следует, что устранение выявленных в изоляторе временного содержания ОМВД по Сланцевскому району нарушений требований действующего законодательства, регулирующего порядок и определяющего условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, находится в компетенции Отдела МВД РФ по Сланцевскому району. Кроме того, Сланцевским городским прокурором заявлены также требования об обязании ответчика обеспечить наличие специальной комнаты для свиданий, установить двери камер и окна в соответствии с требованиями пунктов 17.6, 17.7, 17.13 СП 12-95, обеспечить освещение камер в соответствии с требованиями, установить ночное освещение камер. Однако суд находит, что указанные требования прокурора не могут быть удовлетворены по следующим основаниям. В обоснование этих требований прокурор ссылается на Свод правил – Инструкцию по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенную в действие ДД.ММ.ГГГГ (далее СП 12 -95). Из материалов дела <данные изъяты>, объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что здание ИВС построено в 1953 году, капитальных ремонтов и реконструкций здания после 1994 года не производилось. В первом разделе СП 12 – 95 указано, что нормы настоящей инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений органов внутренних дел (милиции). Отсюда вытекает, что распространение требований этой Инструкции о размере окон, дверей, освещении камер, наличии специальной комнаты для свиданий на здание ИВС, построенное в 1953 году, в котором не производилось после введения в действие этого нормативного документа никаких работ по капитальному ремонту, реконструкции, расширению, и т.п., является необоснованным. Учитывая это, указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ несоответствия окон и дверей камер требованиям СП 12-95 и в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы результаты измерений освещения помещений камер на соответствие их требованиям пункта 20.2 СП 12-95 МВД России <данные изъяты> не могут служить основанием для удовлетворения указанных требований прокурора. Сланцевский городской прокурор предъявил к ответчику требование об обязании установить в ИВС систему автоматической пожарной сигнализации в коридоре, при входе, в коридоре правого крыла, в камерах ИВС, произвести ремонт существующей системы автоматической пожарной сигнализации (не проведена замена тепловых пожарных извещателей на дымовые). Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что в 2006 году в помещениях изолятора временного содержания ОМВД РФ по Сланцевскому району установлена охранно-пожарная сигнализация, на техническое обслуживание средств сигнализации на этом объекте заключен государственный контракт с ФГУП «Охрана» МВД РФ на 2011 год № 31/51/№98 от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время охранно-пожарная сигнализация находится в исправном состоянии. Данные обстоятельства подтверждены договором от ДД.ММ.ГГГГ № на монтаж и наладку ОПС в ИВС ОВД по Сланцевскому району, локальной сметой, актом сдачи-приемки выполненных работ, государственными контрактами на техническое обслуживание средств сигнализации в ИВС, обозревавшимся в судебном заседании журналом регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной-тревожной сигнализации в ИВС ОМВД по Сланцевскому району <данные изъяты> Прокурором надлежащих доказательств того, что в отдельных помещениях ИВС не проведена автоматическая пожарная сигнализация, требуется ремонт существующей системы сигнализации, а именно замена тепловых пожарных извещателей на дымовые, не представлено. Кроме того, из приложения к государственным контрактам на техническое обслуживание смонтированного оборудования средств охранно-пожарной, тревожной сигнализации в ИВС видно, что в помещениях ИВС установлено 16 дымовых извещателей. Все это указывает на то, что требования прокурора носят абстрактный, не конкретный характер, из них непонятно, в каких именно помещениях ИВС не произведена замена извещателей на дымовые, почему установленная система сигнализации требует ремонта, почему недостаточно того оборудования, которое уже смонтировано, действует и обслуживается специализированной организацией, что в дальнейшем может привести к невозможности исполнить решение суда. Содержащиеся в акте от 11 июля 2011 года, в справке о противопожарном состоянии объекта ИВС <данные изъяты>, в информации прокурора (л. д. 90) указания на эти же обстоятельства, также не могут служить доказательствами того, что необходимо обязать ответчика выполнить эти действия, поскольку также не содержат конкретных сведений о том, где требуется ремонт сигнализации, где она не проведена, почему существующей сигнализации недостаточно. Показания свидетеля Богдановой Ю.В., инспектора ОНД по Сланцевскому району, также не подтверждают обоснованность требований прокурора в этой части. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Сланцевского городского прокурора об обязании установить в ИВС систему автоматической пожарной сигнализации в коридоре, при входе, в коридоре правого крыла, в камерах ИВС, произвести ремонт существующей системы автоматической пожарной сигнализации (не проведена замена тепловых пожарных извещателей на дымовые) необоснованны и не могут быть удовлетворены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л: Иск Сланцевского городского прокурора удовлетворить частично. Обязать отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сланцевскому району Ленинградской области: оборудовать камеры изолятора временного содержания санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственных программ, кнопкой вызова дежурного, камеры под номерами 3, 5, 6 индивидуальными нарами или кроватями, оборудовать территорию прогулочного двора ИВС навесом от дождя, распределять обвиняемых и подозреваемых по камерам с учетом нормы санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров. В удовлетворении остальной части исковых требований Сланцевскому городскому прокурору отказать. На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд. Председательствующий Н.А.Дорошенко