включение в стаж периода работы



дело № 2-347/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Выльгорт 02 июня 2010 года

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре Мельник Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ватамановой Анны Терентьевны к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о включении в стаж периода работы,

УСТАНОВИЛ:

Ватаманова А.Т. обратилась в Сыктывдинский районный суд с исковым заявлением к администрации МО МР «Сыктывдинский» о признании незаконным отказа Администрации МО МР «Сыктывдинский» в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе и возложении обязанности включения в стаж муниципальной службы периода работы нештатным экспертом бюро товарных экспертиз Министерства торговли Коми АССР с 25.06.1984 года по 17.08.1992 года.

В судебном заседании представитель истицы Рочева И.О. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Дата обезличена Ватаманова А.Т. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. В назначении пенсии ей было отказано. С указанным решением об отказе Ватамановой А.Т. не согласна, по следующим причинам:

В соответствии с ч. 4 ст.10(1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 г. № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми «в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, включаются периоды службы, установленные для включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми «О пенсионном обеспечении лиц, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми».

Дата обезличена Ватаманова А.Т. была принята на работу в порядке перевода в Министерства торговли Коми АССР на должность нештатного эксперта по промышленной группе товаров в бюро товарных экспертиз. Указанную должность занимала по Дата обезличена г., т.е. до своего увольнения по п.5 ст.29 КЗот РСФСР. Это подтверждается записями в трудовой книжке, письмом в КООП Универмага Сыктывдинского райпотребсоюза за подписью заместителя министра (Р.И.Клейна). Должность «эксперта» относилась к категории должностей «специалисты».

Весь период работы Ватамановой А.Т. с Дата обезличена по Дата обезличена в государственном органе, который назывался сначала Министерство торговли Коми АССР, затем Министерство торговли Коми ССР, она выполняла обязанности по осуществлению полномочий данного центрального органа государственного управления Коми АССР.

В период с Дата обезличена по Дата обезличена действовало положение о Министерстве торговли Коми АССР, утвержденное постановлением Совета Министров Коми АССР № 134 от 15.04.1981 г. Указанное положение одной из задач Министерства называло «активное воздействие на предприятия промышленности в производстве товаров народного потребления, улучшении их ассортимента, повышении качества и на этой основе обеспечение наиболее полного удовлетворения растущего спроса населения на товары» (абзац 3 пункта 3). Во исполнение поставленной задачи Министерство выполняло функции, указанные в абз.4 подпункта «ж», подпункте «л», абз.2 подпункта «м», подпункте «с» Положения. Эти функции Министерства торговли Коми АССР осуществляло и его структурное подразделение - бюро товарных экспертиз (Положение о бюро товарных экспертиз, утвержденное приказом Министерства торговли РСФСР от 29.12.1983 г. № 313). В указанный период бюро не являлось юридическим лицом и на него не распространялся Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)».

В период с Дата обезличена до увольнения Ватамановой А.Т. - Дата обезличена действовало положение о Министерстве торговли Коми ССР, утвержденное постановлением Совета Министров Коми ССР № 67 от 08.02.1992 г. Указанное положение одной из задач Министерства называло «активное воздействие на увеличение производства товаров народного потребления, улучшение их качества, расширение ассортимента в целях наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары» (абзац 2 пункта 3). Во исполнение поставленной задачи Министерство выполняло функции, указанные в абз. 7,8 пункта 5 Положения. Эти функции Министерства торговли Коми АССР осуществляло и его структурное подразделение - бюро товарных экспертиз (Положение о бюро товарных экспертиз, утвержденное приказом Министерства торговли РСФСР от 29.12.1983 г. № 313).

На основании вышеизложенного представитель истца считает необходимым обязать ответчика включить Ватамановой А.Т. в стаж муниципальной службы период работы нештатным экспертом бюро товарных экспертиз Министерства торговли Коми АССР, Министерства торговли Коми ССР с 25.06.1984 г. по 17.08.1992 г. Также признать незаконным отказ 29.01.2010г. администрации МО МР «Сыктывдинский» в назначении Ватамановой А.Т. пенсии за выслугу лет на муниципальной службе и обязать администрацию МОМР « Сыктывдинский» назначить пенсию за выслугу лет на муниципальной службе с 22.01.2010г.

Истец Ватаманова А.Т. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные ее представителем.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский», Абрасева Н.С., исковые требования не признала, суду пояснила, что должность нештатного эксперта бюро товарных экспертиз Министерства торговли Коми АССР, Министерства торговли Коми ССР, занимаемая Ватамановой А.Т. в период с Дата обезличена по Дата обезличена, не входит в перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы Республики Коми.

Выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Нефедова В.Я. суду показала, что с Дата обезличена по Дата обезличена она состояла в должности заместителя Министра торговли Коми АССР, в это же время Ватаманова А.Т. работала в качестве нештатного эксперта. Поскольку бюджетных средств не хватало, утверждались нештатные эксперты. Указанные должности были за штатом Бюро, их оплата труда была сдельно-премиальной.

Свидетель Михайлова С.И., суду пояснила, что в спорный период состояла в должности начальника Бюро товарных экспертиз, в ее отделе нештатным экспертом работала Ватаманова А.Т. В должностные обязанности нештатных экспертов входило проведение экспертиз товаров. Однако, система оплаты труда нештатных сотрудников отличалась, так у нештатных экспертов была сдельно-премиальная система оплаты труда.

Довод истца и его представителя о том, что Бюро товарных экспертиз Министерства торговли Коми АССР, Министерства торговли Коми ССР, является структурным подразделением органа исполнительной власти, стороной ответчика не оспаривается.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из анализа данной нормы следует, что одним из признаков должности муниципальной службы является установление ее правовым актом.

Согласно ст. 5 Федерального Закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 05.12.2008 года № 19/12-3 утвержден «Порядок назначения пенсии за выслугу лет, ее перерасчета, выплаты, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления для лиц, замещающих муниципальные должности и лиц, замещающих должности муниципальной службы» (далее Порядок). Из п. 4 раздела II Порядка следует, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются периода службы (работы), установленные для включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности гражданской службы Республики Коми, Законом Республики Коми «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Коми».

В соответствии ч.2 ст.2 Закона Республики Коми «О пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Коми» от 04.05.2008 года № 48-РЗ (далее Закона РК №48-РЗ) в стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, включаются в порядке, установленном Главой Республики Коми, периоды службы (работы) в соответствии с приложением к настоящему Закону. Указанным законом РК установлен Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в Республике Коми».

Согласно данного перечня:

1. В стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, включаются периоды замещения:

1) государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации;

2) должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации;

3) воинских должностей;

4) должностей правоохранительной службы;

5) должностей муниципальной службы;

6) выборных должностей в органах местного самоуправления;

7) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

2. В стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, засчитываются периоды замещения:

1) должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральной государственной службы;

2) государственных должностей государственной службы Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации;

3) должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

4) должностей сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемых в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

6) должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации";

7) выборных должностей, должностей руководителей и специалистов, занимаемых на постоянной основе в период с 1 января 1992 года до введения в действие соответствующих перечней и реестров государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации, государственных должностей федеральных государственных служащих, государственных должностей федеральной государственной службы, государственных должностей государственной службы Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации:

а) в Администрации Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) Президента Российской Федерации, государственных органах (органах) при Президенте Российской Федерации;

б) в Совете Безопасности Российской Федерации и его аппарате;

в) в федеральных органах законодательной (представительной) власти и их аппаратах, Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по статистике и его органах в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, районах и городах, Контрольно-бюджетном комитете при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в органах народного контроля;

г) в Правительстве Российской Федерации (Совете Министров - Правительстве Российской Федерации) и его Аппарате, федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации;

д) в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры);

е) в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее аппарате;

ж) в Счетной палате Российской Федерации и ее аппарате;

з) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах) и органах местного самоуправления;

8) должностей, замещаемых гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств, с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должностей, замещаемых на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;

9) выборных должностей, должностей руководителей и специалистов, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе:

а) в аппаратах Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления Президента СССР и Президента РСФСР, органах государственного управления при Президенте СССР и Президенте РСФСР, а также в аппаратах президентов других союзных республик;

б) в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР и их аппаратах, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления Совета Министров СССР и органах государственного управления при Совете Министров СССР, органах государственного управления при Кабинете Министров СССР, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик и их аппаратах, органах государственного управления Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик, органах государственного управления при Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик;

г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР;

д) в дипломатических представительствах СССР и союзных республик, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом;

е) в Комитете конституционного надзора СССР и его Секретариате, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, государственном арбитраже, суде и органах прокуратуры СССР;

ж) в советах народного хозяйства всех уровней;

з) в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик;

10) до 23 августа 1991 года должностей руководителей и специалистов в органах Коммунистической партии;

11) до 23 августа 1991 года должностей руководителей и специалистов в аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов, райкомов комсомола, в том числе периоды работы на освобожденных выборных должностях в этих органах, не включая периоды работы в первичных комсомольских организациях на предприятиях, в организациях и учреждениях;

12) до 31 декабря 1991 года освобожденных должностей руководителей и специалистов, в том числе выборных, замещающих должности на постоянной основе в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов и их аппаратах, должностей в профкомах органов государственной власти и управления, не включая периоды работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Указом Президента РФ от 19.11.2007 года №1532 утвержден Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ. Данный перечень аналогичен перечню установленному Законом РК №48-РЗ.

Из анализа приведенных выше перечней видно, что в стаж включаются (засчитываются) не любые должности, занимаемые в указанных органах, организациях, учреждениях, объединениях и т.д., а только те, которые устанавливались нормативно-правовыми или иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с действующим на тот период времени законодательством. Таким образом, одним из критериев приравнивания к должности муниципальной службы замещаемых должностей, являлся признак установления должности правовым актом (законом, указом, постановлением, номенклатурой должностей, штатным расписанием и т.д.)

Однако из представленных суду доказательств, а именно: штатного расписания Бюро товарных экспертиз при Министерстве торговли РК, Министерства торговли Коми АССР; Номенклатуры должностей работников, назначаемых и учитываемых Министерством торговли Коми АССР, следует, что должность нештатного эксперта данными актами не устанавливалась и, следовательно, она не может быть отнесена к должностям, включаемым в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.

Кроме того:

1) Согласно Положения о пункте Бюро товарных экспертиз (далее положение о пункте) согласно которого: п. 3.1. Старший эксперт (эксперт) пункта имеет право: создавать советы экспертов на общественных началах для оказания помощи пункту по совершенствованию экспертной работы, подбору специалистов для работы в качестве нештатных экспертов; привлекать для работы в качестве нештатных экспертов лиц, имеющих специальное образование и опыт работы после утверждения в бюро. П. 4.12. Обязанности старшего эксперта (эксперта) – организация и проведение инструктивных совещаний и семинаров с нештатными экспертами, товароведами, бракерами, и другими работниками торговых организаций.

2) Согласно Положения о Бюро товарных экспертиз (далее положение о Бюро) утвержденного приказом Министерства торговли РСФСР от 29.12.1983 года №313, согласно которого: п. 4.1 в качестве штатных и нештатных экспертов могут привлекаться лица, имеющие специальное образование и опыт работы. П. 4.3. рекомендация квалификационной комиссии о пригодности специалистов для работы в качестве нештатных экспертов является основанием для издания приказа по Бюро товарных экспертиз о приеме на работу и определению номенклатуры товаров, по которым данный специалист может проводить экспертизы. Почасовая оплата нештатным экспертам устанавливается в размерах от 50 коп. до 2 рублей в час. Конкретные размеры почасовой оплаты нештатного эксперта, в пределах до максимальных, устанавливаются республиканскими (АССР) министерствами торговли, краевыми, областными и городскими управлениями торговли в зависимости от квалификации эксперта и проверяемого товара.

Исходя из анализа приведенных Положений можно сделать вывод о том, что нештатные эксперты являлись привлеченными работниками, хотя в некоторых случаях и выполняющими свои функции на постоянной основе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Ватамановой Анны Терентьевны к администрации МР МО «Сыктывдинский» о признании незаконным отказа Администрации МО МР «Сыктывдинский» в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе и в включении в стаж муниципальной службы периода работы нештатным экспертом бюро товарных экспертиз Министерства торговли Коми АССР с Дата обезличена по Дата обезличена, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2010 года.Председательствующий В.И. Сухопаров

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19.07.2010 года решение Сыктывдинского районного суда от 02.06.2010 года оставлено без изменения, жалоба Ватамановой А.Т. – без удовлетворения.