Приговор по ч.2 ст. 15, ст. 103 УК РСФСР



                                                                        Дело № 1-3/2011

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Выльгорт                                                        «28» января 2011 года

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре Каневой Н.В.,

с участием:

государственного обвинителя – Шенцева Н.В.,

подсудимого – Кузиванова В.А.,

защитника – Аникина П.П.,

потерпевшего ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Кузиванова Василия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, имеющего неполное среднее образование, не работающего, регистрации не имеющего, проживающего по адресу: <адрес>, состоящего в браке, иждивенцев не имеющего, не судимого, содержащегося под стражей с 27.07.2010 года,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 15, ст. 103 УК РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 25.06.1962 года),

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый Кузиванов В.А. совершил покушение на умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, указанных в ст. 102 УК РСФСР, то есть совершил умышленные действия, непосредственно направленные на причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Преступление было совершено при следующих обстоятельствах.

15 сентября 1994 года в период времени с 20 до 22 часов Кузиванов Василий Александрович, находясь на территории детского сада , расположенного по ул. Рабочая с.Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, действуя умышленно, в ходе ссоры, из личных неприязненных отношений к ФИО1, взяв в руку нож, предвидя, что в результате его действий наступит смерть ФИО1 и желая этого, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий и то, что удары ножом в жизненно важные органы человека являются опасными для жизни и несовместимы с ней, нанес со значительной физической силой последнему удар ножом в область жизненно важного органа - брюшной полости, а также по одному удару ножом в область левого предплечья и левой голени.

Преступными действиями Кузиванова В.А. потерпевшему ФИО1 были причинены телесные повреждения:

- проникающее колото-резанное ранение живота без повреждения внутренних органов, которое по признаку опасности для жизни квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

- резаная рана левого предплечья, не повлекшая за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, квалифицируется как причинившая легкий вред здоровью.

- резаная рана левой голени, не повлекшая за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, квалифицируется как причинившая легкий вред здоровью.

Однако умысел Кузиванова В.А. на причинении смерти ФИО1 не был доведен до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку ФИО1 оказал Кузиванову В.А. активное сопротивление, выбив нож из рук Кузиванова В.А., чем смог предотвратить иные противоправные действия Кузиванова В.А. в отношении себя, после чего потерпевшему своевременно была оказана квалифицированная медицинская помощь.

Подсудимый Кузиванов В.А. вину в инкриминируемом ему преступлении признал частично, пояснив что убивать ФИО1 он не хотел. Суду Кузиванов В.А. показал, что 15.09.1994 он, возвращаясь домой, проходил мимо детского сада, был в состоянии легкого алкогольного опьянения. На территории детского сада встретил друзей своего сына. Через 15-20 минут к ним подошла группа незнакомых молодых людей. Между ними возник конфликт. Он в это время сидел на песочнице. Он попросил Василия, который уже умер, позвать Светлану, девушку его сына, чтобы она не участвовала в назревающем конфликте. Следом за Светланой подошел ФИО1 Он попросил его отойти. В ответ ФИО9 нанес Кузиванову удар, после чего он упал. В его кармане находился инструмент - тонкий, самодельный, легко гнущийся нож. Он взял нож в руки, встал и стал отмахиваться от ударов ФИО1, целенаправленно удары не наносил. Икру ФИО1 поранил в процессе борьбы. Затем подбежали его друзья, стали наносить ему удары ногами по телу, очень сильно избили, домой помог добраться Василий. Нож достал, чтобы защищаться, по территории детского сада за потерпевшим не бегал.

Из оглашенных в соответствии с ч. 1 ст. 276 УПК РФ показаний подсудимого Кузиванова В.А., данных им на предварительном следствии следует, что до момента задержания проживал вместе с женой ФИО6 и внуками. 15 сентября 1994 года днем он строил дом. Жена и сын уехали в <адрес>. Вечером он пошел к себе в квартиру по адресу: <адрес>. Путь пролегал через детский садик в м. Худяево с. Выльгорт. Он увидел на веранде друзей своего сына и пошел с ними поговорить. В этот момент там находились: парень по имени Василий – он уже умер, девушка сына по имени Светлана, и еще около 5 человек, имена и фамилии которых он не знает. Ребята просто стояли, разговаривали. Через 15-20 минут в садик пришла еще одна компания молодых людей, среди которых он никого не знал. На тот момент он сидел на песочнице, а все остальные были на веранде. В дальнейшем между компаниями молодых людей началась перебранка. Он попросил Василия позвать девушку своего сына Светлану, чтобы она не участвовала в конфликте. Спустя некоторое время к нему и Свете подошел ФИО1. Он сказал, чтобы он отошел, поскольку Светлана была девушкой его сына, а ФИО1 шел именно к ней. ФИО1 ударил его кулаком руки в область лица один раз. Какой рукой ударил и куда именно попал, не помнит, поскольку прошло уже много времени. От удара он упал, после чего достал из кармана самодельный нож, который изготовил дома (ручка была обмотана синей изолентой, длина клинка около 10 см., ширина 2 см.) и ударил ФИО1 несколько раз в область живота, бил, куда попадет. Сколько всего нанес ударов, не помнит, но точно не менее двух раз. О том, что ФИО1 от ударов ножом может умереть, он в тот момент не думал. Все это происходило около песочницы. После удара подошли парни, с которыми пришел ФИО1, оттеснили его к веранде и избили ногами. После этого Василий оттащил его домой. Спустя некоторое время он понял, что его разыскивает милиция, поскольку узнал, что ФИО1 попал в больницу. С этого момента стал скрываться у себя дома, все время находился там, ночью выходил гулять. Все 16 лет жил дома. В 2009 году был вынужден лечь в больницу с заболеванием кожи. 27.07.2010 года Кузиванов В.А. был задержан сотрудниками уголовного розыска. Также его жена заплатила ФИО1 <данные изъяты> рублей в счет компенсации причиненного им вреда. У него имеется об этом соответствующая расписка. Привлекать к уголовной ответственности людей его избивавших не желает. Умысла на убийство ФИО1 у него не было (т. 1, л.д. 86-89).

Вина подсудимого Кузиванова В.А. подтверждена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Потерпевший ФИО1 суду показал, что события сентября 1994 года почти не помнит. Он лежал в больнице с тремя ножевыми ранениями, в области живота, сквозное ранение в ногу. Обстоятельств причинения телесных повреждений не помнит. Он считает, что Кузиванов не хотел его убивать, просто запугивал. Конфликта с девушкой по имени Светлана у него не было. Претензий к подсудимому не имеет, ущерб ему возмещен.

Из оглашенных в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ показаний потерпевшего ФИО1 следует, что 15 сентябре 1994 года, он был дома у ФИО8 в гостях, там же был ФИО4. Они выпили спиртного. Около 20 часов 30 минут он и ФИО4 собрались идти домой. ФИО8 пошел их провожать. Они шли в центр с. Выльгорт, проходили через детский сад. На веранде он увидел несколько парней и девушек. Среди них знал только ФИО5. Они зашли на веранду и стали с ним разговаривать. Рядом находились девушки. Потом к нему подошел мужчина, около 40 лет, плотного телосложения. Он отошел с мужчиной на 2 метра за пределы веранды. Мужчина сказал, чтобы он уходил. Это прозвучало на повышенных тонах, в приказном порядке. Затем мужчина неожиданно нанес удар ножом в область живота. Он почувствовал острую боль и стал отходить назад, но мужчина ничего не говоря, нанес ему удар в левую ногу, в икроножную мышцу, а затем ножом в левое предплечье. Было темно, он начал убегать, побежал вокруг металлической лестницы в виде конуса, а мужчина преследовал его, держа нож в руке. Затем он схватил штакетник от забора и ударил мужчину по правой руке и выбил нож. Мужчина склонился над землей и стал искать нож. Он подбежал к нему, схватил за шею и крикнул ребятам. Подбежали ФИО4 и ФИО8, они повалили мужчину на землю, а он нанес ему около двух ударов ногой в грудь. Кто-то за садиком крикнул, чтобы они отпустили мужчину, и они его отпустили. ФИО5 пошел вызывать «скорую», а ему стало плохо, и он потерял сознание. Когда очнулся, они пошли с ФИО4 по дороге. Нож, которым ему нанесли ранения, он нес в руке. Нож кухонный, ручка перемотана синей изолентой. Потом отдал нож ФИО4, чтобы он отнес его в милицию, а его самого забрала «скорая» и отвезла в больницу (т. 1, л.д. 28-29).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что рядом с детским садом проживал его друг ФИО8. Каких-либо конфликтных ситуаций в сентябре 1994 года на территории детского сада он не помнит. Его друг ФИО1 в то время лежал в больнице, но с каким диагнозом, также не помнит. Не помнит, приносил ли когда-нибудь нож в отделение милиции.

Из оглашенных в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО4 следует, что 15 сентября 1994 года около 18 часов он зашел к своему приятелю ФИО8. Там он встретил ФИО1. Они пробыли у ФИО8 два-три часа, после чего пошли гулять. Спиртные напитки у ФИО8 они не употребляли. ФИО1 был уже там выпивший. Гуляя по с. Выльгорт, они зашли на территорию бывшего детского сада в м. «Худяево». В беседке сидела группа молодых парней и девушек. Он знал только ФИО5. На крыльце веранды сидел незнакомый мужчина. Они зашли на веранду и поздоровались с ФИО5. Затем он пошел смотреть, кто еще находится на веранде. Было уже темно. Когда вернулся к крыльцу, то увидел, что ФИО8 и ФИО5 о чем-то разговаривают с мужчиной. Где находился ФИО1, он не заметил. Он позвал своих приятелей идти домой и вышел из веранды. Когда подошел к дороге, то услышал крик ФИО1, который звал его. Он вернулся на веранду и увидел, что ФИО1 и незнакомый мужчина держат друг друга за одежду. Он их разнял и увидел, что у ФИО1 порезана одежда и течет кровь из ран на животе и голени. При этом последний пояснил, что мужчина три раза ударил его ножом. ФИО5 в это время сбегал куда-то и вызвал скорую помощь. Они нашли на земле нож. В впоследствии он узнал, что мужчину зовут Кузиванов Василий. Кузиванов на вид был в нетрезвом состоянии. Он проводил ФИО1 до дороги, где его подобрала машина «скорой помощи». ФИО1 положили в хирургическое отделение, а нож он отнес в милицию (т. 1, л.д. 34-35).

Свидетель ФИО5 суду пояснил, что за давностью времени событий произошедшего не помнит. Только вызывал кому-то скорую помощь в с. Выльгорт.

Свидетель ФИО7 показал, что очевидцем нанесения телесных повреждений ФИО1 не являлся. Знает от кого-то из знакомых, что в 1994 году ФИО1 на территории детского сада в с. Выльгорт нанесли ножевые ранения.

Свидетель ФИО3 суду показал, что знает со слов знакомых о причинении ФИО1 ножевых ранений. Это произошло на территории детского сада, расположенного рядом с остановкой «Худяево» с. Выльгорт. Сам очевидцем событий не был.

Свидетель ФИО6 суду показала, что она приехала на следующий день после произошедшего. У мужа имелись телесные повреждения. С его слов ей стало известно, что произошел конфликт на территории детского сада, где находилась компания молодых людей. Муж защищал девушку их сына Светлану. Каким образом это происходило, ей неизвестно. Затем Кузиванов жил как обычно, строил дом, от милиции не скрывался. Потерпевшему в счет возмещения морального вреда она выплатила <данные изъяты> рублей, о чем имеется расписка.

Из оглашенных в порядке ч. 2 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО10 следует, что ее сын ФИО1 служил в рядах СА РФ в в\ч №74873 г.Вольск-18 Саратовской области. В сентябре 1994 года он находился в краткосрочном отпуске по месту жительства. 15 сентября 1994 года ФИО1 ушел из дома около 16-17 часов. В 21 час 30 минут домой позвонили из хирургического отделения Выльгортской ЦРБ и сообщили, что он поступил к ним с ножевым ранением и его готовят к операции. На следующий день она навестила сына в больнице. Операция прошла нормально, но длилась долго. Как она выяснила, у него было ранение в живот, в ногу и руку. Со слов ФИО1, его порезал ножом Кузиванов Василий, отчество он не знал. ФИО2 рассказал, что вечером они зашли на территорию детского сада по ул. Д.Каликовой около остановки «Худяево». На веранде они с ребятами просто стояли разговаривали. Там же находился Кузиванов. Он о чем-то разговаривал с ФИО8. Затем Кузиванов зачем-то подозвал ФИО1. Когда ФИО2 подошел, то тот неожиданно ударил его ножом в область живота. ФИО2 стал убегать от Кузиванова, а тот побежал за ним и, догнав, еще нанес ему два удара в область икры ноги. В это время подбежали друзья ФИО1 и стали пытаться отобрать у него нож. Сразу сделать это не смогли, так как Кузиванов размахивал ножом и порезал ФИО2 левую руку. Затем они отобрали у Кузиванова нож. Этот нож сдал в милицию ФИО4. Со слов сына Кузиванов был пьяный. Ранее никаких дел ФИО1 с Кузивановым не имел и его не знал. От ребят он сам узнал, что этот Кузиванов проживает где-то на «Худяево», недалеко от места инцидента. ФИО1 около двух недель после операции находился в больнице, после чего за ним приехал представитель воинской части, где он служит, и они уехали по месту службы (т. 1, л.д. 30-31).

Кроме того, вина Кузиванова В.А. в совершении преступления, подтверждается:

- рапортом следователя СО Сыктывдинского ОВД Карманова С.В., из которого следует, что 15.09.1994 года он, получив сообщение от оперативного дежурного о причинении ножевых ранений ФИО1 в ходе осмотра места происшествия изъял у гр-на ФИО4 нож, ручка которого обмотана синей изолентой, на ноже имеются пятна бурого цвета. ФИО4 пояснил, что именно указанным ножом причинены ранения ФИО1 (т. 1, л.д. 20);

- протоколом обыска от 27.07.2010 года – д. 10 по ул. Вавилина с. Выльгорт Сыктывдинского района, в ходе которого в подвальном помещении указанного дома обнаружен гр-н Кузиванов Василий Александрович, 07.01.1956 года рождения (т. 1, л.д. 75-78);

    - заключением судебно-медицинского эксперта №2154 от 07.10.1994 из которого следует, что у ФИО1 обнаружено проникающее колото-резанное ранение передней брюшной стенки без повреждения внутренних органов и колото-резанная раны левого предплечья и левой голени. Повреждения могли возникнуть 15.09.1994 г. от действия предмета, имеющего колюще-режущие свойства, каким мог быть и нож. Проникающее ранение живота по признаку опасности для жизни относится к тяжким телесным повреждениям (т. 1, л.д. 106-107);

    - заключением судебно-медицинского эксперта №2/3020-10-Д из которого следует, что у ФИО1 имелись повреждения в виде проникающего колото-резанного ранения живота без повреждения внутренних органов, а также резанных ран левого предплечья и левой голени. Проникающее ранение живота по признаку опасности для жизни относится к тяжким телесным повреждениям. Две резанные раны, локализованные в области левого предплечья и левой голени относятся к легким телесным повреждениям. Повреждения могу образоваться 15.09.1994 г. от контактного воздействия предмета с режущей кромкой, каковым мог быть нож (т. 1, л.д. 121-122);

    - заключением эксперта № 1984 из которого следует, что отпечатки пальцев рук в дактилокарте от имени лица, задержанного 27.07.2010 года сотрудниками ОУР КМ ОВД по Сыктывдинскому району, соответствуют отпечатка пальцев рук в ксерокопии дактилокарты на имя Кузиванова А.В. 1956 г.р., то есть отпечатки оставлены одним и тем же лицом (т. 1, л.д. 131-134).

Оценив и проанализировав представленные доказательства, суд считает, что они получены в соответствии с законом и принимаются в качестве допустимых, а их совокупность позволяет утверждать о доказанности вины подсудимого Кузиванова В.А. в совершении преступления. Объективно она подтверждается показаниями свидетелей, потерпевшего, а также исследованными письменными материалами уголовного дела.

Так судом установлено, что 15.09.1994 года в период времени с 20 до 22 часов между Кузивановым В.А. и ФИО1 произошел конфликт, в результате которого последнему были причинены ножевые ранения. Очередность нанесения ранений, их локализация, а также то обстоятельство, что Кузиванов догонял потерпевшего после нанесения первого удара, и причинил еще два ножевых ранения, свидетельствуют об умысле, направленном именно на убийство. Доводы подсудимого о самообороне не соответствуют действительности и опровергаются оглашенными в судебном заседании показаниями потерпевшего и свидетелей – непосредственных очевидцев произошедших событий.

Суд квалифицирует действия подсудимого Кузиванова В.А. по ч. 2 ст. 15 - ст. 103 УК РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 25.06.1962 года), как покушение на умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, указанных в ст. 102 УК РСФСР.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории тяжкого, личность подсудимого, ранее не судимого, по месту содержания под стражей характеризующегося удовлетворительно, а также обстоятельства, смягчающие наказание.

Обстоятельством, смягчающим наказание, суд признает возмещение ущерба потерпевшему, частичное признание вины, раскаяние в содеяном.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

С учетом вышеизложенного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности подсудимого, возместившего причиненный вред, частично признавшего вину, мнения потерпевшего, не имеющего претензий к подсудимому, а также то обстоятельство, что после совершенного преступления практически 16 лет Кузиванов В.А. каких-либо правонарушений не совершал, суд приходит к выводу, что наказание Кузиванову В.А. должно быть назначено в виде лишения свободы с применением правил ст. 64 УК РФ, поскольку именно такое наказание соответствует целям исправления подсудимого и принципу справедливости.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ видом исправительного учреждения подсудимому Кузиванову В.А. назначить исправительную колонию общего режима.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

    Признать Кузиванова Василия Александровича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 15 - ст. 103 УК РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 25.06.1962 года) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, исчисляя срок наказания с 28.01.2011 года.

Зачесть Кузиванову В.А. в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 27.07.2010 г. по 27.01.2011 г.

Меру пресечения осужденному Кузиванову В.А. на кассационный период оставить без изменения в виде содержания под стражей.

    Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения через Сыктывдинский районный суд, а лицом, содержащимся под стражей в тот же срок с момента получения приговора.

    В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора и в тот же срок со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.

         Судья                                                                                               В.И. Сухопаров