Дело № 1-110/2010
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерациис. Выльгорт «6» августа 2010 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Сколяровой М.И.,при секретаре Сивергиной В.Н.,
подсудимого Расова Е.В.
и его защитника – адвоката Кадиевой Р.К., представившей ордер № 454,
потерпевшей ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
- Расова Евгения Вячеславовича, 12 июня 1987 года рождения, уроженца <адрес>, имеющего неполное среднее образование, неработающего, проживающего <адрес>, неженатого, гражданина РФ, ранее не судимого, (под стражей с 10.04.2010 г.)
- в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
установил:
Расов Е.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку при следующих обстоятельствах.
В период времени с 18 часов 8 апреля до 02 часов 9 апреля 2010 года в доме №, расположенном по адресу: м. Педегрезд, с. Шошка, Сыктывдинский район, между подсудимым Расовым Е.В. и ФИО2 после совместного употребления спиртных напитков произошла ссора, в ходе которой Расов, имея умысел на причинение смерти потерпевшего ФИО2 с приложением значительной физической силы нанес ему множественные (не менее четырех) удары поленом в область головы и грудной клетки. Продолжая преступный замысел, Расов нанес еще не менее двух ударов металлическим ковшом в область головы и грудной клетки потерпевшего. В результате преступных действий потерпевшему причинена открытая черепно – мозговая травма с переломом костей основания черепа, лицевого скелета, ушиб головного мозга тяжелой степени, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку, повлекшие в совокупности смерть потерпевшего на месте преступления.
Подсудимый Расов Е.В. вину в совершении преступления признал частично, пояснив, что действительно в ходе возникшей ссоры с ФИО2 и обоюдной драки, в ходе которой ФИО2 избил его, после того, как ФИО2 схватил его за шею и пытался душить, обороняясь, взял полено и нанес им несколько ударов в область головы потерпевшего. Успокоившись, ФИО2 отошел от него и сел на диван, а он, выбросив полено, из дома вышел. Возвратившись, слышал, как ФИО2 и мать о чем-то между собой разговаривали. Также пояснил, что убивать ФИО2 не хотел, удары поленом наносил защищаясь, поскольку ФИО2 пытался его задушить и ранее имел место случай, когда ФИО2 «кидался» на него ножом. Утром следующего дня обнаружили, что ФИО2 не подает признаков жизни. Нанесение ударов ковшом в область головы и грудной клетки отрицал.
Допросив подсудимого, свидетелей, исследовав письменные материалы уголовного дела, суд считает, что вина Расова Е.В. в совершении преступления подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Из протокола осмотра места происшествия от 09.04.2010 г. – дома №, д. Педигрезд, с. Шошка следует, что в ходе осмотра в доме обнаружен труп потерпевшего ФИО2 с признаками насильственной смерти, в теменной области головы обнаружена массивная рана, деформация и подвижность костей черепа и костей носа; на обоях возле дивана обнаружены брызги различных размеров следов вещества красно-бурого цвета; подушки, постельные принадлежности обильно пропитаны веществом красно-бурого цвета, имеются фрагменты древесины. С места происшествия изъяты: вырезы с обоев, с подушек, щепа с места обнаружения трупа, фрагменты волос, металлический ковш, полено (л.д. 7-23).
Протоколами выемки от 9 и 10 апреля 2010 г. у Расова Е.В. изъята одежда, в которой он находился в момент совершения преступления (л.д. 86-90, 92-93).
Согласно протоколу явки с повинной, составленной Расовым Е.В. собственноручно, последний признается в том, что в ходе возникшей ссоры с ФИО2 нанес ему 2-3 удара поленом по голове (л.д. 53).
Указанные Расовым в протоколе явки с повинной обстоятельства причинения смерти потерпевшему согласуются с заключением судебно- медицинского эксперта № 1\297-10\10 согласно которого, причинной смерти ФИО2 явилась открытая черепно-мозговая травма с переломом костей основания черепа, лицевого скелета; ушиб головного мозга тяжелой степени, кровоизлияния под мягкую оболочку. Данные повреждения образовались незадолго до смерти от неоднократного воздействия тупых предметов с ограниченной травмирующей поверхностью, с приложением силы в области лица и волосистой части головы, на что указывает локализация контактных повреждений в виде ушиблено-рваных ран, кровоподтеков и ссадин. Контактные повреждения в виде ушиблено-рваных ран на лице и волосистой части головы входящих в состав открытой черепно-мозговой травмы, образовались от воздействия твердого тупого предмета, от представленного на исследование полена не исключается, что подтверждается и наличием на стенках раневых каналов микрочастиц, похожих на частицы коры. Между полученными телесными повреждениями и причиной смерти имеется прямая причинно-следственная связь. Этим же заключением установлено, что после получения телесных повреждений ФИО2 не мог совершать активных, целенаправленных действий, в том числе передвигаться, кричать, что связано с тяжестью полученных телесных повреждений и нахождением в опьянении тяжелой степени. Взаиморасположение потерпевшего и нападавшего могло быть любым при условии доступности для воздействия областей, на которых расположены контактные повреждения в виде ушиблено-рваных ран, кровоподтеков, ссадин, но наиболее вероятное взаиморасположение - лицом друг к другу.
Возможность нанесения ударов представленным на исследование ковшом не исключается, однако удары им не могли привести образованию выраженных повреждений в виде ушиблено-рваных ран, удары ковшом могли быть нанесены уже после ударов поленом, вследствие которых образовались ушиблено-рваные раны с наружным кровотечением (т.1 л.д.122-129).
В ходе предварительного следствия Расов Е.В., допрошенный подозреваемым в соответствии с требованиями норм УПК РФ с разъяснением процессуальных прав и с участием адвоката, показания которого оглашены судом в порядке п. 1 ч.1 ст. 276 УПК РФ, пояснял, что в момент начала конфликта с ФИО2, последний схватил его за шею, однако он вырвался, и схватив полено нанес им сидящему на диване ФИО2 множественные удары в область головы. В момент ударов голова потерпевшего была обращена к нему, удары наносились сверху вниз. Также пояснял, что от ударов ФИО2 продолжал сидеть на диване (т.1 л.д.58-62).
Об этих же обстоятельствах Расов указал и при проверки его показаний на месте преступления. В ходе проведения которой, Расов, воссоздав обстоятельства совершения преступления, показал, как наносил удары поленом потерпевшему, описал количество и локализацию причиненных потерпевшему повреждений, указал также, что всего нанес три удара в область головы и один удар поленом по руке потерпевшего (л.д. 64-68).
Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств №7/63-10/85-10 от 23.04.2010 следует, что на представленных кожных лоскутах трупа потерпевшего обнаружено 3 ушибленные раны, образовавшиеся в результате 3 ударных воздействий твердого тупого предмета, имеющего грань с неровным рельефом. При нанесении раны лобной области действие травмирующей силы было направлено спереди назад и несколько справа налево относительно следовоспринимающей части тела. При нанесении ран волосистой части головы действие травмирующей силы было направлено под углом сверху вниз относительно следовоспринимающей части тела. Не исключается возможность образования ушибленных ран на представленных кожных лоскутах в результате нанесения ударов представленным на исследование поленом, удары наносились с силой, достаточной для возникновения ушибленных ран. На представленном полене (масса которого составляет 2200 гр.) обнаружены следы вещества, похожего кровь, в виде пятен и следов от брызг средней скорости. Такие следы образуются при контакте с обильно опачканым кровью предметом (пятна) и при ударе по предмету, опачканному жидкой кровью, в том числе по участку тела человека с источником наружного кровотечения. Указанные брызги на полене образовались в результате не менее трех ударов, что подтверждается характером их распространения по трем направлениям (вдоль полена, поперек и косопродольно). На представленном ковше обнаружены следы вещества, похожего на кровь, в виде мазка с продольной исчерченностью (образуются при скользящем контакте с опачканым кровью предметом, например, с пропитанными кровью волосами человека), обнаружены следы от брызг средней скорости, распространявшихся в направлении снизу вверх от края дна ковша со стороны рукояти такие следы образуются при ударе по поверхности, опачканой жидкой кровью, в том числе по участку тела человека с источником наружного кровотечения (т.1 л.д. 98-107).
Согласно заключению эксперта №7/69-10/92-10 судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, на основании исследования протокола осмотра места происшествия, допроса подозреваемого, диска с видеозаписью проверки показаний на месте с Расовым Е.В., одежды Расова, фрагмента обоев, с учетом заключения судебно-биологическолй экспертизы, экспертом сделан вывод о том, что на передней поверхности куртки слева и на подкладке куртки справа обнаружены наложения крови в виде следов от брызг средней скорости, которые распространялись в направлении спереди назад и несколько сверху вниз относительно куртки, при условии, что куртка была расстегнута и правая пола куртки отогнута (что может быть, например, при взмахах правой рукой во время нанесения ударов). Такие следы образуются либо при ударе твердым тупым предметом по поверхности, опачканной жидкой кровью (в том числе по участку тела человека с источником наружного кровотечения), либо при размахивании предметом, опачканным жидкой кровью в том числе, при взмахах во время нанесения ударов).
При сопоставлении видеосъемки проверки показаний на месте Расовым с механизмом образования следов крови, обнаруженных на куртке, установлено: следы на передней поверхности куртки слева и на подкладке справа могли образоваться при нанесении ударов поленом удерживаемым в правой руке, как показывает подозреваемый. Таким образом, нападавший в момент нанесения ударов был расположен передней поверхностью тела в сторону потерпевшего и область нанесения ударов располагалась приблизительно на уровне средней части тела нападающего. На фрагментах обоев обнаружены наложения крови в виде следов от брызг высокой и средней скорости, распространявшихся под незначительным углом. Такие следы образуются либо при ударе твердым тупым предметом по поверхности, опачканной жидкой кровью либо при размахивании предметом, опачканным жидкой кровью (в том числе, при взмахах во время нанесения ударов). При сопоставлении данных съемки проверки показаний на месте Расовым и механизмом образования слелов крови, обнаруженных на фрагметах обоев, сделан вывод о том, что следы крови, обнаруженные на обоях, могли образоваться в результате «стряхивания» с травмирующего предмета при размахивании, при нанесении ударов по голове сидящего на диване потерпевшего, как показывал подозреваемый Расов при проведении проверки показаний на месте.
Этим же заключением установлено, что все обнаруженные на одежде и обоях следы крови образовались в результате нескольких (не менее 2) ударов по поверхности, опачканной жидкой кровью (в том числе по участку тела человека с источником наружного кровотечения), что подтверждается характером распространения следов от брызг в двух направлениях, все удары наносились приблизительно в одном месте, либо на незначительном расстоянии друг от друга (т. 1 л.д. 109-116).
Оценивая показания подсудимого Расова в ходе предварительного и судебного следствия, суд принимает за основу его показания в ходе предварительного расследования, поскольку эти показания последовательны, подробны, подтверждены проверкой его показаний на месте, согласуются с заключениями судебно-медицинских экспертиз. Кроме того, данные показания были даны Расовым в присутствии адвоката, что исключает возможность применения незаконных методов допроса и согласуются с обстоятельствами указанными собственноручно им в протоколе явки с повинной.
Свидетель ФИО3 пояснила, что вечером, 08.04.2010г. распивали спиртные напитки с ФИО2 и сыном, Расовым Е. В ходе распития между ней и ФИО2 произошел конфликт, в ходе которого ФИО2 нанес ей множественные удары по руке и голове. От ее криков проснулся сын, и заступился за нее, пытался успокоить ФИО2. Испугавшись, она выбежала на улицу, спряталась на чердаке, где просидела около получаса. Вернувшись в дом, не включая свет, легла спать на диван, где уже лежал ФИО2. Проснувшись утром, увидела, что ФИО2 в крови и не подает признаков жизни. Что произошло в доме в ее отсутствие ей неизвестно. Дополнительно пояснила, что ФИО2 в состоянии алкогольного опьянении становился агрессивным, избивал ее и сына.
Согласно заключению эксперта № 2\1347, при медицинском осмотре Расовой Т.М. 09.04.2010г. у нее обнаружены: ушибленная рана теменной области слева, кровоподтеки заушной области слева, передней поверхности грудной клетки, обширные кровоподтеки левого плеча, левого бедра, левого локтевого сустава с переходом на предплечье, ссадина правого коленного сустава. Данные телесные повреждения могли образоваться в результате ударов твердыми тупыми предметами, не причинившие вреда здоровью, и их образование не исключается за 1-2 дня до осмотра (т.1 л.д. 147-148).
Из заключения эксперта №2/1348-10 следует, что у Расова Е.В. обнаружены глубокая ссадина теменно-затылочной области в центральной части; ссадины - щечной области слева, правого локтевого сустава, в проекции грудины, обоих предплечий, правой кисти; кровоподтек левого локтевого сустава; кровоподтек и ссадина левой кисти. Ссадины в проекции грудины и обоих предплечий могли образоваться от скользящих воздействий твердыми заостренными предметами. Остальные повреждения могли образоваться в результате ударов твердыми тупыми предметами, а также кровоподтек и ссадина левой кисти могли образоваться при соударении о твердый тупой предмет. Повреждения не причинили вреда здоровью (л.д. 141-142).
Согласно заключению судебно-психиатрического эксперта № 299 Расов признаков хронического психического расстройства, слабоумия, временного психического расстройства, либо иного болезненного состояния психики не обнаруживал и не обнаруживает. Мог и может в настоящее время осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. На период инкриминируемого деяния, признаков временного психического расстройства не обнаруживал, находился в состоянии простого алкогольного опьянения. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается (л.д. 181-182)
Оценив и проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что они получены в соответствии с законом и признаются в качестве допустимых, а их совокупность позволяет утверждать о доказанности вины подсудимого Расова Е.В. в совершении преступного деяния.
Судом с достаточной полнотой установлено, что Расов Е.В имея умысел на причинение смерти потерпевшего ФИО2, в ходе возникшей ссоры и из личных неприязненных отношений с приложением значительной силы нанес ему множественные удары поленом в область головы, причинив последнему открытую черепно – мозговую травму с переломом костей основания черепа, лицевого скелета; ушиб головного мозга тяжелой степени, кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку, повлекшие его смерть на месте преступления.
Довод стороны защиты и подсудимого о том, что умысла на убийства потерпевшего у него не было, удары наносил, обороняясь от действий ФИО2, судом во внимание не принимаются. Суд считает, что нанесение множественных ударов поленом (весом более 2 кг) со значительной силой в область головы потерпевшего, вследствие чего причинена открытая черепно - мозговая травма с переломом костей основания черепа, лицевого скелета, ушиб головного мозга тяжелой степени, объективно свидетельствуют о наличии умысла на лишение жизни потерпевшего, смерть которого наступила на месте преступления. Мотивом убийства явилась личная неприязнь к потерпевшему, в связи с его поведением незадолго до наступивших событий в отношении матери, Расовой Т.М. Судом также установлено, что после того, как ФИО2 схватил Расова за шею, последний вырвался, однако не пытался покинуть квартиру или предотвратить конфликт иным способом, менее опасным для жизни потерпевшего, и действуя из личных неприязненных отношений, имея умысел на убийство потерпевшего нанес ему множественные удары поленом в область головы. Как следует из материалов уголовного дела, ФИО2 находился в тяжелой степени опьянения, являлся инвалидом, был старше по возрасту, и реальной опасности для Расова не представлял.
При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, относящегося к особо тяжким преступным деяниям, личность виновного, а также обстоятельства, смягчающие его наказание.
Обстоятельств, отягчающих наказание в порядке ст. 63 УК РФ судом не установлено.
Учитывая тяжесть и обстоятельства совершения преступления, личность подсудимого Расова Е.В., характеризующегося по последнему месту работы положительно, по месту жительства удовлетворительно, суд, несмотря на наличие ряда обстоятельств смягчающих его наказание, состояние здоровья и раскаяние содеянном, считает, что его исправление возможно только в условиях его изоляции от общества, поскольку именно такое наказание, по мнению суда, будет способствовать его исправлению и предупреждению совершения им новых преступлений и соответствует принципу справедливости.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного преступления которые бы существенно уменьшили степень общественной опасности содеянного осужденным, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307 -309 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать Расова Евгения Вячеславовича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет 6 (шесть) месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, исчисляя срок наказания с учетом времени предварительного содержания под стражей с 10.04.2010 г.
Меру пресечения Расову Е.В. оставить без изменения – заключение под стражей.Вещественные доказательства по делу: изъятую в ходе следствия одежду возвратить осужденному Расову Е.В., остальные – уничтожить.Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей в тот же срок с момента получения его копии.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора и в тот же срок со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.Судья М.И. СколяроваСудебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Коми от 15 октября 2010 г. определила: приговор Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 06 августа 2010 г. оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.