Гражданское дело по исковому заявлению зам. прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, к ИУ о понуждении к совершению действий



                                                                  РЕШЕНИЕ

                                                Именем Российской Федерации                                   

ДД.ММ.ГГГГ        <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи- Бубликовой Ю.Д.,

с участием помощника <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - Изюмова В.А.,

представителей ответчика ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> - ФИО1, ФИО6,

представителей третьего лица Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> областям - ФИО5, ФИО4,

при секретаре Казаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению зам. <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о понуждении к совершению действий, в порядке ст. 45 ГПК РФ,

                 УСТАНОВИЛ:

Зам. <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о понуждении к совершению действий, в порядке ст. 45 ГПК РФ

В обоснование заявленных исковых требований указал, что <адрес> прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и <адрес> областям была проведена проверка соблюдения требований ветеринарно-санитарных требований в подсобном хозяйстве свинофермы в ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес>, где содержится поголовье свиней в количестве <данные изъяты> голов в целях недопущения возникновения и распространения вируса Африканской чумы свиней.

В нарушении ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», п. 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7, 1.8 Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г., согласованных с заместителем Главного государственного санитарного врача РФ 04.12.1996 г. № 1005., п.п. 1.9, 1.10, 2.1, 2,2 3.1, 3.2, 3.1.1, 7.9, Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г.:

1. территория свинофермы не огорожена по всему периметру;

2.отсутствует дезбарьер при въезде на территорию свинофермы ;

3. складирование навоза производится непосредственно вблизи животноводческих помещений, навозохранилище не оборудовано в соответствии с требованиями действующего законодательств, удаление навоза не производится в соответствии с действующими «Общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета», согласно которых удаление навоза из животноводческих помещений и его транспортирование может производиться механическим и гидравлическим способами;

4. биологические отходы свинофермы ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> не утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), не обеззараживают в биотермических ямах, не уничтожают сжиганием и не захораняют в специально отведенных местах.

Вышеизложенные нарушения законодательства создают угрозу заноса и распространения инфекционных заболеваний, в том числе Африканской чумы свиней на соседние населенные пункты и территорию <адрес>, кроме того занос указанных выше заболеваний может отрицательно сказаться на частном секторе населения, содержащем подсобное хозяйство.

         Также истец просил, обязать ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> устранить вышеуказанные нарушения ветеринарного законодательства и в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В ходе судебного заседания помощник <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Изюмов В.А. поддержал исковые требования в части обязывания ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> расположенной на территории <адрес> - построить и запустить в действие на территории свиноводческой фермы ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> въездной дезбарьер в соответствии с.п.п.2.2., 3.2 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г. Для устранения указанного нарушения процессуальный истец предложил установить трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Требования в части обязывания ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> огородить по всему периметру территорию свинофермы, оборудовать навозохранилище в соответствии с требованиями действующего законодательства, наладить удаление навоза и биологических отходов на свиноводческой ферме, не поддержал, представив суду заявления об отказе в данной части от иска и просил также в данной части производство по делу прекратить, ввиду того, что данные нарушения устранены ответчиком добровольно. Дело в части требований об обязывании ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> огородить по всему периметру территорию свинофермы, оборудовать навозохранилище в соответствии с требованиями действующего законодательства, наладить удаление навоза и биологических отходов на свиноводческой ферме -прекращено определением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Представители ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> уточненные прокурором исковые требования признали в полном объеме.

Представители третьего лица Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> областям ФИО4 и ФИО5 уточненные исковые требования прокурора поддержали. Из их пояснений следует, что выявленное в ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> нарушение ветеринарного законодательства в виде отсутствия дезбарьера на въезде на территорию свинофермы расположенной в ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> в мкр. <адрес> является существенным и создает угрозу экологической безопасности, негативным образом влияет на распространение африканской чумы свиней на территории <адрес> области. Африканская чума свиней - это неизлечимая инфекционная болезнь домашних и диких свиней. Африканская чума свиней наносит владельцам животных значительный экономический ущерб, так как в случае выявления африканской чумы свиней в целях борьбы с заболеванием и профилактики уничтожается все поголовье. Отсутствие названного ветеринарного объекта способствует заносу на территорию вышеуказанной свинофермы, а также распространению с ее территории упомянутой выше инфекционной болезни домашних и диких свиней и других бактериальных и паразитарных болезней общих для человека и животных, а именно бруцеллез, сальмонеллез, сибирская язва, аскаридоз и другие. В связи, с чем данное нарушение подлежит обязательному устранению. Кроме того, из их пояснений также следует, что предложенные истцом     сроки для устранения выявленного нарушения ветеринарного законодательства являются оптимальными и остальные выявленные нарушения ветеринарного законодательства ответчиком устранены в добровольном порядке.

Суд, выслушав объяснения помощника <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Изюмова В.А., представителей Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> областям- ФИО4, ФИО5, представителей ответчика ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> ФИО1 и ФИО6, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 11 ФЗ « Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде, достоверную.

В силу ст. 8 ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 « О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Согласно п. 1.9 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., территорию каждой зоны озеленяют и огораживают по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.

Пунктом 2.2 Правил предусмотрено, что дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.

Пунктами 3.2 вышеуказанных правил предусмотрено, что вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.

Из материалов дела и пояснений представителей ответчика- ФИО1 и ФИО6 следует, что основной целью деятельности ФКУ ИК УФСИН России по <адрес> является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным и защита государственной тайны в соответствии с законодательством РФ. Одним из видов приносящей доход деятельности Учреждения, осуществляемой по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством РФ является оказание услуг в области животноводства и ветеринарии, а также производство мяса и мясопродуктов в том числе мяса свиней. Свиноферма на территории ФКУ ИК - функционирует с начала ДД.ММ.ГГГГ гг. Разведение и откорм свиней производится для собственных нужд.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представителями Управления Россельхонадзора по <адрес> и <адрес> областям, с участием представителей <адрес> прокуратуры по надзору за соблюдением законов ИУ были проведены проверки соблюдения ветеринарного законодательства в подсобном хозяйстве свинофермы ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в подсобном хозяйстве свинофермы ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ общее количество поголовья свиней составляет <данные изъяты> голов.

Из материалов дела, пояснений помощника <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Изюмова В.А., пояснений представителей третьего лица - Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> областям - ФИО4, ФИО5 следует, что в подсобном хозяйстве свинофермы ФКУ ИК- в нарушение п.п.2.2; 3.2 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г., при въезде на территорию свинофермы отсутствует дезбарьер.

Вышеприведенные обстоятельства представителями ответчиков не оспорены.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимая во внимание упомянутые выше положения закона, суд, приходит к выводу, что допущенное нарушение влечет опасность распространения вируса африканской чумы и других инфекционных заболеваний на территории свинофермы, соседних населенных пунктах и территории <адрес>, что создает угрозу экологической безопасности на территории <адрес>, а также создает угрозу жизни и здоровья жителей <адрес> т.е. неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, с учетом признания представителями ответчика заявленных исковых требований в полном объеме, которым последствия признания иска разъяснены и понятны, с учетом того, что на момент рассмотрения дела в суде нарушение ветеринарного законодательства в виде отсутствия дезбарьера при въезде на территорию свинофермы расположенной в ФКУ ИК- не устранено, суд полагает, что исковые требования зам. Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о понуждении к совершению действий, в порядке ст. 45 ГПК РФ подлежат удовлетворению.

Также суд приходит к выводу, что сроки, предложенные прокурором для устранения указанных нарушений ветеринарного законодательства являются оптимальными и разумными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 РЕШИЛ:

Исковые требования зам. <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> о понуждении к совершению действий, в порядке ст. 45 ГПК РФ, удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в закону силу- построить и запустить в действие при въезде на территорию свиноводческой фермы ФКУ ИК- УФСИН России по <адрес> расположенной в мкр. <адрес> - дезбарьер, в соответствии с.п.п.2.2., 3.2 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда через <адрес> районный суд в течение 10 дней.

П.п. Судья-                                                                           подпись

Копия верна:                                         

Судья-                                                                                   Секретарь