Дело № 2-237/2011 24 февраля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и иСланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Н.А.
с участием прокурора Федоровой Е.Л.
при секретаре Новикове В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог,
у с т а н о в и л:
Сланцевский городской прокурор обратился в суд с исками к администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация Выскатского сельского поселения) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Сланцевского района Ленинградской области, а именно: в деревне Куклина Гора протяженностью 1 км, в деревне Кушела протяженностью 0,5 км, в деревне Кривицы протяженностью 0,4 км, в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) в срок до 1.12.2011 года.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дел к судебному разбирательству гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. иск поддержала, просила его удовлетворить и пояснила, что в результате проведенной Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение были выявлены нарушения, а именно: администрацией МО Выскатское сельское поселение, как собственником автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования, не выполняются требования законодательства об автомобильных дорогах. Так, в отношении автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах Сланцевского района: в дер. Куклина Гора, деревне Кушела, деревне Кривицы не проведена паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории этого сельского поселения, круг которых определить невозможно, в связи с чем Сланцевский городской прокурор обратился в суд с настоящими исками.
Представитель ответчика администрация Выскатского сельского поселения Чистякова О.В., действующая на основании доверенности, указала, что иск прокурора администрация признает, однако просит продлить срок для проведения этих работ до 1 января 2013 года, поскольку технический паспорт не является надлежащим документом без оформления кадастровых паспортов, межевания земельных участков в полосе отвода дорог, а это повлечет дополнительные затраты, которые составят 531223 руб. Бюджет поселения на текущий год сформирован с дефицитом в 226000 рублей, что не позволит профинансировать данные работы в 2011 году.
Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя администрации Выскатского сельского поселения Чистяковой О.В., изучив материалы гражданских дел, приходит к следующему.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В части 8 статьи 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Указанные в иске автомобильные дороги в границах Выскатского сельского поселения являются собственностью этого поселения, что администрацией МО Выскатское сельское поселение не оспаривается.
Согласно ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ и Правительством Ленинградской области. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.
В силу статьи 10 вышеназванного Закона к муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).
Из материалов дела <данные изъяты> следует, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования в населенных пунктах Сланцевского района: деревне Куклина Гора протяженностью 1 км, деревне Кушела протяженностью 0,5 км, деревне Кривицы протяженностью 0,5 км не проводилась, технические паспорта на эти дороги в администрации Выскатского сельского поселения отсутствуют.
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 3 Устава МО Выскатское сельское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Как уже отмечалось ранее, в полномочия органа местного самоуправления – администрации МО Выскатское сельское поселение, входят работы по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов.
Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) является ведомственной инструкцией, она утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом выше названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должен проводить их собственник – МО Выскатское сельское поселение в лице органа местного самоуправления, администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.
Отсюда следует, что иски Сланцевского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Срок для проведения паспортизации названных автомобильных дорог общего пользования местного значения, о котором просит прокурор, суд находит разумным и достаточным и не может принять доводы администрации Выскатского сельского поселения об отнесении этого срока на 1 января 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Обязать администрацию муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 декабря 2011 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Сланцевского района Ленинградской области: в деревне Куклина Гора протяженностью 1 км, в деревне Кушела протяженностью 0,5 км, в деревне Кривицы протяженностью 0,4 км в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР).
На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.
Председательствующий Н.А.Дорошенко