Дело № 2-1564/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Выльгорт «11» августа 2010 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Глобу Т. И.
при секретаре Горбачевой Т. Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балукиной Валентины Николаевны к ГУ РК «Санаторий «Лозым» о взыскании недоплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Балукина В. Н. обратилась в суд с иском к ГУ РК «Санаторий «Лозым» о взыскании недоплаченной заработной платы. В обосновании исковых требований указала, что согласно Федеральному закону от 20.04.2007 г. №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2007 г. установлен минимальный размер оплаты труда 2 300 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 г. №234 "О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми" с 01.12.2008 г. на территории Республики Коми установлен минимальный размер оплаты труда равный 1 404 руб. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда - 4330 руб. Считая, что указанный минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум заработной платы работника за полностью отработанный месяц без каких-либо доплат и надбавок, поэтому районный коэффициент, северная надбавка и другие стимулирующие и компенсационные не должны в него включаться, просит произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 г. по день рассмотрения иска в суде в связи с увеличением 01.09.2007 г. минимального размера оплаты труда до 2 300 руб., с 01.01.2009 г. до 4 330 руб. с учетом повышающих коэффициентов по тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и совмещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскать проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а также обязать установить базовый оклад работников ГУ РК «Санаторий «Лозым» 4 330 руб. с одновременной тарификацией согласно квалификации работников.
В судебное заседание истец Балукина В. Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явилась. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик – представитель ГУ РК «Санаторий «Лозым» по доверенности Семукова Л. Н., в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Балукиной В. Н. просила отказать, по основаниям изложенным в отзыве, и применить трехмесячный срок обращения в суд.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Балукиной В. Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что Балукина В. Н. состоит в трудовых отношениях с ГУ РК «Санаторий «Лозым».
Согласно Федеральному закону от 20.04.2007 г. №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2007 г. установлен минимальный размер оплаты труда 2 300 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 г. №234 "О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми" с 01.12.2008 г. на территории Республики Коми установлен минимальный размер оплаты труда равный 1 404 руб. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда - 4330 руб. Считая, что указанный минимальный размер оплаты труда - это установленный минимум заработной платы работника за полностью отработанный месяц без каких-либо доплат и надбавок, поэтому районный коэффициент, северная надбавка и другие стимулирующие и компенсационные не должны в него включаться, просит произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 г. по день рассмотрения иска в суде в связи с увеличением 01.09.2007 г. минимального размера оплаты труда до 2 300 руб., с 01.01.2009 г. до 4 330 руб. с учетом повышающих коэффициентов по тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и совмещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, взыскать проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а также обязать установить базовый оклад работников ГУ РК «Санаторий «Лозым» 4 330 руб. с одновременной тарификацией согласно квалификации работников.
Судом установлено, что фактически о праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 20.04.2007 г. №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", то есть 24.04.2007 г. и Федерального закона от 24.06.2008 г. №91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», то есть 28.06.2008 г.
Срок, установленный ст. 392 Трудового Кодекса РФ, начинает течь с 01.09.2007 г., то есть со дня вступления в действие Федерального закона от 20.04.2007 г. №54-ФЗ и с 01.01.2009 г., то есть со дня вступления в действие Федерального закона от 24.06.2008 г. №91-ФЗ.
В суд с иском о восстановлении нарушенных прав Балукина В. Н.обратилась 16.06.2010 г., доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования о перерасчете заработной платы за три месяца, предшествующих дню обращения в суд, то есть за март, апрель, май месяцы 2010г.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов. Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Статья 129 ТК РФ указывает, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Также, в заработную плату включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, в заработную плату должны включаться все произведенные работодателем начисления, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Данные начисления (доплаты, надбавки, выплаты и так далее) не могут в сумме составлять менее, чем установленный статьей 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда.
Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Ссылка истца на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года, не может быть принята во внимание, поскольку разъяснение на вопрос N 3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010г.
Согласно статье 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из материалов дела следует, что начисление районных и процентных надбавок производилось ответчиком в соответствии с действующим законодательством на всю сумму произведенных работодателем начислений.
Таким образом, ответчик, производил начисление и оплату труда в течение спорного период в рамках действующего законодательства.
Согласно справке ГУ РК «Санаторий «Лозым» Балукина В. Н. состоит в трудовых отношениях с ГУ РК «Санаторий «Лозым» в должности кухонного работника и ее заработная плата за спорный период с учетом всех выплат компенсационного и стимулирующего характера по отработанному времени составляла не менее установленного минимального размера оплаты труда (4 330 руб.).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Балукиной В. Н.удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Балукиной Валентины Николаевны к ГУ РК «Санаторий «Лозым» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с 01.09.2007 г. в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с учетом повышающих коэффициентов по тарифному разряду единой тарифной сетки, с учетом выполненной работы по совместительству и совмещению, с учетом всех компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, о взыскании невыплаченной заработной платы с процентами (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, возложении обязанности установить базовый оклад работников ГУ РК «Санаторий «Лозым» 4 330 руб. с одновременной тарификацией согласно квалификации работников отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий Т. И. Глобу