о признании решения УПФР об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 годаг.Сковородино

Судья Сковородинского районного суда Амурской области А.В.Назарчук

при секретаре Лукьяновой Н.С.,

с участием представителя истицы Журенко Н.Б.,

представителя ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе Амурской области Рябчик Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуЖуренко <данные изъяты> к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации вСковородинском районе Амурской области о признании незаконнымрешения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионныхправ граждан № от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Журенко Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Сковородинском районе Амурской области о признании незаконнымрешения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионныхправ граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истица указала, что Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором Журенко <данные изъяты> было отказано во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отдельных периодов её трудовой деятельности, а именно:

Не включен один день для участия в работе избирательной комиссии 23 марта 1997 года. 2. Не включены 11 месяцев и 5 дней, а именно с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года -трудовая деятельность в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детский сад № воинской части.

По факту не включения 23 марта 1997 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости она согласна, так как согласно календаря за 1997 год, день 23 марта является выходным днем, а именно - воскресеньем.

Основанием для не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детский сад № воинской части УПФР в Сковородинском районе Амурской области считает, что данная должность не предусмотрена Списком должностей согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

С данным выводом она категорически не согласна, так как данное Постановление Правительства РФ изложено неверно.

Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в пункте 1 раздела «Наименование должностей» указано: «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. Пунктом 1.8 раздела «Наименование учреждений» указаны «Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований».

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал). Кроме того, в данном Постановлении ВС РФ, указывается, что по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 -12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Данные выводы Верховного Суда РФ подтверждаются и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 261-0.

Период работы в вышеназванной должности подтверждается записями в трудовой книжке.

Просит суд:

1.Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области включить в стаж работы Журенко <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующих периодов её трудовой деятельности: 23 марта 1997 года; с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года - заместитель заведующего по методической и воспитательной работе в детском саду №.

2.Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области пересчитать стаж трудовой деятельности Журенко <данные изъяты> и назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости на основании подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с 20 ноября 2010 года в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

В судебное заседание истица не явилась, просила суд рассмотреть гражданское дело с участием ее представителя.

Представитель истицы Журенко Е.В.- Журенко Н.Б., действующий на основании доверенности уточнил исковые требования просил суд:

1.Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области включить в стаж работы Журенко <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующий период трудовой деятельности Журенко Е.В.: с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года - заместитель заведующего по методической и воспитательной работе в детском саду №.

2.Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области пересчитать стаж трудовой деятельности Журенко <данные изъяты> и назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости на основании подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с 20 ноября 2010 года в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в Сковородинском районе Амурской области-руководитель клиентской службы Рябчик Н.И. иск не признала и суду показала, что в подсчет специального стажа Журенко Е.В. не включен один день участия в работе избирательной комиссии - 23 марта 1997 года, а также период работы с 12 декабря 1995 года по 18 ноября1996 года в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в д/с воинской части. Одним из условий реализации нрава на досрочную пенсию но старости является деятельность педагогических работников соответственно в учреждениях образования. Согласно главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации все учреждения, созданные после 08 декабря 1994 года должны иметь статус юридического лица и к ним при оценке пенсионных прав застрахованных лиц предъявляется требование об их регистрации. При создании организации в Типовом положении, должно быть указано, что Журенко Е.В. осуществляла свою деятельность на основании типового положения об организациях, осуществляющих педагогическую деятельность. Либо наличие признаков указанной организационно-правовой формы юридического лица: обособленное имущество, печать, самостоятельный баланс или смета, право самостоятельного приема на работу или увольнения. Должность заведующей по методической и воспитательной работе не предусмотрена Списком должностей. По должностям непосредственно не указанных в Правилах, необходима дополнительная проверка функциональных обязанностей, поскольку их работа функционально может быть не связана с образовательным процессом. Документом, подтверждающим это обстоятельство может служить должностная инструкция. Если из инструкции усматривается, что деятельность функционально не связана с образовательным процессом, а направлена на поиск новых методов, на осуществление методической работы, внедрение в образовательный процесс новых учебных программ, методик преподавания, оснащение учебного процесса новейшими технологиями, на деятельность связанную с организацией работы по реализации учебной иливоспитательной программ и проводящаяся непосредственно с преподавательским составом, т. е. непосредственно не связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей, то такая работа не может быть включена в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Кроме того, суду пояснила, что в протоколезаседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № и в решении № неверно указана дата - 27 декабря 2010 года, по видимому это техническая ошибка, поскольку заседание Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № состоялось 28 декабря 2010 года и в тот же день, т.е. 28 декабря 2010 года было вынесено решение №.

Судом исследованы материалы дела:

Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Журенко Е.В. отказано в установлении пенсии по причине того, что Журенко Е.В. не выработан стаж 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Журенко Е.В. отказано о включении в специальный стаж один день участия в работе избирательной комиссии - 23 марта 1997 года, а также периоды работы с 01.09.1994года по 21.08.1995года в должности библиотекаря: с 12.12.1995года по 18.11.1996 года в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детском саду воинской части.

Из трудовой книжки серии № № Журенко <данные изъяты> следует, что Журенко Е.В. в период с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детском саду №

Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

28 декабря 2010 года Журенко Е.В. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Комиссией ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Сковородинский районе в специальный трудовой стаж Журенко Е.В. не было принято к зачету период работы в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детского сада № с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года

в специальный стаж засчитан не был.

28 декабря 2010 года комиссией ГУ - УПФ РФ в Сковородинском районе было принято решение за № об отказе Журенко Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с недостаточностью специального стажа.

Отказ в принятии к зачету в специальный трудовой стаж Журенко Е.В.

указанного периода мотивирован комиссией ГУ - УПФ РФ в Сковородинском районе и представителем ответчика в судебном заседании, со ссылкой на действующее законодательство: Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом Журенко Е.В. в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детского сада № войсковой части № с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 закона (мужчинам по достижению 60 лет, женщинам - 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 п.1 ст.28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и правила исчисления периодов работы.

В соответствии с пп. "в" пункта 8 указанных Правил работа в качестве заместителя заведующего дошкольных образовательных учреждений включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, только за период до 01 ноября 1999 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, подлежит включению период её работы с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года.

Далее, в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Пунктом 10 вышеназванного Пленума ВС РФ определено, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о том, что при решении вопроса о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеет принципиального значения в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр.

Между тем в судебном заседании из пояснений представителя истца, исследованной трудовой книжки Журенко Е.В. достоверно установлено, истица работала в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детского сада № войсковой части № с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года.

При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности полученные в судебном заседании доказательства, суд находит исковые требования Журенко Е.В. обоснованными и приходит к выводу о необходимости обязания ГУ - УПФ РФ в Сковородинском районе включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Журенко Е.В. период её работы в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детского сада и назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе Амурской области с момента её обращения с 28 декабря 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Журенко <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 28 декабря 2010 года удовлетворить.

Признать решение в части не включения периодов работы Журенко <данные изъяты> в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детском саду № с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Журенко <данные изъяты> время её работы в должности заместителя заведующей по методической и воспитательной работе в детском саду № с 13 декабря 1995 года по 18 ноября 1996 года и назначить досрочную трудовую пенсию Журенко Е.В. с момента обращения, то есть с 28 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. 28 февраля 2011 года.

Судья Сковородинского
районного судаА.В.Назарчук