Дело № 2-597/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Выльгорт «27» мая 2010 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре Мельник Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах Кузнецовой Тамары Романовны к Агентству Республики Коми по социальному развитию, государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о возложении обязанности по совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд в интересах Кузнецовой Т.Р. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о возложении обязанности на Агентство Республики Коми по социальному развитию направить ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Кузнецовой Т.Р. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, возложении обязанности на ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» принять у Кузнецовой Т.Р. заявление на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование требований указав, Кузнецова Т.Р., имеющая статус «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Однако, Агентством Республики Коми по социальному развитию не выполнены требования законодательства о направлении извещения о необходимости представления гражданами заявлений на предоставление единовременных денежных выплат.
В судебном заседании прокурор Распопова О.Л. уточнила исковые требования, просила возложить обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию направить ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Кузнецовой Т.Р. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения и возложить обязанность на ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в течение трех рабочих дней после получения извещения довести указанное извещение до сведения Кузнецовой Т.Р.
Истец – Кузнецова Т.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее по тексту – Агентство), Осипов О.М., с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что согласно разъяснениям Министерства Регионального развития Российской Федерации бывшие узники фашизма обеспечению жильем, в рамках указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», не подлежат, поскольку законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны.
Представитель ответчика - ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», Демина И.Н., в судебном заседании с исковыми требованиям не согласилась в полном объеме, суду пояснила, что в соответствии с письмом Министерства Регионального развития Российской Федерации бывшие узники фашизма обеспечению жильем, в рамках указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», не подлежат, поскольку законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами их союзниками в период второй мировой войны» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан:
-вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения;
-относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Пунктами 7, 8, 9 «Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства РК от 22.03.2010 №58 предусмотрено, что Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее по тексту – Агентство), исходя из объема субвенций, передаваемых в установленном порядке в соответствующем финансовом году, на основании республиканского списка направляет в государственные учреждения Республики Коми - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения извещения о необходимости представления гражданами заявлений на предоставление единовременных денежных выплат.
Центры по предоставлению государственных услуг в течение трех рабочих дней после получения извещения Агентства обеспечивают доведение указанного извещения до сведения граждан.
Судом установлено, что на основании постановления главы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 1/12 от 11.01.2009 года Кузнецова Т.Р. признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 22.12.2008 года.
В марте 2010 года Агентством в адрес ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» направлены письма-извещения о необходимости предоставлении гражданами заявлений на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Вместе с тем, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» указанные выше письма-извещения, предназначенные для вручения гражданам, относящимся к категории «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», включая и Кузнецову Т.Р., возвращены в адрес Агентства, в связи с тем, что законодатель не приравнивает в полном объеме несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны к участникам Великой Отечественной войны.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны имеют такой же объем льгот, как и участники Великой Отечественной войны. Какие – либо исключения по объему предоставления льгот для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны по отношению к участникам Великой Отечественной войны действующим законодательством не предусмотрены.
Довод ответчиков о том, что в соответствии с письмом Министерства Регионального развития Российской Федерации указанная категория граждан не подлежит обеспечению жильем, судом признан несостоятельным, поскольку письма органов исполнительной власти не являются нормативными актами, а носят лишь рекомендательный характер.
Таким образом, учитывая, что Кузнецова Т.Р. в соответствии с постановлением главы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 1/12 от 11.01.2009 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (и является таковой), является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, то в соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с постановлением Правительства РК от 22.03.2010 № 58, исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию в срок до Дата обезличена направить в государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Кузнецовой Тамарой Романовной заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.
Обязать государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в течение трех рабочих дней после получения из Агентства Республики Коми по социальному развитию извещения о необходимости предоставления Кузнецовой Тамарой Романовной заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, обеспечить доведение указанного извещения до сведения Кузнецовой Тамары Романовны.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.И. Сухопаров
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2010 года.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 05.07.2010 года решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27.05.2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.