Решение № 2-572 от 13.10.2010 г.



Отметка об исполнении решения _________________________________________________

Дело № ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Н.А.

при секретаре Мишаковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамутовой Айнуры Эркинбаевны об обязании главы администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять заявление о регистрации по месту жительства и зарегистрировать в установленном законом порядке,

у с т а н о в и л:

Заявитель Мамутова А.Э. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа главы администрации Старопольского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять от нее заявление о регистрации ее по месту жительства по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, д. Бор, <адрес> обязании главы администрации этого сельского поселения Голяки А.В. принять от нее указанное заявление и зарегистрировать ее по указанному адресу в установленном законом порядке на данной жилой площади.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В судебном заседании заявитель Мамутова А.Э. поддержала доводы заявления, просила его удовлетворить, пояснив, что проживает в п. Пудости Гатчинского района, в феврале 2010 года купила дом в Сланцевском районе в д. Бор, хотела там проживать, обратилась к главе администрации Старопольского сельского поселения Голяке А.В. по поводу регистрации ее по месту жительства в принадлежащем ей доме в д. Бор, однако Голяка А.В. отказался принять от нее заявление и сообщил о том, что по вопросу регистрации нужно обращаться в отделение УФМС по Санкт-Петербургу и <адрес> в <адрес>. Она туда обратилась, но начальник этого органа Волкова О.Б. документы на регистрацию от нее не приняла, отправив ее обратно в администрацию Старопольского сельского поселения. Однако там от нее опять заявление не приняли, Голяка А.В. предложил ей обратиться в Сланцевскую прокуратуру, что она и сделала. В апреле или мае 2010 года она получила ответ из прокуратуры, о том, что органом регистрационного учета граждан в Старопольском сельском поселении является администрация. С этим ответом она поехала к Голяке А.В., но тот в очередной раз отказался принять от нее заявление о регистрации по месту жительства в принадлежащем ей доме. Хозяин дома, в котором она сейчас проживает, ФИО5, собирается продавать свой дом и просит ее сняться с регистрационного учета по этому дому. Поэтому она может в результате остаться без регистрации.

Заявитель Мамутова А.Э. просит удовлетворить ее требования, указав, что отказ главы администрации принять от нее заявление незаконен, нарушает ее права, закрепленные в статье 27 Конституции РФ, она намерена проживать в этом доме вместе со своими родственниками.

Глава администрации МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Голяка А.В. был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства <данные изъяты>, однако в судебное заседание не явился. От него поступили письменные возражения, в которых указано, что с заявлением он не согласен, полагал, что оно не может быть удовлетворено, поскольку согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществление каких-либо действий по регистрации граждан по месту жительства, в том числе прием и оформление первичных документов, не относится к вопросам местного значения, это государственная услуга, федеральные полномочия, органам местного самоуправления они в установленном порядке не передавались, финансовые средства на их осуществление администрации не выделялись, при этом согласно ст. 20 этого Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных местным муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства <данные изъяты> от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие <данные изъяты> в котором указано, что возражений по заявлению УФМС России по С.-Петербургу и Ленинградской области не имеет.

Суд, заслушав объяснения заявителя Мамутовой А.Э., показания свидетеля ФИО5, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.

В соответствии с ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан или создало препятствия к их осуществлению.

Следуя рекомендациям названного Постановления Пленума ВС РФ (п. 25), суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решение или совершение действия, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Мамутова А.Э приобрела жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Ленинградская область Сланцевский район Старопольская волость д. Бор, <адрес>. Свое право собственности на жилой дом Мамутова А.Э. зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

После регистрации права собственности Мамутова А.Э. обратилась к главе администрации Старопольского сельского поселения Голяке А.В. с заявлением о регистрации ее по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме. Однако глава администрации Старопольского сельского поселения Голяка А.В. отказался принять от Мамутовой А.Э. заявление о регистрации ее по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ Мамутова А.Э. обратилась с заявлением по факту отказа главы администрации Старопольского сельского поселения в приеме от нее документов на регистрацию по месту жительства в Сланцевскую городскую прокуратуру.

ДД.ММ.ГГГГ Сланцевским городским прокурором ей был дан ответ, в котором указывалось на то, что администрация Старопольского сельского поселения является органом регистрационного учета на территории этого поселения, отказ должностного лица, ответственного за регистрацию в приеме заявления Мамутовой А.Э. влечет нарушение права лица на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, и ей было рекомендовано обратиться в суд (<данные изъяты>).

Из объяснений заявителя Мамутовой А.Э. следует, что после получения ответа Сланцевского городского прокурора она вновь в июне или июле 2010 года обратилась к главе администрации с заявлением о регистрации ее по месту жительства в указанном жилом доме, но в очередной раз от главы администрации Старопольского сельского поселения последовал отказ принять заявление.

В сентябре 2010 года она обратилась к главе администрации в очередной раз, и опять в принятии от нее заявления ей было отказано.

Эти объяснения Мамутовой А.Э. подтверждены показаниями свидетеля ФИО5, который в судебном заседании показал, что Мамутова А.Э. зарегистрирована и проживает в его доме, он принимает активное участие в ее судьбе, помогал ей получать гражданство, зарегистрировал ее у себя в доме, поскольку она осталась с детьми на улице, он ее пожалел. Первоначально он ездил к главе администрации Голяка А.В. вместе с Мамутовой А.Э. по поводу регистрации ее по месту жительства в приобретенном ею в собственность жилом доме в д. Бор Старопольской волости, но Голяка А.В. не принял от нее заявление без видимых причин, на их просьбу дать письменный отказ, он дал им письмо начальника УФМС Волковой О.Б. и порекомендовал обратиться в этот орган. Потом Мамутова А.Э. обращалась в Сланцевскую прокуратуру, ей прокурор дал ответ, что отказ главы администрации неправомерен. После этого Мамутова А.Э. ездила к Голяке А.В. по поводу регистрации еще раз в мае или июне 2010 года, а также в сентябре 2010 года, но ответ его был такой же, заявление от нее он принять отказался.

Кроме того, в своих письменных возражениях (<данные изъяты>) глава администрации Старопольского сельского поселения не оспаривает, что заявитель несколько раз обращалась к нему с заявлением о регистрации по месту жительства, и ей было отказано в принятии заявления.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Мамутовой А.Э. главой администрации Старопольского сельского поселения Голяка А.В. было отказано в принятии от нее заявления о регистрации по месту нахождения ее собственного недвижимого имущества, чем создано препятствие к осуществлению Мамутовой А.Э. ее права на выбор места жительства и регистрации по выбранному месту жительства.

В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Регистрация гражданина по месту жительства или месту пребывания является административным актом, который удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или мест пребывания.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями на 18 июля 2006 года) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

На основании статьи 4 названного Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах…, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах – местная администрация.

Также и в пункте 5 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ № 928 от 19 июля 2004 года, указано, что ФМС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Отсюда следует сделать вывод, что администрация МО Старопольское сельское поселение, в оговоренных Законом случаях, являлась и является органом регистрационного учета.

Доводы главы администрации Старопольского сельского поселения Голяка А.В., содержащиеся в письменных возражениях (<данные изъяты>), о том, что в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не прописаны обязанности администрации сельского поселения принимать, оформлять, согласовывать документы граждан для регистрации по месту жительства опровергаются ст. 14 ч. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, где указано, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы и участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, … за счет доходов местных бюджетов…

Таким федеральным законом в настоящем случае является Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» и его вышеназванная в настоящем действующая статья 4.

Правовое регулирование государственной услуги (административной процедуры) по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, порядок взаимодействия ФМС России и ее территориальных органов, а также порядок взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления устанавливает Административный регламент предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденный приказом ФМС № 208 от 20 сентября 2007 года (далее – Административный регламент). Помимо того, что в данном нормативном акте тоже указано, что регистрационный учет осуществляется регистрационными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством РФ, - органами местного самоуправления поселений (п. 4), там же еще и подробно расписаны сроки, последовательность действий, формы учета при регистрации граждан, а также указано, что в органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что глава администрации МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Голяка А.В. не доказал законность и обоснованность своих действий, выразившихся в отказе осуществить первичный прием документов от гражданина РФ Мамутовой А.Э. на регистрацию по месту жительства в частном <адрес>. Бор Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области.

Согласно п. 7 Административного регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие с регистрации по месту жительства и месту пребывания.

При таких обстоятельствах, отказ главы администрации МО Старопольское сельское поселение Голяки А.В. принять заявление Мамутовой А.Э. является незаконным, а заявление Мамутовой А.Э. в этой части является обоснованным.

Статья 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Мамутова А.Э. просит суд обязать главу администрации поселения принять от нее заявление о регистрации по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности жилом <адрес> д. Бор Старопольской волости и зарегистрировать ее по этому адресу.

Учитывая, что суд признал отказ главы администрации поселения принять заявление Мамутовой А.Э. о регистрации незаконным, а ее заявление в этой части обоснованным, требование заявителя об обязании главы администрации принять от нее заявление о регистрации подлежит удовлетворению.

Исходя из содержания п. 20 Административного регламента при поступлении заявления на регистрацию по месту жительства в орган регистрационного учета оно должно быть рассмотрено в трехдневный срок со дня его поступления, поэтому суд считает необходимым обязать главу администрации не только принять заявление, но и рассмотреть его в установленный срок, то есть в течение трех дней после поступления.

Однако суд не может удовлетворить требование Мамутовой А.Э. об обязании главы администрации Старопольское сельское поселение зарегистрировать ее по указанному адресу, поскольку суд, установив, что заявление Мамутовой А.Э. не было принято главой администрации и рассмотрено, может обязать должностное лицо только принять заявление и рассмотреть его, не предрешая при этом существа решения, которое должно быть принято этим должностным лицом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 257 – 258, 194 – 199 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Признать незаконным отказ главы администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Голяки Анатолия Васильевича в принятии заявления Мамутовой Айнуры Эркинбаевны о регистрации по месту жительства по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, деревня Бор, <адрес>.

Обязать главу администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Голяку Анатолия Васильевича принять заявление и документы Мамутовой Айнуры Эркинбаевны о регистрации ее по месту жительства по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, деревня Бор, <адрес> рассмотреть ее заявление в течение трех дней со дня его поступления.

В остальной части требований заявителю Мамутовой Айнуре Эркинбаевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сланцевский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Дорошенко