Решение № 2-156 от 06.03.2012 г.



Отметка об исполнении решения ___________________________________

Дело № 2-156/2012 06 марта 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Давидович Н.А.

с участием прокурора Федоровой Е.Л.

при секретаре Новикове В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог,

у с т а н о в и л:

Сланцевский городской прокурор обратился в суд с исками к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения в населенных пунктах Сланцевского района Ленинградской области, а именно: в деревне Пенино в соответствии с требованиями Областного закона № 28-оз «Об автомобильных дорогах Ленинградской области» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (утв. Минавтодором РСФСР) в срок до 01.10.2012 года.

В судебном заседании прокурор Федорова Е.Л. иск поддержала, просила его удовлетворить и пояснила, что Сланцевской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области. В ответ на запрос Сланцевской городской прокуратуры администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение был предоставлен перечень автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Старопольского сельского поселения, в котором среди прочих указана дорога в деревне Пенино. В ходе проверки установлено, что в отношении автомобильных дорог общего пользования в указанных населенных пунктах не проведена паспортизация. В данном перечне указанные дороги значатся как бесхозяйные, однако Сланцевская городская прокуратура с этим не согласна. В силу ст. 5, 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанные автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, собственником указанных дорог является администрация муниципального образования Старопольское сельское поселение. Ответчиком заключались договоры на расчистку указанных дорог от снега. Согласно Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 12.11.2007 г. № 160 расчистка дорог от снега также, как и паспортизация дорог, входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог. Обязанность по содержанию автомобильных дорог действующим законодательством возложена на администрацию муниципального образования Старопольское сельское поселение. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории этого сельского поселения, круг которых определить невозможно в связи, с чем Сланцевский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Еговитова Т.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в перечне муниципальной собственности администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение указанной в иске прокурора автомобильной дороги нет. Указанная дорога является бесхозяйной, на баланс муниципального образования Старопольское сельское поселение она не передавалась. Эта автомобильная дорога существуют в границах Старопольского сельского поселения, и администрация сельского поселения действительно заключала договоры на расчистку проезжей части этой дороги от снега, однако других мероприятий по содержанию указанной автомобильной дороги не проводится. С заявлением в регистрирующие органы о постановке на учет указанной автомобильной дороги как бесхозяйное имущество, ответчик не обращался. Кроме того, обозначенный в иске прокурором срок для исполнения требований ответчик считает нереальным, поскольку финансовые затраты на проведение мероприятий по паспортизации данных дорог в бюджете муниципального образования сельского поселения на 2012 год не предусмотрены.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, в судебное заседание не явился, о дне суда извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.

Суд, заслушав объяснения прокурора Федоровой Е.Л., представителя администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области Еговитовой Т.В., изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В части 8 статьи 6 названного Закона определено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что населенный пункт д. Пенино входит в состав муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области.

Согласно представленным администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение сведениям об автомобильных дорогах, на территории этого сельского поселения в дер. Пенино имеется грунтовая дорога протяженностью 0,1 км.

Доказательств о том, что указанная автомобильная дорога относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения или является частной автомобильной дорогой, стороной ответчика не представлено.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела государственного контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Сланцевского района и приложенного к нему перечня этих дорог видно, что указанная в иске дорога не относится к дорогам регионального значения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что автомобильная дорога в д. Пенино находится в границах этого населенного пункта муниципального образования Старопольское сельское поселение и не является автомобильной дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения или частной автомобильной дорогой.

Отсюда следует, что в силу статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ указанная автомобильная дорога относится к собственности муниципального образования Старопольское сельское поселение.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, принятого решением совета депутатов муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области № 14 от 21 ноября 2005 года, с изменениями и дополнениями, внесенными решением совета депутатов от 22 апреля 2009 года № 230, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Из содержания статьи 9 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 14.12.98 г. № 1441.

Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации автомобильных дорог.

Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83, утв. Минавтодором РСФСР) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию (п. 1.1). Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2).

Из объяснений сторон, материалов дела следует, что паспортизация автомобильной дороги общего пользования в населенном пункте Сланцевского района: д. Пенино не проводилась, технический паспорт на эту дорогу в администрации Старопольского сельского поселения отсутствует.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 3 Устава муниципального образования Старопольское сельское поселение содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Как уже отмечалось ранее, в полномочия органа местного самоуправления – администрации МО Старопольское сельское поселение, входят работы по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Несение расходов на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, таким образом, является обязанностью самого собственника. Отсутствие паспортов дорог и необходимость их составления специализированной организацией не освобождает собственника от принятия мер для осуществления паспортизации дорог, включая и несение соответствующих расходов.

Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) является ведомственной инструкцией, она утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом выше названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что паспортизацию автомобильных дорог должен проводить их собственник – муниципальное образование Старопольское сельское поселение в лице органа местного самоуправления администрации муниципального образования, осуществляющего от имени муниципального образования полномочия собственника.

То, что муниципальное образование Старопольское сельское поселение в лице органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия по управлению муниципальным имуществом, не является титульным собственником этих дорог, не освобождает его от обязанностей по их содержанию, вытекающих из Закона.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ заявление о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, подается органом местного самоуправления, на территории которого она находится, то есть обязанность по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, расположенную на территории муниципального образования, возложена на это муниципальное образование. Бездействие администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение по оформлению права собственности на указанную автомобильную дорогу не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления, а именно администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение, от выполнения обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находящихся в границах населенных пунктов этого поселения.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что 01 января 2006 года администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области был заключен договор № 12 с ГП «Сланцевское ДРСУ» на выполнение услуг дорожной техники по очистке проезжей части дорог от снега, по ряду населенных пунктов Старопольского сельского поселения. Указанный вид работ согласно Классификации относится к мероприятиям по содержанию дорог.

Такой же договор был заключен администрацией муниципального образования Старопольского сельского поселения и 01 января 2009 года.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что администрация муниципального образования Старопольское сельское поселение частично выполняет свои обязанности по финансированию содержания автомобильных дорог, расположенных в черте муниципального образования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск Сланцевского городского прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что бюджет муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района на 2012 год сформирован и утвержден в декабре 2011 года. В бюджете заложено финансирование в размере 20000 рублей на паспортизацию автомобильных дорог, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда. Финансирование паспортизации автомобильной дороги в д. Пенино в бюджете на 2012 год не предусмотрено, реальный срок для проведения паспортизации указанной дороги с учетом финансовой возможности муниципального образования – июль 2013 года.

Учитывая, что Сланцевским городским прокурором данные обстоятельства не оспорены, а также то, что формирование и утверждение бюджета муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района на очередной год происходит в конце текущего года, суд находит, что срок для проведения паспортизации автомобильной дороги в д. Пенино может быть установлен до 01 апреля 2013 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области в срок до 01 апреля 2013 года произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения в населенном пункте Сланцевского района Ленинградской области: в деревне Пенино протяженностью 0,1 км в соответствии с требованиями Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83 Минавтодор РСФСР).

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором – представление, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий Н.А.Давидович