прокурорв интересах неопределенного круга лиц



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2010 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Семкова В.П.,

с участием помощника прокурора Сковородинского района Романченко С.В.

представителя администрации г. Сковородино - Самойловой И.В.

при секретаре Прошиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Сковородино об оспаривании бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сковородинского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Сковородино об оспаривании бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

В обоснование предъявленных требований помощник прокурора Сковородинского района Романченко С.В. суду показал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере утилизации и уничтожения биологических отходов, в результате которой установлено, что администрация г. Сковородино не проводит мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера. В частности, не принимает меры по строительству скотомогильника на территории муниципального образования г. Сковородино.

На основании п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Под чрезвычайной ситуацией, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Одними из принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются (ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ):

- заблаговременность проведения мероприятий, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально
возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

- проведение планирования и осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Помимо указанных выше принципов действующим законодательством особо подчеркивается тот факт, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций проводятся как на уровне органов государственной власти РФ и субъектов РФ, так и на уровне органов местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ).

В статье 1 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон РФ «О ветеринарии») указано, что одной из задач ветеринарии является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.

В целях реализации возложенных на органы ветеринарии задач ими разрабатываются ветеринарные правила, другие нормативные акты, обязательные для выполнения при ведении животноводства, содержания животных, производства, хранения, перевозки и реализации продуктов животноводства (ст. 8 Закона РФ «О ветеринарии»). Так, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года (далее - Ветеринарные правила), одним из способов утилизации биологических отходов, наряду с переработкой на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), и сжигания, называет обеззараживание в биотермических ямах (п. 1.6). Причем уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю, согласно п. 1.7 Ветеринарных правил, категорически запрещается.

По информации, предоставленной ветеринарным отделом Управления ветеринарии и госветинспекции Амурской области по Сковородинскому району (исх. № 21 от 25 сентября 2009 года), на территории города Сковородино необходимо строительство скотомогильника. Однако администрация поселения не принимает никаких мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера. Более того, администрация города Сковородино полагает, что указанное полномочие относится к исключительной компетенции РФ и субъектов РФ (ответ администрации города Сковородино от 10 декабря 2009 года исх. № 07-01-1354 на представление об устранении нарушения законодательства в сфере утилизации и уничтожения биологических отходов).

Как подчеркнул Верховный Суд РФ в определении от 13 июня 2006 года № КАС06-193, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Бездействие администрации города Сковородино препятствует исполнению возложенных Ветеринарными правилами на владельцев животных и ветеринарных специалистов обязанностей по сбору, утилизации и уничтожения биологических отходов - мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Более того, при массовом падеже скота не исключается возникновение чрезвычайной ситуации и заражение большого числа людей болезнями, общими для человека и животных.

Статьей 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 закрепляется право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, согласно ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, отслеживается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятсяколлегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселения -изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать бездействие администрации города Сковородино в части непринятия мер по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций незаконным.

Обязать администрацию города Сковородино принять меры к размещению и строительству скотомогильника.

Представитель администрации города Сковородино - специалист юридического отдела администрации г. Сковородино Самойлова И.В. требования прокурора Сковородинского района не признала, суду пояснила, что считают необоснованными и незаконными требования прокурора ввиду того, что в силу ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, а также, в соответствии с определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 года № 32-В09-19, считает, что регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ не может быть распространено на размещение, строительство и содержание скотомогильника администрацией города Сковородино. Размещение, строительство и содержание скотомогильника не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования города Сковородино в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, Данная позиция также изложена в определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2010 года № 32-В09-19.

Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п. 5.1. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В связи с тем, что в администрацию города Сковородино представления не поступали, вопрос о выборе и отводе земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы на территории города Сковородино не рассматривался.

Решение администрацией города Сковородино задач по предупреждению эпидемий было бы возможно, в случае наделения администрации города Сковородино отдельными государственными полномочиями. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации такое наделение может быть осуществлено только с передачей необходимых для осуществления полномочий материальных и финансовых средств.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по устройству и содержанию скотомогильника на территории муниципального образования город Сковородино не передавались.

В этой связи оснований для возложения на администрацию города Сковородино обязанности о размещении и строительстве скотомогильника без передачи необходимых полномочий и денежных средств не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора Сковородинского района.

Привлеченное в качестве заинтересованного лица Министерство финансов Амурской области для участия в судебном заседании своего представителя не направило, направили в суд сообщение о том, что по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не относятся к полномочиям Министерства финансов Амурской области.

Заинтересованное лицо ФИО5 суду показал, что он является главным госветинспектором по Сковородинскому району. О необходимости строительства скотомогильника, в 2005 году обращался в администрацию Сковородинского района, где ему пояснили, что они не решают финансовыми вопросами по строительству скотомогильника, предложили написать отношение на имя председателя районного Совета народных депутатов. После этого он направил отношение на имя председателя районного Совета народных депутатов ФИО6, в результате чего отделом по строительству администрации района была составлена смета на строительство скотомогильника, но средств на его строительство выделено не было. В июле 2006 года он направил письмо Главе администрации города Сковородино ФИО7 по поводу строительства скотомогильника, которая в своем ответе сослалась на ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно закона «О ветеринарии», выделением участка и строительством занимаются именно органы местного самоуправления, а согласно п.6 постановления губернатора от 04.10.2005 года «Об эпизоотической ситуации в Амурской области» главам городских округов, муниципальных образований было необходимо предоставить планы строительства и ремонта необходимого количества пунктов по утилизации биологических отходов в первом квартале 2006 года, но никто таких планов не предоставил. В настоящее время только в с. Албазино имеется и действует типовой скотомогильник.

Допрошенная в качестве специалиста ФИО8 суду показала, что она работает главным специалистом - экологом Администрации Сковородинского района. В зависимости от масштабов возникшей эпидемии, в случае если она возникнет в больших масштабах, она будет относиться к чрезвычайной ситуации, а если данная ситуация будет происходить в повседневной жизни, то будет относиться к санитарно-эпидемиологическому благополучию. Поэтому считает, что вспышка заболевания больше относится к санитарно - эпидемиологическому благополучию населения.

Согласно ст.26 п.3 Федерального закона № 184 от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных, представительных, исполнительных органов государственной власти» субъекты РФ должны заниматься строительством скотомогильников. В данном законе указано, что мероприятия по предупреждению, ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям субъектов РФ, т.е. области. Считает, что финансирование данных мероприятий должно направляться из бюджета субъекта РФ.

А по поводу выделения земельного участка, необходимо обращаться в КУМИ Администрации Сковородинского района. Согласно 131 Федерального закона главы поселений не имеют полномочий по содержанию скотомогильников или биотермических ям.

По вопросам чрезвычайных ситуаций в Администрации Сковородинского района имеется специальный отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, считает, что по всем вопросам чрезвычайных ситуаций необходимо обращаться к ним.

Допрошенный в качестве специалиста ФИО9 суду показал, что он работает начальником ГО и ЧС Администрации Сковородинского района. За время его пребывания на территории района эпизоотических случаев заболеваний животных не было, и этот вопрос о необходимости проведения аварийно спасательных работ по ликвидации последствий не ставился. В плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Сковородинском районе отражается, что сохраняется потенциальная возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в эпидемиологическом и эпизоотическом отношении, в связи с тем, что существует непосредственная близость Китайской народной республики и сезонная миграция через государственную границу диких животных, которые могут быть переносчиками эпидемий. Поэтому это возможно в приграничных населенных пунктах - в селах Игнашино, Албазино, Джалинда, ранее они считались сельскохозяйственными территориями. Сельское хозяйство в Сковородинском районе только начинает возрождаться с прошлого года, больших подсобных хозяйств и больших сельхозпредприятий у них нет для того, чтобы на уровне муниципалитета прогнозировать эпизоотические случаи заболеваний животных, массовый падеж и для их ликвидации строить биометрические ямы и скотомогильники. Такие мероприятия у них не планируются ни в плане основных мероприятий, ни в плане действий. Возможность такая сохраняется, но статистика показывает, что на протяжении десятилетий, таких случаев не было. Поэтому такие мероприятия не планировали, а в плане ликвидации, мероприятия намечаются и проводятся при ликвидации чрезвычайной ситуации смотря на каком уровне она находится, потому что согласно Постановления Правительства № 304 от 21.05.2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что чрезвычайные ситуации могут носить локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный характер в зависимости от условий нарушения жизнедеятельности людей, либо по уровню ущерба.

О том, что решение вопросов об организации скотомогильников относится к муниципалитетам, в законодательстве нет. К вопросам местного значения относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, участие на всех уровнях власти, начиная с организации локального характера.

Допрошенная в качестве специалиста ФИО10 суду показала, что она работает заместителем начальника территориального отдела Федеральной службы по надзору за соблюдением закона по защите прав потребителей по г.Тында, Тындинскому и Сковородинскому районам. В случае, если будет падеж скота, то это будет являться чрезвычайной ситуацией, в таком случае нужно будет захоронение трупов животных и скотомогильник обязателен. В случае заболевания, которое будет передаваться и животным и человеку, то возникнет вопрос санитарно-эпидемиологического благополучия населения, все зависит от масштабов ситуации, смотря какое будет заболевание.

Согласно действующего законодательства, организация скотомогильников находится в ведении не муниципалитетов местного уровня, а субъектов РФ. В случае возникновения необходимости строительства скотомогильника, его не будут строить в самом городе. У города имеется определенная граница, за которой уже идет территория района. Считает, что организация скотомогильника должна входить в полномочия района. Представитель ветстанции обращался к ним с вопросом о необходимости строительства скотомогильников, они договорились, что они определят количество тех населенных пунктов, для которых будут организованы эти скотомогильники и выйдут с этим вопросом на администрацию района, чтобы организовать строительство скотомогильника на уровне района, так как у них официального узаконенного скотомогильника нет, а подсобное хозяйство есть, и не одно, там падеж скота идет. Вопрос о том, куда утилизируют погибший скот, необходимо ставить перед ветеринарной службой, потому что за скотомогильники отвечают ветеринарные правила, а она контролирует Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии и защиту прав потребителей». Строительство скотомогильника нормируется санитарными нормами по санитарной классификации и санитарно-защитным зонам, т.е. для этого объекта при его устройстве необходима санитарно-защитная зона. Поэтому на стадии отвода земельного участка обязательно должно быть согласование и с ними. По нормам следует, что расстояние от жилой застройки до размещения скотомогильника должно быть не менее 500 метров и даже более. Земельный участок предварительно выбирается, и ветеринарная служба дает санэпидемзаключение.

Судом исследованы материалы дела:

Из картографического описания границ города Сковородино следует, чтограница города Сковородино от узловой точки 7, которая расположена в устье ручья Скавьячи при впадении его в реку Крестовка на пересечении границ Солнечного сельсовета, Тындинского района и города Сковородино, идет вверх по течению реки Крестовка до устья реки Янкан. Затем граница идет в юго-восточном направлении по водоразделу рек Уркан и Керак и доходит до узловой точки 18, расположенной на высоте с отметкой 928,3 м на пересечении границ Тындинского района, Неверского сельсовета и города Сковородино.

Далее от узловой точки 18 граница проходит в юго-западном направлении до истока ручья Шкорубинский, затем вниз по течению ручья Шкорубинский до его устья. Затем граница пересекает реку Большой Невер, Забайкальскую железную дорогу и выходит на высоту с отметкой 636 м с геодезическим пунктом. Далее граница идет по полевой дороге, пересекая при этом речку Усманка, и выходит на высоту с отметкой 608 м с геодезическим пунктом.

Далее граница идет в юго-западном направлении, проходит через высоту с отметкой 584 м и выходит на высоту с отметкой 651 м с геодезическим пунктом, то есть на узловую точку 12, расположенную на пересечении границ Неверского сельсовета, Джалиндинского сельсовета и города Сковородино.

От узловой точки 12 граница проходит в юго-западном направлении через высоту с отметкой 583 м с геодезическим пунктом, пересекает автомобильную дорогу Сковородино-Джалинда, железную дорогу Сковородино-Рейново, реку Большой Невер и выходит на высоту с отметкой 527 м с геодезическим пунктом, то есть на узловую точку 13, расположенную на пересечении границ Джалиндинского сельсовета, межселенной территории Сковородинского района и города Сковородино.

От узловой точки 13 граница проходит в северо-восточном, северо-западном направлениях через высоты с отметками 594 м с геодезическим пунктом. 565 м с геодезическим пунктом, пересекая при этом ручей Ошурковка и автомобильную дорогу. От высоты с отметкой 656 м граница идет в северо-западном направлении до высоты с отметкой 635 м, то есть до узловой точки 5, расположенной на пересечении межселенной территории Сковородинского района, Тахтамыгдинского сельсовета и города Сковородино.

Затем от узловой точки 5 граница идет в северо-восточном направлении, пересекая ручей Безымянный, затем идет до высоты с отметкой 615 м на пересечении границ Тахтамыгдинского сельсовета, Солнечного сельсовета и города Сковородино.

Далее граница идет в северо-восточном направлении, пересекает Забайкальскую железную дорогу, проходит через высоты с отметками 584 м, 520 м с геодезическим пунктом и выходит на узловую точку 7, то есть на начальную точку описания.

Из отношения начальника ветеринарного отдела по Сковородинскому району от 06 июля 2006 года на имя главы города Сковородино следует, что администрация ОГУ Сковородинской РСББЖ просит планировать строительство (ремонт) необходимого количества пунктов сбора и утилизации биологических отходов (скотомогильников) на II - III квартал 2007 года.

Из ответа главы города Сковородино на отношение начальника ветеринарного отдела по Сковородинскому району от 01 июня 2007 года следует, что вопрос ремонта скотомогильников не объективен, поскольку в муниципальной собственности поселения нет скотомогильников, и по имеющимся в администрации города документам, скотомогильники органами местного самоуправления ранее не строились.

По вопросу строительства биотермических ям, следует руководствоваться действующим законодательством. Федеральный закон № 131-ФЗ, в ст.14, 14.1 устанавливает перечень вопросов местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления поселений, и которые он вправе решать. Соответственно, расходная часть бюджета поселения, определяет расходование денежных средств на решение вопросов изложенных в ст.ст. 14, 14.1Закона. В перечне вопросов местного значения поселений нет вопросов, касающихся сбора и утилизации отходов. Пункт 18 ст.14 Закона обязывает органы власти поселений решать вопросы по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

Указанный закон устанавливает перечень вопросов местного значения, решение которых возложено на органы власти муниципального района - ст.ст. 15, 15.1. Так п. 14 устанавливает обязанность органов местного самоуправления или муниципального района решать вопросы по переработке бытовых и промышленных отходов.

Как следует из разъяснений авторов законопроекта, касающихся положения п.14 ст.15 - «для реновации полномочий в данной сфере, органы местного самоуправлении муниципального района создают пункты утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, определяют порядок ихдеятельности. В соответствии со ст. 87 БК РФ организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных) финансируется исключительно за счет средств местного бюджета (в данном случае районного). Дополнительные обязанности возложены на органы местного самоуправления вобласти утилизации и уничтожения, биологических отходов (Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469).

Статья 18 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющая принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления указывает на то, что перечень вопросов местного значение не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В постановлении Губернатора Амурской области от04 октября 2005 года № 565 "Об эпизоотической ситуации в Амурской области,утвержден план мероприятий по стабилизации эпизоотической ситуации в Амурской области на 2005-2006 годы, пункт 6 Плана предписывает главам городских округов и муниципальных районов утвердить планы строительства необходимого количества пунктов сбора и утилизации биологических отходов (скотомогильников). Срок исполнения этого пункта Плана установлен - I квартал 2006 года.

Муниципальное образование город Сковородино, в соответствии с Уставом муниципального образования, Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 473-03 (ст.2 п.1) наделено статусом городского поселения.

Таким образом, вопросы о выделении земельного участка под размещение пункта сбора и утилизации биологических отходов (скотомогильника) и о строительстве пункта сбора и утилизации биологических отходов (скотомогильника) необходимо решать в порядке, установленном п. 5.1 Правил с главой Сковородинского района.

Из представления прокурора Сковородинского района Амурской области на имя главы города Сковородино от 21 октября 2009 года следует, что прокуратурой Сковородинского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере утилизации и уничтожения биологических отходов, ввиду того, что по данным ветеринарного отдела Управления ветеринарии и госветинспекции Амурской области по Сковородинскому району на территории г. Сковородино необходимо строительство скотомогильника (биотермической ямы). В ходе проверки установлено, что бездействие администрации города Сковородино по размещению и строительству скотомогильника нарушает требования ветеринарного законодательства, препятствует реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных. В связи с изложенным, прокурор Сковородинского района требует главу города Сковородино принять меры к размещению и строительству скотомогильника.

Из ответа главы города Сковородино на представление прокурора Сковородинского района от 10 декабря 2009 года следует, что в соответствии с Федеральным Законом № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к причинам возникновения чрезвычайных ситуаций относятся аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия. Особо опасные заболевания и мероприятия по их предупреждению и ликвидации к чрезвычайным ситуациям не относятся.

Отношения, связанные с предупреждением распространения инфекционных заболеваний животных, регулируются Федеральным Законом № 52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Полномочиями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения к полномочиям органов местного самоуправления не относятся. Данными полномочиями обладают исключительно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Таким образом, считает, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по устройству и содержанию скотомогильников является неправомерным.

Из сообщения председателя Амурского областного суда на имя губернатора Амурской области от 27 января 2010 года следует, что вопрос о наличии у местных администраций обязанности по устройству,
поддержанию санитарного состояния и оборудованию скотомогильников (биотермических ям) являлся предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. Исходя из его позиции, подобные меры направлены на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований, то есть, связаны с решением вопросов местного значения, которые отнесены законом к компетенции органов местного самоуправления. Данный вывод, в частности, следует из п.8 ч.1 ст.14 ип.7 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, эта обязанность прямо возложена на местные администрации пунктом 6.10 Ветеринарно-саннтарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года №13-7-2/569).

Судом исследуется устав муниципального образования города Сковородино, принятый 10.02.2006 года (с изменениями и дополнениями).

Из которого следует, что в п.9 ч.1 ст.8 определено, что к вопросам местного значения города Сковородино относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Сковородино.

Выслушав помощника прокурора, представителя администрации г.Сковородино, заслушав заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями п. 8 ст.14 части 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии состатьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Следовательно данный закон не может распространяться на регулирование вопросов оборудования и содержания скотомогильников администрациями муниципальных районов, которые к тому же не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального района в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организации и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.2 с.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

А согласно ст.ст.5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и названного выше Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ - полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п/п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно п/п. «ц» п.2 ст. 26.11 вышеназванного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Как установлено в судебном заседании, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по строительству скотомогильника муниципальному образованию город Сковородино не передавались.

Согласно п.10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В силу положений п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) (с изменениями от 16 августа 2007 г.), выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В судебном заседании установлено, что каких - либо мотивированных представлений Ветеринарного отдела Управления ветеринарии и госветинспекции Амурской области по Сковородинскому району о выборе и отводе земельного участка для строительства скотомогильника в администрацию города Сковородино не поступало.

Таким образом, с учетом установленных в суде обстоятельств, приведенных материальных норм, федерального законодательства, суд считает, что заявление прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации г. Сковородино в части непринятия мер по предотвращению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций и возложении обязанности на администрацию г. Сковородино принять меры к размещению и строительству скотомогильника не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления прокурора Сковородинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей города Сковородино Амурской области о признании бездействия администрации города Сковородино в части непринятия мер по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций незаконным и об обязании администрации города Сковородино принять меры к размещению и строительству скотомогильника, следует отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 03 апреля 2010 года.

Председательствующий судья: В.П. Семков