Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Давидович Н.А., с участием прокурора Федоровой Е.Л., при секретаре Новикове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги, У С Т А Н О В И Л: Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчику администрации МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги в д. Филево Сланцевского района Ленинградской области в срок до 1 октября 2012 года. Определением суда от 20 февраля 2012 года настоящее гражданское дело было соединено в одно производство с гражданскими делами № 2-129, 2-130, 2-131 по искам Сланцевского городского прокурора к администрации МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог в д. Хотило, д. Дретно, в д. Дубо. В судебном заседании помощник Сланцевского городского прокурора Федорова Е.Л., исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Сланцевской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Старопольского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области. В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Старопольского сельского поселения, предоставленном администрацией Старопольского сельского поселения, указаны автомобильные дороги в д. Хотило, д. Дретно, д. Филево, д. Дубо. В ходе проведенной проверки установлено, что паспортизация указанных автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась, хотя в соответствии со ст. 7 Областного закона «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» № 28-оз это является обязательным. С июля 2011 года указанный закон утратил свою силу, но требование об учете и паспортизации дорог все равно остается предусмотренным нормами федеральных законов «Об автодорогах и дорожной деятельности в РФ» и «О безопасности дорожного движения». В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. На основании п. 8 ст. 6 названного Закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог (ВСН 1-83, утвержденной Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. На основании п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения. В соответствии с Уставом муниципального образования Старопольское сельское поселение к вопросам местного значения поселения относятся такие вопросы, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, что невозможно без наличия дорог. В доказательство того, что в фактическом ведении администрации Старопольское сельское поселение находятся вопросы о дорожной деятельности и эксплуатации автомобильных дорог местного значения, представитель истца приобщила к материалам дела выписку из Устава поселения, выписку из областного закона Ленинградской области № 47-оз от 01.09.2004 г. в редакции от 06.05.2010 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сланцевский муниципальный район и муниципальных образования в его составе», где указаны границы перечисленных деревень, копии договоров № 3 от 01.01.2009 г. и № 12 от 01.01.2006 года между главой администрации МО Старопольское сельское поселение и ГП «Сланцевское ДРСУ» о выполнении услуг дорожной техники по очистке проезжей части дорог от снега по указанным населенным пунктам Старопольского сельского поселения. Ранее судом уже были приняты решения по другим деревням данного сельского поселения, которые вступили в законную силу и исполняются. Прокурор Федорова Е.Л. просит обязать МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области произвести паспортизацию автомобильных дорог в д. Филево, д. Хотило, д. Дретно, д. Дубо Сланцевского района Ленинградской области в срок до 1 октября 2012 года. Представитель ответчика администрации МО Старопольского сельского поселения Еговитова Т.В., действующая на основании доверенности пояснила, что администрация возражает против удовлетворения требований прокурора об обязании проведения паспортизации автомобильных дорог в деревнях Филево, Хотило, Дретно, Дубо Сланцевского района Ленинградской области в связи с тем, что право собственности на указанные автомобильные дороги муниципальному образованию Старопольское сельское поселение не передавалось, на балансе дороги не числятся, а в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания объектов недвижимости возложено на собственника объекта. Хотя не отрицала, что фактически администрация частично выполняет функции по содержанию спорных дорог, в частности, обеспечивая оплату уборки дорог в зимнее время от снега. Представитель также ссылалась на отсутствие финансирования на паспортизацию, поэтому выполнить паспортизацию данных дорог в срок до 01 октября 2012 года не реально. Прокурор, заявляя требования об обязании администрации МО Старопольского сельского поселения провести паспортизацию автомобильных дорог, не являющихся собственностью муниципального образования и не состоящих на балансе и в реестре муниципального имущества, просит суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, что является недопустимым Представитель третьего лица администрации МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений по искам не представил. Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему: В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Соответствие состояния автомобильной дороги техническим нормам, относящимся к безопасности дорожного движения и подтверждаемым техническим паспортом дороги, затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Согласно ст. 5 ч. 9 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В ст. 6 ч. 8 названного Закона № 257-ФЗ определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статьей 14 ч. 1 п. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесена … дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Закона пунктом 5 статьи 3 Устава МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области закреплено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, к вопросам местного ведения по закону и Уставу относятся создание условий для обеспечения транспортных услуг населению, обеспечения возможности деятельности торговых предприятий, по оказанию бытовых услуг, по обеспечению противопожарных мер, мер по предотвращению и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, что невозможно без нормально функционирующих дорог, а также и организованного учета (как составляющей части деятельности по содержанию и эксплуатации дорог), поэтому отсутствие надлежаще оформленных паспортов дорог нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся на территории города Сланцы и Сланцевского района. Из материалов дела следует, что населенные пункты д. Филево, д. Хотило, д. Дретно, д. Дубо входят в состав муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области. Данный факт не оспаривается сторонами. Ответчик не доказал суду, что указанные в иске автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения или являются частными автомобильными дорогами. Таким образом, автомобильные дороги в д. Филево, д. Хотило, д. Дретно, д. Дубо находятся в границах населенных пунктов МО Старопольское сельское поселение, не являются автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения или частными автомобильными дорогами, следовательно, в соответствии с вышеназванными нормами права, указанные автомобильные дороги относятся к собственности Старопольского сельского поселения. Установлено, что паспортизация указанных автомобильных дорог не проводилась, технические паспорта на эти дороги отсутствуют. В силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Дорожная деятельность, согласно дефинициям ст. 3 Закона № 257-ФЗ, - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2). В соответствии со ст. 12 Закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Статья 17 Закона № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог. Кроме того, согласно действующих методических рекомендаций по ремонту и содержанию дорог (отраслевой дорожный методический документ от 17.03.2004 г. №ОС-28\1270-ис, утвержденный Минавтодором РФ), где полностью раскрыты все понятия по содержанию автодорог, их паспортизация и регистрация, в том числе указано, что в соответствии с конечной целью деятельности дорожной службы (а также и владельцев дорог) вытекает обязанность всех дорожных служб и собственников дорог государственного учета и паспортизации автодорог, дорожных сооружений, движения по ним, создание банка данных о состоянии дорог и сооружений со ссылкой именно на нормы типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, также утвержденной Минавтодором России и не отмененных до настоящего времени. Как уже указывалось выше, содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Кроме того, согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью собственника. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов. Доводы представителя ответчика о том, что дороги в д. Филево, д. Хотило, д. Дретно, д. Дубо Сланцевского района Ленинградской области не переданы Старопольскому сельскому поселению, суд находит не состоятельными, учитывая приведенные выше нормы закона, прямо указывающие на данную категорию автомобильных дорог, как на дороги местного значения. Заслуживает внимания суда и тот факт, что 1 января 2006 года и 01 января 2009 года администрацией МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области были заключены договора № 12, и № 3 с ГП «Сланцевское ДРСУ» на выполнение услуг дорожной техники по очистке проезжей части дорог от снега, что является работами по содержанию дорог, по ряду населенных пунктов Старопольского сельского поселения, в том числе по очистке дорог в д. Филево, д. Хотило, д. Дретно, д. Дубо, на что требуется выделение денежных средств. Отсутствие в администрации поселения специального органа или возложение части указанных дорожных функций на подрядную или иную коммерческую организацию не освобождает владельца дороги от исполнения всех предусмотренных законом функций, как и от обязанности вести учет дорог, земель, занимаемых дорогами, примыкающих территорий и сооружений, как объектов недвижимости с целью последующей регистрации и кадастровой нумерацией и идентификации, а впоследствии и осуществления иных составляющих по содержанию дорог (ремонт, разметка и т.п.). Ссылка на отсутствие финансирования не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку законодатель не связывает паспортизацию дорог с финансированием, а администрация поселения не лишена возможности привлечь для выполнения возложенных на нее законом функций иные средства в виде бюджетных субвенций. Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок выполнения работ до 1 октября 2012 года суд полагает реальным и достаточным с учетом состава работ, указанных в инструкциях и возможности обеспечения их финансирования, при этом ответчик вправе в дальнейшем просить суд отсрочить срок исполнения решения, если по уважительным причинам не сможет в испрашиваемые истцом сроки выполнить требуемые работы. От несения расходов по оплате госпошлины все стороны по делу освобождены законом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области произвести работы по технической паспортизации автомобильных дорог местного значения в деревнях: Филево Сланцевского района Ленинградской области, протяженностью 0,9 км, Хотило, протяженностью 0,7 км, Дретно, протяженностью 0,9 км, Дубо, протяженностью 0,7 км., в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Министерством автомобильных дорог РСФСР от 05.02.1982 г. (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР) в срок до 1 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца посредством подачи лицами, участвующими в деле апелляционной жалобы, прокурором - принесения представления через Сланцевский городской суд. Председательствующий судья Давидович Н.А.