О.
Дело № 2-25/2011г. 14 февраля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и иСланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дударевой О.Ф.,
с участием прокурора Павлова Н.М.
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района о возложении обязанности обратиться в Сланцевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества,
у с т а н о в и л :
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением об обязании администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество гидротехническое сооружение – плотину на реке Долгая, расположенную на территории этого муниципального образования в д. Загорье Сланцевского района Ленинградской области.
В ходе судебного разбирательства прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ представил заявление о дополнении исковых требований, в котором просил также признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, расположенного на территории указанного муниципального образования.
В обоснование иска прокурор Павлов Н.М. пояснил, что на территории Старопольского сельского поселения близ д. Загорье находится полуразрушенное гидротехническое сооружение – плотина на реке Долгая. Данное сооружение является опасным объектом, который создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды и возникновения чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, это сооружение представляет угрозу жизни и здоровью людей. Из документальных доказательств следует, что плотина не имеет собственника, является бесхозяйным недвижимым имуществом, находящимся на территории Старопольского поселения. Администрация муниципального образования Старопольского сельского поселения является единственным субъектом, который в силу требований ст. 225 ГК РФ вправе обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального Закона РФ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения организации его эксплуатации.
Представитель администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Одинокова Н.А., действовавшая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что на территории Старопольского сельского поселения близ д. Загорье на реке Долгая действительно находится нефункционирующая длительное время плотина. Она полуразрушена, но не может представлять какой-либо опасности для жителей поселения, так как ниже по течению реки Долгая нет ни одного населенного пункта. Кроме того, река сильно обмелела. Обязанность, которую прокурор желает возложить на орган местного самоуправления, повлечет содержание этого имущества, его реконструкцию, на что в бюджете поселения средства отсутствуют.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Как установлено из объяснений представителей сторон, представленных письменных доказательств, на территории Старопольского сельского поселения близ д. Загорье Сланцевского района Ленинградской области на реке Долгая находится плотина, которая входит в состав гидротехнических сооружений Ложголовской ГЭС, построенной в 1948-1950 годах. В настоящее время гидротехнические сооружения разрушены, не имеют собственника, в Российском регистре гидротехнических сооружений не числятся .
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 8, 22, 24 части 1 ст. 3 Устава муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения Старопольского сельского поселения отнесено участие в предупреждении
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, необращение администрации Старопольского сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансовой возможности для содержания гидротехнического сооружения не может быть принята судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Кроме того, в силу ст.ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения – плотины, находящейся на территории этого муниципального образования.
Возложить на администрацию муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района обязанность обратиться в Сланцевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - плотины на реке Долгая, расположенную близ д. Загорье Сланцевского района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий: О.Ф. Дударева